«1 день – 1 экспонат»: оклад чудотворной Казанской иконы Божьей Матери

01 апреля 2021
Культура

В какой оправе хранилась три столетия чудотворная икона Казанской Божьей матери и как изображения мечетей оказались на памятнике православия? Сегодня в проекте «1 день – 1 экспонат» предмет, который долгое время был скрыт от взглядов посторонних.

В православной ризнице Национального музея Татарстана есть вещи, которые вызывают особенный трепет. Центральный экспонат здесь – оклад, в котором находился подлинник явленной чудотворной Казанской иконы Божьей Матери. В потрясающей, размером в человеческий рост оправе святыня хранилась до самой ее утраты в 1904 году.

Оклад весит почти 20 килограммов и состоит из трёх частей, самая древняя сделана ещё в первой половине XVII века. На покрытом позолотой серебре отчеканены сцены из истории иконы, от ее обретения в 1579 году до чудес, с ней связанных: исцеления больных и прозрения ослепших.

В отсутствии самой иконы мы можем разглядеть детали, обычно скрытые от посторонних глаз. На тыльной стенке киота помещен довольно необычный сюжет. Голгофа и крест находятся не на фоне Иерусалима, как это традиционно бывает. Здесь явно изображён другой город – с европейскими башнями, две из которых увенчаны полумесяцами.

– На памятнике православного искусства мы видим ни что иное, как мечети! Данную композицию возможно трактовать как собирательный образ Казани. И отсылку к тому, что икона была обретена на земле, с мусульманским вероисповеданием. К тому, что уже многие века мусульмане и православные живут здесь вместе в мире и согласии – говорит хранитель музейных предметов Национального музея РТ Людмила Салихова, – Поэтому запечатленные мечети вместе с крестом в рамках одного пространства можно объяснить, как факт тесного сосуществования двух религий на протяжении нескольких столетий. Впрочем, эта актуальность не теряется и сегодня.

Этот оклад – ещё и наглядный учебник по истории серебряного дела в России трёх веков. Сдержанное изображение виноградного сада XVII столетия бурно расцветает пышным русским барокко веком спустя. Казанский мастер, сделавший киот в 1890 году, добавляет сюда имперских символов: корону, скипетр и державу, очевидно отождествляя икону с самой Российской Империей. Метафора, во многом, ставшая пророческой.

– В 1904 году случилось святотатство. По официальной версии икона была украдена из киота вместе с ризой. И по сей день мы не имеем информации о ее местонахождении и что с ней было дальше, – рассказала Людмила Салихова. – Версий и предположений достаточном много, но достоверных сведений нет.

В музей этот ценнейший раритет передали в 1939 году, и почти все это время оклад находился в фондах, то есть был скрыт от глаз посетителей. Впервые святыню явили публике уже в новом тысячелетии, в 2016 году на временной выставке в Изомузее. А вот теперь, спустя долгое время, оклад Казанской иконы Божьей Матери поместили в постоянную экспозицию Национального музея Татарстана.

Антон Райхштат совместно с Национальным музеем РТ.
Еще больше историй в канале «1 день – 1 экспонат» на Яндекс.Дзен.

Комментарии