Верховный суд Татарстана сегодня не стал отменять итоги выборов президента республики на одном из казанских избирательных участков, несмотря на то, что итоговое количество бюллетеней никак не могло совпасть с количеством выданных избирателям, поскольку один из них унес их с собой. Суд и сегодня признал, что наличие одного лишь формально определенного признака нарушения – не повод отменять итоги голосования на этом участке.
Азат Габдульвалеев, член одной из избирательных комиссий Казани, 11 сентября прошлого года на выборах президента Татарстана и депутатов Казанской городской думы голосовал досрочно на участке №16 Авиастроительного района города. Правда, зайдя в кабинку для голосования, Габдульвалеев не стал отдавать свой голос, а забрал бюллетени с собой. Взамен он положил в конверт три пустых листа. Габдульвалеев объяснил журналисту «Казанского репортера», что поступает так не впервые. Так, на выборах в Госсовет Татарстана пятого созыва Габдульвалеев голосовал досрочно в территориальной избирательной комиссии и тоже забрал бюллетени с собой. По его словам, делал он это для того, чтобы впоследствии проверить качество работы избирательных комиссий на предмет возможных фальсификаций.
После подведения итогов выборов президента Татарстана и депутатов Казгордумы Габдульвалеев обнаружил, что количество всех выданных бюллетеней равно количеству обнаруженных в ящиках для голосования, что, по его мнению, невозможно, поскольку три комплекта бюллетеней находятся у него на руках.
Не согласившись с официальными результатами выборов на избирательном участке №16, Габдульвалеев подал иск в Авиастроительный суд Казани. В заявлении он указал, что у комиссии было минимум четыре возможности для того, чтобы обнаружить пустые листы вместо бюллетеней.
– Единственным разумным объяснением такого феномена может быть лишь существование избыточных, неучтенных избирательных бюллетеней, с помощью которых производилась подмена конвертов для досрочного голосования. Считаю, что имеются очевидные признаки фальсификации выборов, – сказал тогда на суде Габдульвалеев.
Он выскащал мнение, что «с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей невозможно даже при повторном подсчете голосов» и просил суд отменить итоги выборов на избирательном участке №16.
Судебное заседание в Авиастроительном районе, прошедшее 21 сентября прошлого года, закончилось отказом в отмене итогов голосования на избирательном участке №16. Суд тогда решил, что «наличие одного лишь формально определенного признака нарушения не может служить поводом к отмене итогов голосования».
Судья Авиастроительного райсуда Казани, однако, уточнил, что «участковой избирательной комиссией №16 территориальной избирательной комиссии Авиастроительного района Казани ненадлежащим образом исполняются принятые на себя обязательства и нарушается принцип законности». В связи с этим суд вынес частное определение в адрес Центральной избирательной комиссии Татарстана, в котором «обратил внимание на необходимость неукоснительного соблюдения всеми нижестоящими комиссиями Татарстана норм законодательства о выборах в целях недопущения впредь нарушений прав и законных интересов граждан».
Не согласившись с таким решением суда, Габдульвалеев обжаловал его в Верховном суде Татарстана. Заседание по этому делу прошло сегодня, 25 января.
Выступая сегодня на судебном заседании, Габдульвалеев вновь продемонстрировал коллегии судей те бюллетени, которые он вынес с избирательного участка 11 сентября. Истец задался вопросом: «Может, на участке №16 вообще не было подсчета? Чтобы это выяснить, я задал 15 вопросов в суде первой инстанции. Ответы показали, что подсчет был, и процедуры соблюдались. В чем же тогда дело?»
По словам истца, представители участковой избирательной комиссии №16, территориальной избирательной комиссии и комиссии Казани «не дали вразумительного объяснения в суде первой инстанции и не подали возражений по моей апелляционной жалобе, по всей видимости, так ничего и не придумав».
– Как было бы просто свести все дело к арифметической ошибке при сложении. Как было бы удобно списать ее на большую психологическую и эмоциональную нагрузку. Людям ведь свойственно ошибаться. Однако в данном случае это будет просто лукавством. Здесь решающее значение имеет не расхождение в одну единицу, а именно технологическое происхождение такого дефекта, – сказал сегодня в суде Азат Габдульвалеев.
Говоря о том, что члены комиссии просто не могли не заметить пустые листы вместо бюллетеней, Габдульвалеев сделал вывод, что «такой эффект может быть только результатом подмены конвертов досрочного голосования вместе с их содержимым».
– Мой конверт с чистыми листами, скорее всего, был заблаговременно утилизирован вместе с другими даже без их вскрытия. До урн дошли, очевидно, совсем другие конверты с «правильными» бюллетенями. Это самое рациональное и непротиворечивое объяснение, которое обнажает зияющую технологическую дыру, – поделился мнением истец.
Габдульвалеев назвал такую ситуацию «позором», предложив «что-то менять, в том числе и на законодательном уровне, поскольку это, конечно, не во власти суда». Пока же, по мнению истца, суд должен не признать законными итоги выборов на избирательном участке №16.
– Я ожидаю настоящего правосудия от сегодняшнего процесса, потому что выборы, в которые никто не верит – это государство, которое ничего не стоит, – завершил свое выступление Габдульвалеев.
Председательствующий Денис Горшунов задал вопрос истцу: «Как вы полагаете, на действительную волю избирателей это обстоятельство могло повлиять?»
– Конечно, потому что вряд ли из 200 конвертов заменили именно мой – их было 216, это более 10%. Не обнаружить чистые листы было невозможно, – констатировал Габдульвалеев.
Заместитель председателя территориальной избирательной комиссии Авиастроительного района Казани Людмила Тугулева, выступая сегодня в суде, заявила, что в законе «четко определено, на основании чего может быть отменено решение об итогах голосования», и среди них нет описываемой в суде ситуации.
– Если посмотреть на результаты выборов, то там очень большая разница, и этот один бюллетень никак не мог повлиять на достоверность выборов. Поэтому считаем, что выборы на участке №16 прошли законно, и оснований для отмены решения Авиастроительного райсуда Казани не имеется, – сказала Тугулева.
Член избирательной комиссии Казани Ринат Хадиуллин был немногословен, сообщив лишь, что согласен с мнением Тугулевой.
Представитель прокуратуры в своем выступлении согласилась с ответчиками, заявив, что «решение Авиастроительного районного суда законное и обоснованное», поскольку основания для отмены итогового голосования перечислены в федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а основания, изложенные сегодня в суде, в законе отсутствуют.
Пробыв в совещательной комнате менее десяти минут, коллегия судей отказала Азату Габдульвалееву в удовлетворении иска.
Он сообщил «Казанскому репортеру», что планирует обжаловать сегодняшнее решение в вышестоящую инстанцию.
Корреспондент «КР» поинтересовался у заместителя председателя территориальной избирательной комиссии Авиастроительного района Людмилы Тугулевой, по какой причине члены комиссии №16 не смогли обнаружить чистые листы вместо бюллетеней.
– Вполне возможно, что кто-то из соседнего участка вынес бюллетени и бросил их в урну для голосования на избирательном участке №16. С такими людьми возможно все, если уж они специально уносят бюллетени и применяют хулиганские действия, – заключила Тугулева.
И правда, столько хулиганов вокруг, намеревающихся сорвать выборы президента Татарстана! Пустые листы будут в урнах или бюллетени – не так важно для председателей комиссий, ведь опыт проведения выборов в республике еще в 2012 году, когда пачки с бюллетенями вбрасывали, несмотря на имевшиеся видеокамеры, показал, что при любых обстоятельствах окончательные результаты будут такими, какими они и должны быть.
Источники фото: Олег Косов, Олег Иванов, http://a-gabdulvaleev.livejournal.com
Комментарии