​Митрофанушка в стиле стимпанк и другие сюрпризы тюзовцев

30 сентября 2020
Культура


Казанский ТЮЗ объявил октябрь месяцем премьер. Обозреватель «Казанского репортера» заглянул по ту сторону афиши.

Уже 1 октября на сцене театра – «Зимняя сказка для взрослых», которой прервался прошлый сезон в связи с пандемией. Мы уже рассказывали об этом незаурядном спектакле, поставленном по пьесе Михаила Меркушина «А во Взволжске – Новый год!» и по картинам Валентина Губарева.

Туфан Имамутдинов развернул калейдоскоп предновогодних историй как своеобразную панораму маленьких трагедий человеческих отношений. И каждая из этих историй согрета невероятным душевным теплом, искренностью и добротой, которой порой так не хватает современному миру.

3 октября тюзовцы расскажут ещё об одной драматической судьбе. Вечер о короткой и яркой жизни заслуженного артиста РТ, музыканта Арсения Курченкова, отдавшего себя всего без остатка казанскому ТЮЗу, его коллеги и друзья по сцене назвали строчкой из стихотворения Арсения – «Что бы ни было, буду с тобой…». Так же назван и сборник песенной поэзии, который смогут приобрести пришедшие на вечер памяти. О книге мы тоже уже писали.

Не буду подробно останавливаться и на следующей премьере – «Лиса и виноград» по пьесе Гильерме Фигейредо в постановке молодого режиссёра Александра Туманова была показана узкому кругу зрителей, в числе которых был и я. Впечатления от увиденного вы уже могли прочесть на страницах «Казанского репортёра».

Добавлю лишь, что на полноценную премьеру этой комедии 6 октября ждали учителя Александра Туманова – заведующего кафедрой режиссуры Театрального института имени Б. Щукина, заведующего кафедрой эстрадного искусства Российского института театрального искусства (ГИТИС) Михаила Фишмана-Борисова. Но 19 сентября он скончался от короновируса...

А вот следующие две премьеры пока не обсуждались в средствах массовой информации.

Молодой режиссёр Пётр Норец, поэт, актёр, художник, скульптор, выпускник ГИТИСа – личность разностороння и интересная. Идея его приглашения принадлежит Туфану Имамутдинову. Ещё год тому назад начались переговоры и обсуждение названия постановки, но только сейчас зритель увидит «Nедоросль». Русская классика, к которой принадлежит автор пьесы Денис Фонвизин, актуализирована режиссёром, приближена к современности, к возможности восприятия новых поколением тюзовских зрителей. Хип-хоп music комикс в двух действиях – именно так обозначен жанр постановки – в первый раз сыграют 9 октября.

– Пьеса-то очень старая, – вздыхает Пётр Норец, – её воспринимать достаточно тяжело даже мне, тридцатилетнему, а целевая аудитория спектакля – школьники четырнадцатилетние. Если делать так, как написано, возникнут проблемы. Время изменилось, жизнь изменилась, мировосприятие поменялось. А если добавить в оформление современности, то это будет иначе восприниматься.

Классическая история Митрофанушки зазвучит по-новому благодаря необычному сочетанию классического и современного текста, динамичных номеров в стилистике рэпа и хип-хопа, костюмов и декораций в стиле стимпанк…

– Мы и пьесу немножко переписали, – признаётся режиссёр. – И в названии мы первую букву поставили латинскую – «next»… Действие же происходит как бы не в нашем мире, а в специально придуманном. Деревья там ржавые стоят, царят заржавевшие устои Простаковых и Стародума, а молодёжь стремится эту жизнь поменять, пока не понятно в какую сторону. Но в молодости вообще всё не понятно.

Для новаторских постановок одного из самых интересных молодых режиссёров современности Петра Нореца, как мне показалось, вообще характерно смещение акцентов и размытие временных границ. «Женитьбу Бальзаминова» по пьесе Александра Островского он, например, представил зрителям Котласского театра под названием «Мишины мечты» в жанре «дурашливая баловня».

– О! Я просто решил дать актёрам возможность поприкалываться. А название, это же выделение главной идеи – о мечтательности, которая не переходит в действие. И время там было вполне то же самое, что и в пьесе. Вон «Вечно живые» у меня вполне во времени, кстати, сделаны. Я ставлю человеческие истории в первую очередь. А уж какими средствами… Надо, чтоб и посмеяться было где, и поплакать…

«Nедоросль» Петра Нореца близок концепции нынешнего Казанского ТЮЗа, где классические произведения, теряя свою строгую костюмность и историческую привязку, становятся рассказами о сегодняшней молодёжи, о сегодняшних проблемах, о сегодняшней жизни. Всю музыку для «Nедоросля» отбирал сам Пётр Норец, он выступил здесь и как художник-постановщик, так что перед нами предстанет полностью авторская интерпретация хорошо известной истории молодого бунтаря.

Впрочем, Пётр Норец – «кудряш», ученик профессора Олега Кудряшова, что само по себе уже означает «знак качества».

Другая премьера, о которой тоже мало что известно широкой публике, – «Приглашение на кАЗнь» по роману Владимира Набокова, который часто классифицируют как антиутопию. Сам автор считал его своим лучшим произведением.

История, в общем-то, не такая уж и фантастическая, если отбросить внешнюю атрибутику. В книге об участи последнего поэта в мире, в котором больше нет места воображению и фантазии, явственно видна не только нацистская Германия, где, собственно, и писался этот роман, но и тирания пошлости, которая возможна при любом политическом строе.

– Первоначально планировалось, что это будет перетекающая форма, – уточнил режиссёр спектакля Ильнур Гарифуллин. – Мы брали несколько классических произведений – шесть, семь, они между собой переплетались и создавали некое шоу, перформативное существование. Тексты словно рождались прямо на сцене. И это может менять спектакль потому, что всё это работает здесь и сейчас. Но во время самоизоляции я много размышлял над этим и всё же решил остановиться на одном произведении. Мне показалось, что роман Набокова может глубже выразить то, что я хочу сказать. В первой своей постановке – «Бывшие люди» – я уже брал разные рассказы Горького. Зачем повторяться?


В афише в названии спектакля, определённого как сlassic performance в двух действиях, в слове «казнь» выделены буквы «аз».

– Набоков любил играть со словами, – поясняет Ильнур. – Куда приглашает он нас: на гибель Цинцинната? А может быть, нас к самим себе? «Аз» – самое древнее индоевропейское слово, означавшее «я». Оно вошло в этом значении и в старославянский язык. Общество, описанное в романе, – деспотическое. В нём нет и не может быть «я». И поэтому Пьер никак не может прийти к самому себе. Когда мы умираем, мы приходим к своему «я».

Сможем ли мы по достоинству оценить задумку режиссёра, прочтём ли его замысел в игре актёров? Ответ на этот вопрос ждать уже не долго – 23 октября занавес распахнётся для того, чтобы пригласить нас к философическим размышлениям Цинцинната.

Интересно, что все премьерные спектакли сделаны молодыми режиссёрами. А, впрочем, чему удивляться: кто лучше сможет найти общий язык с подростками, наполняющими зрительный зал этого театра. Такова была позиция Туфана Имамутдинова, недавно покинувшего пост главного режиссёра Казанского ТЮЗа. И открытие очередного 88 сезона становится своеобразным прощанием-посвящением Туфану: три абсолютно разных молодых режиссёра на трёх абсолютно разных материалах – самый сложный из которых у Александра Туманова, увидевшего в старой пьесе про Эзопа современную проблематику, своё прочтение Набокова и у Ильнура Гарифуллина, неожиданно-новаторским стал фонвизинский подросток у Петра Нореца – выстраивают единую линию доверительного разговора с поколением «next».

В октябрьской афише Казанского ТЮЗа стоят и несколько гастрольных спектаклей.

– Сталинградский ТЮЗ был эвакуирован в годы Великой Отечественной войны в Казань, – поделилась директор Казанского ТЮЗа Айгуль Горнышева. – Его труппа влилась в труппу нашего театра. Мужская часть труппы Казанского ТЮЗа ушла на фронт. Это брешь и пополнили артисты из Сталинграда. Кстати, большая часть актёров так и осталась здесь. С тех пор с этим театром у нас почти родственные отношения. Мы уезжаем в Волгоград, а они выступят на нашей сцене. Хотелось бы выделить один из их спектаклей – «Финист – Ясный сокол». Это была первая работа, которую в 1942 году совместно сделали казанцы и сталинградцы. Постановка настолько патриотична, настолько наполнена любовью к родной земле. Там столько простора, что поразительно даже, как удалось сделать это силами театра.

Так случилось, что истосковавшиеся по сцене и по зрителю тюзовцы встречают осень мощным энергетическим выбросом. Хотя, по законам природы, не нами придуманными, осень – это всегда сбор урожая и подведение итогов. Таким подведением итогов философических размышлений в условиях пандемии становится и этот месяц премьер. А это значит, что почти каждый вечер нас ждёт очередное узнавание самих себя в персонажах премьерного репертуара.


Зиновий Бельцев.

Комментарии