Старейшие деревни Татарстана сносят, потому что не там стоят. Мартышка остается без Мартыша

11 декабря 2020
Общество

Кому понадобилось сносить целую деревню в Татарстане, и что стало с жителями? В истории ликвидации Мартыша на реке Мартышке разбирался «Казанский репортер», попутно выяснив, что под снос попала и соседка по ту сторону «Танеко».

Татарстанская деревня Мартыш за пару дней стала символом, объединившим тех, кто хочет спасать во что бы то ни стало. Дома сносят, людей выселяют и все на корню – это краткое содержание тревожных публикаций. При внимательном рассмотрении стало ясно, что история длится 10 лет и даже больше. К тому же, у Мартыш в Тукаевском районе есть сестра по несчастью (а может быть, и по счастью) - деревня Алань в Нижнекамском районе Татарстана. Алань снесли в 2016-м, Мартыш ликвидируют в 2020 году, поскольку рядом с населенными пунктами находится завод «Танеко».


Экологически неблагополучные соседи

Алань и Мартыш – две старейшие деревни республики. По крайней мере так о них писало информагентство «Татар-информ» 10 лет назад. Кряшенское поселение Мартыш известно в документах с 1678 года. Алань основана в XVIII веке. Несмотря на то, что формально находятся они в разных районах, фактически, это соседние земли по разные стороны от предприятия. История деревень насчитывает три века, однако в 2010 году стало ясно, что обе оказались в опасной близости с промышленным гигантом. Экологически неблагополучную зону решили расселить. Местные жители говорили, что слухи о вынужденном переезде появились задолго до официально объявления. Так, Алексей Никифоров из Алани объяснял журналистам, мол, болтают уже года четыре, однако «никаких действий, резина так и тянется».

«Я уже начал думать, что все эти разговоры – пустые. Дышать, конечно, в Алани уже нечем: в полкилометре от нас – коллектор, откуда выбросы – каждый божий день! Но я столько сил и денег угрохал на то, чтобы построить здесь дом, что оставлю его только за хорошие деньги. Если компенсацию не выплатят, останусь здесь жить», – признавался Никифоров.

Фото 2014 года, кадр из фильма «Мартыш. Деревня, которой уже не существует» vk.com/kulturatukay

Галия Сорокина из Мартыша добавляла, в самом начале многие настороженно отнеслись к идее переселения – «но куда же деваться, если заводы уже чуть ли не за твоим забором». Еще одна жительница Алани на условиях анонимности признавалась: есть соседи, решившие повторить опыт чернобыльцев.

«Дескать, чернобыльцы, которые не поддались панике и не покинули родные дома, до сих пор живы-здоровы и не страшна им никакая радиация, – говорила женщина, признаваясь. – Все боятся, что им по шапке надают. Ведь таких упрямых и проучить могут… По-моему, рано или поздно нас всех отсюда всё равно «выкурят».

Фото 2014 года, кадр из фильма «Мартыш. Деревня, которой уже не существует» vk.com/kulturatukay

Переселение – дело не одного дня

Еще в 2010 году замначальника управления экологической экспертизы и нормирования воздействия на окружающую среду Минэкологии РТ Раиса Шагидуллина говорила, что скорого переселения ждать не стоит. Дело в том, что в 2010 году границы санитарно-защитной зоны Нижнекамского промышленного узла пока не утвердили. При том, что проект существовал еще с 2007 года. В любом случае, предстоял огромный пласт работ, чтобы решить документальные вопросы и провести все это через властные структуры. И только в ноябре 2016 года глава Нижнекамского муниципального района Айдар Метшин сообщил на заседании Госсовета РТ, что деревня Алань упраздняется:

«В составе промузла учли 39 предприятий, каждое из которых в той или иной степени оказывает воздействие на окружающую среду города и ближайших населенных пунктов. Деревня Алань вошла в границы санитарной зоны. Согласно действующему законодательству, размещение жилых объектов и проживание в них людей в санитарно-защитной зоне не допускается».

Под снос в Алани пошли 149 домов. Все зарегистрированные в деревне семьи еще в ноябре 2013 года получили благоустроенные квартиры. Общая сумма компенсаций составила 42 млн рублей. Еще 95 семьям, не имевшим регистрации, но владевших землей, перечислили компенсацию в 88 млн рублей. 24 участка, у которых не было владельцев, оформили в муниципальную собственность.

Параллельно продолжался процесс расселения деревни Мартыш. Четыре года назад, по словам спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, оставалось переселить 47 семей. А сегодня стало ясно, что Мартышка – это местная река, остается без Мартыша.

Фото: www.komandirovka.ru/cities/martyish/

Наконец, год 2020-й

На сессии районного совета решили, что дома и земли Мартыша будут переданы в ведение Государственного жилищного фонда (Госжилфонд РТ) при президенте Татарстана. К этому времени все дома в деревне были расселены, что подтвердила глава Иштеряковского сельского поселения Гульнара Гарифуллина. Причем более 90 семей получили квартиры в Набережных Челнах и Нижнекамске в 2014 году, пояснила чиновница. Переезжать отказывались лишь несколько старожилом, но и с ними удалось договориться. После выплаты компенсации последние жильцы освободили свои дома.

Председатель палаты имущественных и земельных отношений района Ильмир Яббаров добавил по итогам сессии, что имущество изымается в судебном порядке. Ликвидировать осталось 11 домов, три недостроенных объекта. Кроме того, среди спорных остались 13 земельных участков.

Фото 2014 года, кадр из фильма «Мартыш. Деревня, которой уже не существует» vk.com/kulturatukay

«Мартыш полностью сегодня переселен. В том числе при помощи судебных приставов. Деньги у людей лежат на счету. Те, кто еще не забрал, имеют право сделать это, – заключил глава Тукаевского района Фаил Камаев. – Землю мы передаем в ГЖФ. После этого он наймет предприятие, которое снесет имущество, чтобы привести территорию в порядок. Территория полностью высвобождается, жить там люди больше не будут».

Запятую в этом споре вокруг Мартыша попытался поставить юрист-правозащитник, блогер Алексей Златкин. В колонке для «Эха Москвы» он заявил, что заявление Фаила Камаева «противоречит само себе».

Фото 2014 года, кадр из фильма «Мартыш. Деревня, которой уже не существует» vk.com/kulturatukay

«Если бы данные жители были бы переселены в полученные им взамен квартиры, как в принципе и полагается по закону, о чем не раз высказывался Верховный суд России, то о денежной компенсации речи бы не шло. А если перечислены какие-то деньги, которые люди не забирают, то это означает, что жилье просто отобрали у них по принятой в Татарстане схеме с принудительной выплатой смехотворной компенсации, на которую они не то, что новое жилье купить не смогут, а даже угол в нем. Взамен принудительно лишенным своего жилья предлагается только долгосрочный выкуп иного жилья у Государственного жилищного фонда Татарстана, которому теперь и передано отнятые у жителей данной деревни дома и земли, - отметил Златкин. - Эта практика уже давно реализовывалась в Татарстане по районам кроме самого города Казани. В котором все же сейчас постановили давать взамен иное жилье, как и полагается. Тех же, кто живет в сельской местности и небольших городах, как видите, продолжают грабить. А суды встают на их сторону…»

В завершение лишь отметим, что жалоб от обманутых жителей Мартыша и Алани на момент публикации материала не поступало. Но если, действительно, есть те, кто недоволен заключенными соглашениями, «Казанский репортер» готов стать площадкой для освещения их позиции.


Комментарии

  1. Владимир 7 месяцев назад
    Сегодня 24.10.2022г. Мы последние кто еще оставался в деревне Мартыш и не согласные с предоставленной компенсацией, из числа обманутых, сегодня Тукаевская администрация доделала свое черное дело и снесла наш дом, мы компенсацию не получали.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!