Фестиваль ​«Мирас»: больше музыки хорошей и разной

24 февраля 2021
Культура


В Казани завершился VI фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». Обозреватель «Казанского репортера» рассказывает о том, чем удивил третий вечер национального музыкального форума.

Заключительный вечер фестиваля «Мирас» состоял из произведений малых форм. А это означало, что в нём звучали в основном симфонические сюиты и симфонические картины, самая продолжительная из которых – «Казанские истории» Рашида Калимуллина – заняла четырнадцать с половиной минут.

– Симфонические картины родились из моих сугубо личных ощущений от общения с городом, – признавался Рашид Фагимович. – Я очень люблю Казань ранним утром, когда только-только светает…

Эта финальная премьера VI фестиваля «Мирас» состоит из четырёх частей, каждая из которых приоткрывает одну из страниц истории столицы Татарстана: «Место для постройки города» уносит нас в те доисторические времена, когда в наши края пришли первые поселенцы, «Здесь будет город Казань» повествует о строительстве булгарской крепости, «Всё было» разворачивает картины, полные людского горя и героизма, разрушительных войн и благодатного расцвета, а «Жизнь хороша, жить хорошо» воссоздаёт национальную идентичность, язык и культуру нынешних татар и здесь не обошлось без цитирования народных песен.

– Если бы национальную идею можно было бы выразить музыкой, то это была бы «Су буйлап», – уверен композитор, – нет её прекрасней, дороже и ближе.

«Әйтер идем Иделгә:

Минем кайгыларымны да

Алып кит дип диңгезгә» –

«Скажу я Волге-реке:

Печаль мою глубокую унеси

с собой ты в море».

Впрочем, это произведение, написанное в тревожном для всех нас 2020 году, завершало третий вечер фестиваля. А открывало концерт другое не менее культовое произведение – «Кәккүк» («Кукушка»). Его автор – Султан Габаши, чьё сто тридцатилетие отмечается в этом году, – стоял у истоков татарской и башкирской профессиональной музыки. Написанная в 1913 году, «Кукушка» сразу завоевала сердца татар, они признали её своей народной песней, и до сих пор существуют разночтения – кто же был автором слов то ли Гарай Рахим, то Ахмет Эники, то ли сам народ. Песня звучала и сольно, и в хоровых обработка, и была визитной карточкой Государственного ансамбля песни и танца РТ, теперь, по всей видимости, настала пора прозвучать ей и в транскрипции для симфонического оркестра. Специально для VI фестиваля «Мирас» её оркестровал молодой талантливый композитор Ильяс Камал.

Бережно подойдя к оригиналу, он лишь усилил полифоническое звучание мелодии. А партия голоса, которую блестяще исполнила Алина Каримова, придала симфоническому исполнению ностальгическую грусть, нежность и влечение к неизведанному.

В собственных произведениях Ильяса Камала достаточно чётко звучит современная татарская интонация на основе серьёзной традиционной музыки. Мы уже рассказывали о камерной опере «Минем Такташ» («Мой Такташ»), созданной им в рамках проекта KazanOperaLab на сцене театра имени Карима Тинчурина. Говорят, что в звуках Ильяс Камал как никто другой умеет выразить моң. Может быть, именно поэтому арт-директор фестиваля Вадим Дулат-Алеев и доверил ему оркестровку стразу двух произведений, прозвучавших в этот вечер – помимо «Кукушки» в его транскрипции для курая и симфонического оркестра прозвучала ещё и Фантазия на татарские темы Альберта Шарафутдинова.

– Наш фестиваль ищет неисхоженные пути и для возвращения забытых произведений, и для того, чтоб произведения татарской классики обрели новое звучание, – пояснил Вадим Робертович. – Составление программы – одна из самых сложных задач. Мы ведь должны и охватить национальную музыку за весь исторический период, и учесть памятные или юбилейные даты. Каждый вечер имеет у нас или тематическую направленность, или внутреннюю драматургию: очень важно в музыке как произведения соседствуют друг с другом. В нынешнем, заключительном концерте VI фестиваля, мы хотели показать, как инструменты традиционные, не симфонические по своей природе, звучат вместе с симфоническим оркестром: курай, гармоника, гитара, пение в народном стиле. Это сейчас один из трендов в этномузыке.


Среди множества произведений, прозвучавших на «Мирасе», Концерт для гитары с оркестром Эльмиры Галимовой не остался незамеченным. Философическая направленность творчества этого молодого композитора придала новое звучание традиционному для татарского народа инструменту. Историки музыки утверждают, что путь гитары шёл не с Запада на Восток, а с Востока на Запад. «Тар» в переводе с персидского – «струна». А приставки к этому слову обозначали число струн: дутар – две струны, ситар – три струны. Гитара, как и цитра, – искажённое ситар, трёхструнная. Это сейчас и цитра, и гитара – многострунные музыкальные инструменты.

– Произведение написано по заказу солиста Айнура Бегутова и арт-директора фестиваля Вадима Дулат-Алеева, – призналась Эльмира Мунировна. – В позапрошлом году на «Мирасе» прозвучал мой Концерт для фортепиано с оркестром, в прошлом – для кыл-кубыза с оркестром, а в этом решила создать Концерт для семиструнной гитары с оркестром. Мне показалось несправедливым, что для этого инструмента произведений национального характера вообще нет. Айнур очень много гастролирует зарубежом, и было бы разумно представить свой народ, свою Республику в музыке.

Айнур Бегутов – выдающийся исполнитель на классической и русской семиструнной гитарах и ренессансной лютне – частый и желанный гость на многих престижных зарубежных фестивалях. В его репертуаре – полтора десятка концертов для гитары с оркестром всемирно признанных композиторов. Теперь его кладовая пополнилась очередным сочинением.

– Мне кажется, если мы говорим о музыке, то, прежде всего, следует понять, является ли она каким-то местечковым сочинением, – Айнур Валерьевич обрывает себя, – не хорошее слово «местечковый», лучше так: является ли этот музыкальный пласт достоянием только какого-то региона или он может в то же время являться достоянием российской музыкальной культуры, и – следующий шаг – может ли он являться мировым достоянием. Прозвучавшая на фестивале «Ариетта» Рената Еникеева – гениальное произведение, выходящее за рамки национальной музыкальной культуры. Слушая музыку Альбениса – основоположника испанской национальной музыкальной школы, – мы же не соотносим её только с определённым регионом. То, что происходит на «Мирасе», можно обозначить как осознание вклада татарской музыкальной культуры в общемировое наследие.

Трёхчастный Концерт для гитары с оркестром имеет своё название – «Җиhан», что в переводе означает «Мироздание». В нём отразились размышления Эльмиры Галимовой о своих национальных истоках, о формировании бытия и природной гармонии, о фольклорном наследии как основе развития и сохранения идентичности. Звуки Вселенной – космические, чарующие – нашли своё выражение в романсовых переливах гитары, в которых вдруг угадываются и «Аниса», и «Кария-Закария». Мироздание по Галимовой невозможно без народного татарского песенного наследия.

– Тема идентичности, тема сохранения языков, тема народного единства – речь ведь не только о татарах, над этим должен задумываться каждый народ: как нам сохранить наше национальное зерно, – продолжала раскрывать суть своего произведения Эльмира Мунировна. – Я как национальный композитор, прежде всего, работаю со своим национальным фольклорным наследием, но идея выходит за рамки узконациональных устремлений.

– Концерт Эльмиры – это новая страница в татарской музыкальной культуре, – уточнил Бегутов. – В 2009 году Рашидом Калимуллиным был написан первый Концерт для гитары с оркестром. Это одночастное произведение, построенное на авторской музыке без использования этники. А это совсем другой подход в плане гитарного наследия. Сейчас для гитары пишут очень мало качественной хорошей музыки. Я уверен, что всё не ограничится одним исполнением, произведение будет жить – оригинальный язык, мастерство композитора, обладающего опытом и талантом слышания симфонической составляющей, регистров, тембров, интонация Галимовой, отличающая её всех других, – она узнаваема как композитор, это как стилистика для писателя. Для гитаристов, уставших формировать концерты из популярной классики, это будет свежий глоток.

На «Мирасе» прозвучали первые две части Концерта «Җиhан», премьера всех трёх частей состоится только на XIV Международный фестивале «Классическая гитара в XXI веке». Почему так случилось?

– Не хватило времени на репетиции, – улыбнулся Айнур Валерьевич. – Мне было очень комфортно в атмосфере «Мираса», всё очень удобно продумано, сразу же видна концепция, налажен контакт с дирижёром, и несмотря на то, что сочинение для гитары оказалось очень непростым, за пару репетиций мы обговорили и темпы, и характеры звучания, и выстроили диалог с оркестром. А поскольку материал для освоения музыкантами был предоставлен с некоторым опозданием, полноценно удалось реализовать только две части Концерта.

Ещё одним ярким событием «Мираса» стало исполнение симфонической картины «Зилант», написанной талантливым татарским композитором Ильгамом Байтиряком. Задуманное как премьера фестиваля «Жемчужины татарской и русской музыки», который должен был состояться в прошлом году в Японии, это произведение так и осталось не исполненным. «Мирас» дал ему шанс выйти к слушателю. Яркое, образное, кинематографичное по своей природе, музыкальное полотно воссоздаёт историю сказочного Дракона, возникшего из темноты, пролетевшего над Землёй и нашедшего свой дом в Казани. Это, пожалуй, одно из самых красочных музыкальных полотен среди двадцати восьми произведений, прозвучавших в течение трёх вечеров.


Таким же сочным, рождающим в воображении зрителей живые образы произведением стала сюита для симфонического оркестра «Тофаларские напевы» Рената Хакимова. Написанная в 2015 году под впечатлением знакомства с культурой одной из самых малочисленных тюркоязычных народностей нашей страны, она не частый гость на сцене. Между тем, мантрическая магия музыки Хакимова удивительно точно передаёт гармонию человека и природы, в которую погружены обитатели предгорий Восточного Саяна. Печальные красивые медленные низкие мелодии с надрывом ещё долго звучали в моей памяти.

– Фестиваль становится стимулирующей системой: композиторы стараются написать к нему что-то новое, интересное, ведётся подготовка нот забытых произведений, партитуры ищутся в архивах, музыканты разучивают новые для себя произведения за короткий срок. Когда большое количество людей работают вместе, творческих людей, талантливых, высокопрофессиональных, тогда и получается всё интересно и уникально. Большой конкурс среди желающих представить на «Мирасе» свои произведения, – к сожалению, это из области фольклора. Симфоническое творчество одно из самых сложных композиторских направлений. Написать произведение крупной формы – это не каждый композитор умеет, не каждому это дано. В области симфонической музыки и в области оперы – театрально-музыкального жанра – не только у нас, но и во всём мире есть проблемы с новыми сочинениями. Мы не говорим – плохие или хорошие, их просто очень мало. И всё-таки на нашем фестивале всегда много премьер. За последние годы мы исполнили немало произведений молодых композиторов, многие из них написаны специально для «Мираса». Но нынче буквально в последние дни, когда ещё можно было подать свои произведения на фестиваль, чтобы оркестр мог успеть их выучить, что-то было ещё не завершено композиторами. И мы не могли быть на сто процентов уверены, что некоторые из заявленных в программе произведений будут закончены. Большая удача, что всё, что мы планировали исполнить, – исполнили.

Вопреки всем обстоятельствам VI фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас» состоялся. И аншлаг на всех трёх вечерах, плохо осознаваемый из-за требований пятидесятипроцентного заполнения зала, – лучшее подтверждение его нужности казанским меломанам. Жаль, что «киноленту» музыкального форума нельзя поставить на повтор, чтобы вновь и вновь прикасаться к тому наследию, которое ежегодно прирастает новыми яркими произведениями.


Зиновий Бельцев.

Комментарии