«1 день – 1 экспонат»: драгоценное рубище митрополита Лаврентия

30 января 2021
Культура

Как удивительно, порой, трансформируется со временем первоначальное значение слов. Глядя на праздничное облачение церковных иерархов под названием «саккос», трудно себе представить, что слово «саккос» в переводе с древнееврейского означает рубище, надеваемое в дни печали, покаяния и поста. Сегодня в проекте «1 день – 1 экспонат» мы отправляемся в Национальный музей Татарстана, изучим раритет XVII столетия, одеяние митрополита Лаврентия.

В русской церковной традиции саккос появляется в XV веке, со временем это одеяние возлагается на всех епископов при их рукоположении. Расшитое серебром и золотом великолепие сделали швеи Строгановских мастерских в ХVII веке. Это одеяние Строгановы лично преподнесли митрополиту Казанскому и Свияжскому Лаврентию, ставленнику патриарха Никона. Саккос Лаврентия уникален тем, что сплошь расшит образами святых и изображениями церковных праздников.

По бокам мы можем видеть изображения казанских святых Гурия и Варсонофия, которые стоят в одном ряду с вселенскими святителями. Это объясняется тем, что саккос предназначался для казанского митрополита.

Видный церковный деятель на казанской земле прославился постройкой за свой счет нескольких церквей в Раифской обители. В подражание своему наставнику, даже когда тот попал в опалу, Лаврентий основал в Казани архиерейское подворье, Ново-Иерусалимский монастырь на берегу озера Кабан. Это место стало резиденцией митрополита.

Кстати, Лаврентий стал первым митрополитом, которому патриарх Никон разрешил носить белый головной убор (клобук) и саккос с колокольцами. Эти бубенчики отсылают нас к библейской истории о «позвонках», которые носил первосвященник Аарон.

В ХVIII веке саккос Лаврентия дополнили новыми деталями, в частности вставили полосу ткани с изображением еще 39 святых. Так полное парадное облачение архиерея в то время достигает веса в 40 килограммов. Саккосы, помимо шитья, украшаются драгоценными камнями и жемчугом. То есть одежда самого простого покроя меняется до неузнаваемости: и по внешнему виду, и по функциям. От древнееврейского рубища осталось одно название.

Сейчас довольно трудно увидеть саккос вышитый серебряными и золотыми нитями в подобной технике. И дело вовсе не в дороговизне. Просто ручной процесс чрезвычайно скрупулёзный и трудоемкий, а мастерство это уже почти забытое...


Антон Райхштат совместно с Национальным музеем Татарстана.

Еще больше историй в канале «1 день – 1 экспонат» на Яндекс.Дзен.

Комментарии