«1 день – 1 экспонат»: первая книга Боратынского

27 августа 2020
Культура

За что первую книгу Евгения Боратынского пустили под нож и как начиналась литературная жизнь поэта? В сегодняшнем выпуске проекта «1 день – 1 экспонат» изучим небольшую книжку, давшую начало большому поэту.

В феврале 1826 года в Петербурге выходит в свет первая книга Евгения Боратынского. В небольшое издание вошли две поэмы «Пиры» о дружеских застольях и драма о любви «Эда». Весь тираж, уже отпечатанный в типографии и сшитый, попал под нож цензора, в прямом смысле этого слова. Следы борьбы с вольнодумством мы можем видеть и по сей день, благодаря этой небольшой книжке...

Две поэмы стали первыми крупными произведениями Боратынского. Обе они, судя по всему, были автобиографичными, автора написал их во время военной службы в Финляндии. Поэма «Эда», названная именем героини и повествующая о драматических любовных коллизиях русского офицера и местной девушки.

«Пиры», где Боратынский вспоминает дружеские встречи и сравнивает застолья Москвы и Петербурга, начинаются с предисловия: «Сия небольшая поэма писана в Финляндии. Это своенравная шутка… Сочинитель писал ее в веселом расположении духа…»

Когда книгу уже издали, цензор обнаружил неподобающие выражения в поэме «Пиры». Читателю об этом напоминают следы отрезанной страницы.

– Вся суть состояла в том, что описывая пиры, шампанское, Боратынский говорил о «звездящейся влаге шампанского», что «Она свободною кипит, как вольный ум не терпит плена». И вот цензору не понравились эти слова, по поводу свободы, и вольного ума. Строчка была заменена: «Она отрадою кипит, как дикий конь не терпит плена», – цитирует исправленную версию старший научный сотрудник музея Е.А.Боратынского Елена Скворцова. – То есть все очень аккуратненько было сведено к неким ощущениям внешнего мира, а не внутренних важных коннотаций. Так книга Боратынского пострадала уже будучи выпущенной из печати.

Тираж книги не указан, но исследователи считают, что он составлял около полутора тысяч экземпляров. И в каждом вырезали страницу с упоминанием «вольного ума» и вклеили новую.

Книга примечательна ещё и тем, что здесь сохранились поля, их не отрезали в типографии. Такие редкие экземпляры особенно ценятся коллекционерами. Не устоял перед искушением приобрести прижизненное издание Боратынского в свою библиотеку и известный учёный. На обложке книги мы видим автограф великого географа Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского . Исследователь был ещё и страстным библиофилом и, как мы видим, в его коллекции под номером 716 была первая книга Евгения Боратынского.


Антон Райхштат, совместно с музеем Е.А. Боратынского.

Еще больше историй в канале проекта «1 день – 1 экспонат» на Яндекс.Дзен.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!