Путин, патриарх Кирилл, Минниханов… Кто поможет противникам М12 Москва-Казань?

15 октября 2020
Общество

Трасса М12 Москва-Казань остается вещью в себе. Несмотря на то, что решение о строительстве принято, высказаться о маршруте просто и понятно не получается. И пока глава «Автодора» обещает не резать пополам деревни, татарстанцы делятся вариантами генпланов, где дорога проходит как раз по их родным центральным аллеям.

В начале октября председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко дал первую большую пресс-конференцию для татарстанцев. После состоялся митинг противников М12 Москва-Казань, а затем власти Татарстана через главу пресс-службы президента РТ Лилию Галимову сообщили, что надеются на ежедневное взаимодействие по спорным вопросам. Правда, неясным остался формат такого взаимодействия – кто и с кем будет говорить, и, главное, когда.

В ходе митинга участники рассказали, что добиться общения с представителями «Автодора» не получается, хотя именно в госкомпанию их отправляют чиновники.

«За эти месяцы были написаны более сотни писем во всем инстанции. Отовсюду пришел один ответ: обратитесь, пожалуйста, в Министерство транспорта. В свою очередь, Министерство транспорта отвечает, что мы должны обратиться в госкомпанию «Автодор», потому что они будут строить эту платную дорогу. Более месяца мы каждый день пытаемся записаться на прием к кому-нибудь из представителей госкомпании «Автодор». Нас игнорируют».

Первый диалог наметился как раз во время пресс-конференции Петушенко. Но его резкие слова обидели активистов:

«Всех нас с вами он назвал не позитивными людьми, которые преследуют свои корыстные интересы. Какие же интересы мы с вами преследуем? Можно ли назвать корыстным желание жить в экологически чистом месте и дышать свежим воздухом?»

Путин, патриарх Кирилл, Минниханов… Кто поможет?

Если какие-то контакты после и состоялись, для нас, как и для участников протестного движения, они остались тайной за семью печатями. Активисты продолжают забрасывать письмами все новые инстанции, не забыв даже о патриархе Московском и всея Руси Кирилле. А накануне было вновь опубликовано обращение к президенту России Владимиру Путину. Кроме того, появился отчет противников М12 о поездке в Москве, где удалось добиться приема в администрации президента России:

«Жители Лаишевского района снова были на приеме в администрации президента РФ в Москве. В ходе разговора нам дали понять, что не Москва, и не «Автодор» решают, где будет проходить трасса. А именно Татарстан».

Другими словами, активисты вновь вернулись к исходной точке. Поэтому пока принято решение забрасывать письмами президента РТ Рустама Минниханова, а также оставлять ему комментарии в соцсетях – «пусть увидят, как нас много». Будет ли эффективной такая бомбардировка? Вероятно. Пока же остается гадать о маршрутах трассировки, гуляя по сайту ФГИС ТП. Например, жители Егорьевского поселения нашли там генплан, где «согласно картам функциональных зон и зон с особыми условиями использованием территорий по центру поселка запроектирована федеральная трасса Москва-Нижний Новгород-Казань». Публичные слушания по этому проекту завершены, однако период их проведения пока не закрыт – он продолжится до 21 октября. Егорьевские намерены обратиться с коллективным обращением к районным властям и написать отдельные письма от каждого жителя, чтобы понять, какую силу имеет этот проект.

«Вариантов, где мы режем деревни пополам, не будет»

Кстати, Вячеслав Петушенко на этой неделе дал новое интервью. Говорил с «Российской газетой». Треть текста была посвящена проблемному казанскому участку, а также разъяснением главы «Автодора» о судебных тяжбах с теми, кто не хочет продавать земли государству. На вопрос «много судитесь?» Петушенко ответил:

«Много. Но и людей можно понять. Приходится уходить с обжитого места, где знакомо каждое дерево. Но во внесудебном порядке все же разрешается гораздо больше таких ситуаций. Кстати, у нас еще довольно либеральное законодательство в этой части. Ведем диалог, выплачиваем компенсации».

Что такое «много» в контексте М12 Москва-Казань? По словам Петушенко, перевести в собственность государства предстоит 11 тысяч гектаров земли, в том числе, 440 гектаров – это земли населенных пунктов.

«Но это не означает, что мы проходим по домам. Вариантов, где мы режем деревни пополам, не будет. Сейчас еще раз смотрим трассу, чтобы минимизировать последствия. Почти на 800 километров трассы такие случаи займут километры. Это крайне незначительное количество».

На экспертизу проект трассы должны отправить в мае 2021 года. А пока «Автодор» проводит «активную работу по доработке технических решений, в том числе, прохождения через населенные пункты». А значит, сериал с протестами вокруг М12 Москва-Казань только начинается.

Регина Алендеева.

Комментарии