«Взрыв» катапульты. Что убило экипаж бомбардировщика Ту-22М3

24 марта 2021
Происшествия

Инцидент с Ту-22М3 в Калужской области продолжает серию смертельных катастроф Backfire. Последняя авария с жертвами произошла в Оленьей – и тогда, и теперь погибли трое членов экипажа из четырех. Однако причины крушений разные. Делимся хрониками трагедии.

Катастрофа в Калужской области произошла в ходе плановой подготовки к полету еще на земле. Сработала система катапультирования. Из-за недостаточной высоты парашюты членов экипажа не успели раскрыться. Погибли трое из четырех летчиков. Четвертого члена экипажа, по словам источника ТАСС, доставили в лазарет санитарной части в Шайковке.

Несколько дней тому назад именно в Шайковке проходили летно-тактические учения. Как пояснял тогда командир полка полковник Вадим Белослюдцев, «в учениях задействованы молодые офицеры, которые впервые в своей практике принимали участие в подобных мероприятиях». Теперь же рассказывать приходится о трагедии, которой, очевидно, можно было избежать. «Взрыв» катапульты – явление, прямо скажем, редкое, особенно в условиях, когда самолет даже не взлетел. Впрочем, вполне вероятно, что проблема в технической неисправности. Выводы предстоит сделать следователям. В результате катапультирования погибли командир полка, штурман полка и штурман-инструктор из Рязани – пока это сведения источников, официальной информации о личностях погибших нет.

В Министерстве обороны России не готовы делать окончательные выводы об инциденте:

«Для проведения технического обследования самолета и установления причин происшествия на аэродром направлена комиссия ВКС России», - отметили в оборонном ведомстве накануне.

На условиях анонимности собеседники информационных агентств в Министерстве обороны России добавили, что ракет со специальными боевыми частями в боекомплекте этого Ту-22М3 не было. Накануне сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец принимал участие в учениях подразделений ВКС и не нес боевого дежурства с крылатыми ракетами, оснащенными ядерными боеголовками.


По всей видимости, командир полка должен был провести «контрольный полет», чтобы сделать выводы о квалификации молодых коллег. Почему сработала система катапультирования? Источник «Взгляда» полагает, что пилот, сидевший в кресле командира экипажа, мог «от недоученности или волнения включить тумблер на левом крыле, хоть он и под крышкой». А если речь идет о технической неисправности, роковым мог стать «блуждающий ток», однако этот вариант специалисты считают маловероятным. Куда более правдоподобней выглядит версия «недостатков конструкции системы катапультирования бомбардировщика». Опять же на условиях анонимности источники отмечают, что Ту-22М3 не получил кресло, позволяющее катапультироваться даже при нулевой скорости. Такое есть у истребителей – «там хоть с места прыгай»:

«Но Туполев для своего бомбардировщика не стал такое кресло ставить и изобрел свое кресло».

Заслуженный пилот СССР, бывший военный летчик Олег Смирнов склоняется к версии ошибки пилота в кресле командира экипажа. А значит, чтобы не повторить подобных трагедий в будущем, следует «усилить подготовку пилотов на наземных симуляторах катапультирования».

Герой России, летчик-испытатель Анатолий Кнышов считает, что причиной «взрыва» катапульты могла стать диверсия. Но лишь комиссия сможет сказать об этом с точностью. Пока можно ли размышлять, понимая, что в нормальном режиме система катапультирования применяется. Если у самолета отказал двигатель и начала резко снижаться скорость, напомнил эксперт в беседе с «МК».

О вероятном отказе электрической части в эфире радио Sputnik говорил генерал-майор, заслуженный и военный летчик России Владимир Попов.

«Все же от электрики зависит. Электрический импульс, его наведение могло пройти по проводам — короткое замыкание, еще что-то такое внезапное», - такова позиция Попова, который добавил, что свою роль могла сыграть и погода в регионе.

Остается лишь напомнить, что в 2019 году причиной крушения Ту-22М3 в Оленьей стал «снежный заряд». Такой вывод сделали в Министерстве обороны России. В то же время, источники со ссылкой на рапорт дополняли, Ту-22М3 садился с повышенной нагрузкой в районе торца взлетно-посадочной полосы (ВПП). После Ту-22М3 «отделился от ВПП, стал разрушаться с отделением кабины экипажа от фюзеляжа». Произошел пожар. Самолет переломился. При посадке погибли трое членов экипажа из четырех.

Комментарии

  1. JURI 20 дней назад
    К сожаления так бывает. В Амдерме, поселок за полярным кругом, во время осмотра самолета, ТУ 128, военнослужащий еаходясь в кабине самолет, дернул рычаг катапултирования. Катапульта сработала. Фоннарь не был закрыт, но самолет находился в Ангаре. Военнослужащий разбился о крышу ангара.
    • Юрий 18 дней назад
      Я помню этот случай с Тушкой. В Архангельске(в Талагах) тоже один Туполев 128 разбился на взлёте. Отказали двигатели. Рухнул камнем. На глазах у моего друга. Всё сгорело, только шлем и часы нашли.
    • Henry 18 дней назад
      Вы хоть представляете сколько команд надо выполнить и какую позу принять прежде чем сработает катапульта? А Вы говорите "рычаг дёрнул".
      • Никодим 10 дней назад
        В Липецком авиацентре во время полета ЯК130 выбросил экипаж принудительным срабатыванием катапульты прямо при проходе над ВПП во время тренировочного полета. Причину срабатывания так и не нашли.
      • Николай 4 дня назад
        Если чеки катапультного кресла уже сняты, то, действительно, достаточно случайно дернуть рычаг, а автоматика сама где нужно прижмет летчика, где нужно пододвинет и выкинет к черту из самолета. Так что после случайного нажатия на предохранительный рычаг и его выдергивания останется только материться, процесс уже пойдет сам и его не остановить. А в случае с бомбардировщиком, если даже только у одного командира прошел сигнал на катапультирование, то все-равно последовательно выбросит наружу весь экипаж.
  2. Макс 20 дней назад
    Летим, такие, над Бермудами и вдруг всех из аэроплана выбрасывает, а мы на дежурстве, а ракетки ядреные...дай Бог предохранители сработают, пока наш "лайнер" гробанется в окиян. Но все равно, что подумают наши заклятые "партнеры"?
  3. олег 20 дней назад
    что то часто стали авиакатастрофы происходить тем более что этот самолет может топить авианосцы.
    • индеец 18 дней назад
      этот самолёт может топить города
  4. Валерий 19 дней назад
    Само название взрыв катапульты - уже не вызывает никакого доверия к этой статье. А в Оленегорске всего на всего надо было отправить самолет на повторный круг.
  5. Виктор 19 дней назад
    Шизятину не пишите.Это отказ техники.22-й еще в 80-х этим славился.
  6. Максим 19 дней назад
    Не понятно, почему командира корабля отвезли в санчасть? Он вылетел из кабины или нет? И как могло случиться, что двигатели запущены, экипаж не пристёгнут в креслах и тут только «гастроном» включили? Либо писаки всё перепутали, либо что-то темнят служивые...
    • Игорь 5 дней назад
      А вы представляете себе взрыв пороховой шашки (твердотопливный ракетный двигатель катапульты) в замкнутом объеме не больше 2-х кубометров да та,к чтобы сидящего рядом в 30-ти - 40-а САНТИМЕТРАХ человека как минимум не контузило? Командир корабля на Ту-22М3 принудительно может катапультировать только остальных членов экипажа. Для катапультирования самого себя ему надо дергать ручки между ног. А сработала как раз система принудительного катапультирования. Экипаж (кстати кроме самого командира) не был пристегнут так как основные движки еще не запускали. А до занятия исполнительного штурманам и праваку можно еще 100500 раз успеть пристегнуться, рулит то командир, а он уже пристегнут. Технари на гонке двигателей в эскадрилье или в ТЭЧ тоже не пристегиваются. Штурман-оператор запускал ВСУ (вспомогательную силовую установку) для того, чтобы перейти от питания от наземного источника эл/энергии на бортовой. Говорят, тут и случилось...
  7. Костик 19 дней назад
    Автор, какой взрыв катапульты??? Вы о чём вообще??? Срабатывание нештатное произошло, а не взрыв.
    • Виктор 16 дней назад
      Запись есть ора на борту и месть командира
  8. Станислав 19 дней назад
    Все уже старье , а комплектующие китайские..
    • Владимир 17 дней назад
      Станислав,сам что-ли собирал катапульту?тогда рассказывай что за хлам поставил,умник.
  9. Евгений 18 дней назад
    А нельзя просто посмотреть в каком положении находится злополучный тумблер?
  10. Юрий 18 дней назад
    В Оленегорске-нужно было отправлять самолёт на второй круг. Или в зону ожидания-пока погода не улучшится. Вина как руководителя полётов, так и командира самолёта. Принял неграмотное решение.
    В случае с катапультой-много версий. Что там произошло-одному Богу ведомо. И ещё паре спецов, которые приехали для расследования.
  11. Николай 18 дней назад
    А нельзя кресла на нормальные сменить (истребительные)?
    • Борис 17 дней назад
      Николай, а что Вы вообще здесь делаете, если задаете такие вопросы?
  12. Мусавир 17 дней назад
    Был случай катапульты на земле на аэродроме Возжаевка-2 Амурской области в 1976 году. Был человеческий фактор,молодые техники не вставили чеку на рукоятке кресла. Двое пострадали.
  13. Борис 17 дней назад
    Без команды сами кресла не сойдут. У нас на стоянке горел ТУ-22М3 и когда огонь дошел до кабины, пиропатроны под креслами сработали, но ни одно кресло не сошло. Замки хорошие.
  14. юлий 17 дней назад
    вопрос первый -как срабатывают катапульты -все сразу и индивидуально по команде командира?вопрос второй -прежде чем отправить катапульту в полет ,то должны отстрелиться фонари кабины у каждого члена экипажа! вопрос третий- и предположение что это диверсия ,которая должна была произойти в воздухе -когда техники последний раз проверяли катапульту?
    • Сергей Васильевич 6 дней назад
      Катапультируемые сиденья на истребителях проверяются перед полётами дважды —сначала механиком потом техником. Об этом делается каждый раз запись в журнале. Про бомбардировщики - скорее всего так же. Я служил механиком в г.Артёме.
  15. Исак Канительский 17 дней назад
    Дело было на самом деле так!
    Проверяющий: ну,салаги,поздравляю, с вылетом!
    Второй пилот : здравия желаю,большое спасибо!
    Проверяющий: а к полету готовы, все с собой?
    Комполка :ну, салаги,ну,блин..сколько раз учил!
    Первый пилот:ну, так я ща,быкицер!
    Что-то впопыхах дернул....
  16. Виктор Артамонов 16 дней назад
    "... с повышенной нагрузкой в районе торца взлетно-посадочной полосы (ВПП). Это что за терминология вохровско-солдафонская ? Причина катастрофы - человеческий фактор. "Опять же на условиях анонимности источники отмечают, что Ту-22М3 не получил кресло, позволяющее катапультироваться даже при нулевой скорости. Такое есть у истребителей – «там хоть с места прыгай»: Падение какого самолёта опаснее? Ответ на этот вопрос определит (я надеюсь) подход к решению задачи кресел. Задача, честно говоря, не совсем сегодня простая: отсутствуют дефиниция понятия "опасность" (её физический и системный смыслы, способ расчёта, обобщённое представление о структуре системы "Субъект/объект в потоках реализаций опасности (СОПРО), номенклатура параметров, описывающая эту структуру, подлежащая накоплению (статданные). Особо следует отметить слабость в "Оценке воздействия на окружающую среду" (ОВОС) - стоимость погибшего ЖИВОГО (любого класса) не возможно оценить в денежном эквиваленте! Почему пишу об этом? Потому, что риск ядерного взрыва равен матожиданию вероятности его возникновения, на величину Опасности (!).
  17. Виниамин 16 дней назад
    Вариантоы два. Первый. Замыкание в электроцепи. Второй. Самолет находился перед этим на регламентных работах. Кто-то мог там включить этот тумблер. Летчик после посадки в кабину этого не заметил. После включения питания система и сработала. Ну и третий, маловероятный, но все же. Летчик сам его включил толи по ошибке, толи еще... Пишут в некоторых статьях, типа они там чего-то поругались и он их нах... нах... Маловероятно, но все же.
  18. Северянин 16 дней назад
    Это Туполев -вредитель! Сталин правильно держал, его в шарашке,отпустив его помощников-Мясищева и Петлякова.Да,Лаврентий пожалел. Вот и сказывается и через полвека.
  19. Юрий 13 дней назад
    Уже было раньше в комментариях , что от старости протёрлась изоляция эл. проводке в системе катапультирования , которая могла сработать и раньше в любое время !
  20. pagrik 10 дней назад
    Читаю комментарии и думаю-хотя бы один специалист высказался.А то похоже на разговор бабушек на лавочке-а ты слышала...... Немного согласен с Henry,ну а к старушкам отнесу JURI. Я не специалист в авиации, но мне пришлось немного изучить в те далёкие времена семидесятых в учебном центре ДОСААФ чехословацкий Л-29. Да,чтобы сработали пиропатроны и произошёл,, отстрел,,фонаря нужно выполнить 2-3 операции(3-правильно расположить тело в кресле) Случайно нажать на рычаг как написано не получиться -если быть только полным идиотом чтобы снять с предохранителя и ,,застрелится,, . Лично по моему мнению можно назвать несколько причин трагедии-сбой системы, халатность(не пристёгнутые ремни и несвоевременная переукладка парашютов,при длительном хранении они слёживаются) Ну на счёт высоты отстрела кресла я сказа ничего не могу. Это вопрос к конструкторам и летчикам самолёта. Итог- правда ляжет в архив, а журналисты выберут один из ваших комментариев.
  21. Рабинович 5 дней назад
    Подушки безопасности на автомобиле срабатывают от удара и при скорости более 20 км/ч, либо от очень сильного удара. У меня сработала подушка ночью на стоянке, машина была не молода, подвела проводка.