Журналистов, которые оказались в полицейском участке после субботних протестных акций сторонников Алексея Навального, пригласили на встречу в МВД. На этот раз уже не в качестве задержанных, а для беседы. Начальник УВД Казани заверил, что ни он, ни его сотрудники в журналистах «не видят никаких врагов» и попытался объяснить, почему полицейские массово задерживали работников СМИ 23 января. Тогда, напомним, десятки репортеров, работавших на акциях протеста были задержаны и доставлены в отделения полиции. Побеседовал с полицейским и «Казанский репортер».
«Казанский репортер» пристально следит за гражданской активностью (в том числе и протестными акциями) далеко не первый год и может констатировать: до минувшей субботы массовых задержаний журналистов в новейшей истории Казани не было. Вне зависимости от того, согласована была акция властями или нет. 23 января скрутили представителей десятка СМИ, при том, как частных, так и государственных. Ситуация сложилась явно неординарная, однако в полиции хранили на этот счет молчание. Вечером того же дня свой хлеб стали отрабатывать провластные телеграм-каналы, вбрасывая то версию, что это была инициатива отдельно взятого полковника, то, что под маской журналистов работала группа провокаторов... Как бы то ни было о давлении на прессу стало известно далеко за пределами республики, про задержания писали федеральные и мировые СМИ. А МВД молчало, даже когда старшие товарищи по силовым ведомствам уже начали недоуменно поднимать брови.
Во вторник репортерам пришло приглашение из МВД на встречу «с руководством из-за ситуации 23.01.2021». На месте журналистов ждал стол с чаем и начальник УВД по Казани Александр Мищихин в компании пресс-службы ведомства. По всему видно было, что историю с массовыми задержаниями журналистов, руководство МВД считает неприятной. За действия подчиненных полковник, конечно, не извинился. Напротив, всячески старался объяснить журналистам, в какой непростой и заслуживающей понимания ситуации оказались полицейские.
– Те мероприятия, которые проходили в субботу, они явно нестандартного, не обыденного характера. Во-первых по своей массовости нестандартное мероприятие. По задействованному личного составу. Вы должны понимать, что вот эта массовость и подогревание обстановки порой не позволяет на тот момент сориентироваться. В этой связи, я полагаю, и были эти определенные действия. – витиевато объяснил начальник УВД по Казани Александр Мищихин.
Версию, что задержания были спланированы полицией сознательно, полковник решительно отверг. По его словам выходит, что даже в процессе самой акции команды задерживать журналистов не поступало. Просто стражи режима так восприняли оперативную информацию.
– От себя лично я вас однозначно уверяю: я был на всех инструктажах, никаких команд, связанных с целенаправленным задержанием журналистов никто не давал. Это однозначно. Могу предположить с чем связанны некоторые моменты, которые мы с вами услышали. Дело в том, что на Баумана и еще на одной улице, где было достаточно жарко, по радиостанции проходила информация, что под видом представителя СМИ, в жилетке во всяком случае, один товарищ пытался пройти. Начали смотреть: он показывал какое-то редакционное задание, потом показывал что-то в телефоне. В итоге выяснилось, что никакого отношения он к СМИ не имеет, – рассказал Александр Мищихин. – Я не знаю, может быть это элемент провокации. Может он под видом пытался пройти в гущу событий, какие цели он преследовал, я не знаю. Возможно эта информация таким образом была воспринята. Но целенаправленно команды задерживать не давали.
Любопытнее всего, что провокатора, о котором рассказывал начальник УВД, и след простыл. Лжежурналист оказался полицейским неинтересен.
–Мы там разбирались, но нам пришлось передислоцировать силы. В принципе уже не было интересно, потому, что мы переместились в другую сторону, – сказал начальник УВД.
– То есть его отпустили? – уточнил «Казанский репортер».
– Его просто не задерживали...
Тут уж волей-неволей вспоминается цитата из романа «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького: «А был ли мальчик?» К слову, большинство репортеров были задержаны еще до начала акции, с 13.30 до 14.00,когда еще протестующие никуда не выдвигались, а лишь собирались на улице Баумана под часами.
Что интересно, на вопрос корреспондента издания PROгород: «Как вы оцениваете работу полиции на прошедших акциях?», Александр Мищихин затруднился ответить, парировав: «Вы оцените». В зале раздался невеселый смех:
– Мы то оценили уже, спасибо за «пресс-тур» по участкам.
Во многом определяющим событием станет следующее воскресенье, 31 января. На этот день намечена новая протестная акция оппозиции. Известно, что помимо полиции разгонять протестующих будет также и Росгвардия, так что вряд ли обойдется без новых задержаний, в том числе и журналистов, признались в МВД. Однако полицейские пообещали впредь «максимально сократить отвлечение от той работы, ради которой журналисты туда идут».
Антон Райхштат.
Комментарии