Ту-160 на пути к «М». Небывалая гонка, загадка и щит, ударивший министра обороны США

19 декабря 2020
Аналитика

Самолет с изменяемой геометрией крыла, дедушка ПАК ДА, самый тяжелый боевой самолет в мире, созданный в Казани и здесь же – в столице Татарстана, получивший новую жизнь. Без одного года юбилей «Белого лебедя» отмечаем фактами, легендами, красивейшими фото и видео.

39 лет назад Ту-160 совершил свой первый полет. В эксплуатацию «тушку» запустили спустя шесть лет, вероятно, и не предполагая, что этот тяжеловес сможет на форсаже обгонять истребители. В 2020 году модернизированная версия «Белого лебедя» попала в список мировых достижений авиации по версии профильного журнала Aviation Week. Это единственный российский самолет в рейтинге. Специалисты отметили новейший двигатель НК-32-02 с заново разработанным компрессором и лопатками турбины. Кроме того, у НК-32-02 улучшено охлаждение, увеличена топливная эффективность, таким образом, двигатель способен работать в режиме форсажа. В ноябре прошлого года писали, что скорость 110-тонной машины на форсаже достигает 2,05 Маха. Для сравнения 13-тонный истребитель F-35A дает лишь 1,8 Маха.

С созданием Ту-160 связана загадочная история. В те времена в нашей стране работало несколько конструкторских бюро, которые могли «потянуть» такой сложнейший проект. Это было ОКБ Сухого, которое работало надо проектом Т-4 – бомбардировщика, который мог стать самым быстрым самолётом в мире с максимальной скоростью 3200 км/ч, ОКБ Мясищева, разрабатывавшее проект М-18 с изменяемой стреловидностью крыла. Старейшее конструкторское бюро Туполева, которое уже имело опыт разработки сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 и бомбардировщиков Ту-95 и Ту-22, в конкурсе не участвовало. Победителем был признан проект ОКБ Мясищева, но отпраздновать победу конструкторы так и не успели: через некоторое время правительство приняло решение о закрытии проекта в ОКБ Мясищева и передаче всей документации по М-18 в… ОКБ Туполева, которое подключилось к конкурсу со своим «Изделием-70» (будущим Ту-160).

В феврале этого года в ходе визита на ПАО «Кузнецов» заместитель министра обороны России Алексей Криворучко говорил, что новый двигатель позволит увеличить и дальность полета модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М и Ту-160М2. «Белому лебедю» добавили 1000 километров. В апреле своими впечатлениями о первом полете на Ту-160М делился заслуженный летчик-испытатель Анри Наскидянц:

«Эту машину можно пилотировать двумя пальцами. Очень высокий диапазон скоростей и, на удивление, все корректно идет, мягкий самолет, очень приятно. По управляемости машина ближе к самолету более легкому, хотя является самым тяжелым стратегическим ракетоносцем», - сказал Наскидянц, добавив, восхищен проделанной казанскими специалистами работой.


Легендарным Ту-160 стал еще до модернизации. На самолете установлено 46 мировых рекордов, два из них в сентябре 2020 года, когда лётчики ВКС России находились в воздухе более 25 часов, преодолев свыше 20 тысяч километров.

В России Ту-160 называют «Белым лебедем», а по кодификации НАТО это Blackjack. Лебедя то и дело называют самым опасным российским боевым самолетом. Шутка ли, Ту-160 ударил по голове министра обороны США, и поводом для военных разбирательств это не стало. Первым американцем, побывавшим на борту Ту-160, стал министр Фрэнк Карлуччи. В 1988 году он посетил авиабазу в Кубинке. Пытаясь попасть в кабину пилота, министр ударился головой об электрощиток, который с легкой руки летчиков стали называть «щитком Карлуччи».

Остается лишь добавить, что гигант Ту-160М незаметен и почти неуязвим для средств поражения авиации и ЗРК НАТО. Такую оценку давал военный эксперт Юрий Кнутов, отмечая, что невидимкой самолет делает комплекс, создающий радиоэлектронные помехи. А более мощный двигатель позволяет значительно увеличить и дальность боевого воздействия на вероятного противника. Военный обозреватель «КП», полковник в отставке Виктор Баранец полагает, что модернизированный Ту-160 «способен поразить противника, который будет находиться на приличном удалении, и вернуться невредимым назад».

И пару слов о дедушке перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). В будущем ПАК ДА должен частично заменить стоящие на вооружении российских ВКС самолёты дальней (стратегической) авиации Ту-95 и частично взять на себя функции Ту-160 и Ту-22М3. Впрочем, пока это мечта, поскольку, по самым позитивным оценкам, первый полет ПАК ДА состоится только в 2025 году, а на вооружение машину могут принять в 2027 году.


Комментарии