Агент «Казаночка» – «Народному контролю»

25 января 2016
События

Сегодня на деловом понедельнике в мэрии Казани начальник управления контроля и антикоррупционной работы исполкома Елена Тощева рассказала о работе системы «Народный контроль» в минувшем году. «Казанский репортер» выяснил, где, согласно сообщениям казанцев, находятся наиболее проблемные места города.

Государственная информационная система (ГИС) РТ «Народный контроль» — площадка, через которую граждане могут взаимодействовать с органами государственной власти и обращать их внимание на проблемы города. Система расположена на портале госуслуг республики, принцип ее работы заключается в следующем: пользователь оставляет так называемое уведомление, в котором указывает суть проблемы и адрес, по которому находится проблемное место, а также прилагает его фотографию. Система была создана в 2012 году по распоряжению Николая Никифорова, возглавлявшего тогда Минсвязи республики.

Заявка обрабатывается системой и поступает в ту структуру исполкома, которая отвечает за решение проблемы, а также размещается на портале госуслуг в разделе «Народный контроль». Здесь другие пользователи могут поддержать заявку, а также оценить качество ее исполнения. Например, просьба отремонтировать улицу Аделя Кутуя собрала 106 голосов «поддержки», заявки с таким высоким рейтингом исполняются в первую очередь. Тощева сообщила, что срок рассмотрения заявки – 10 рабочих дней.

Чтобы оставить заявку, надо зарегистрироваться на портале госуслуг, где необходимо указать свое имя и номер телефона. Однако сами заявки, как сообщает Елена Тощева, анонимны, а заявитель может использовать как свое имя, так и псевдоним. Из-за этого рейтинг самых активный пользователей «Народного контроля», который озвучила Тощева, выглядит очень необычно: больше всего уведомлений за минувший год отправили некто «Еле К», «Илья Е», «Казаночка» и «Аноним».

2015 год через портал подано 14 062 уведомления, при этом было исполнено более 9,7 тысячи заявок, что составляет 69 процентов. По сравнению с 2014 годом в «Народном контроле» отмечают положительную динамику: количество заявок увеличилось на 24 процента, количество решенных проблем – на 5 процентов. К тому же возросла активность «Народного контроля» в районах республики. Об этом можно судить по уменьшившейся доле заявок из Казани в общем числе уведомлений: с 52 до 47 процентов.

В разделе «Народного контроля» есть карта города, где можно увидеть распределение заявок по районам и отследить последние добавленные и исполненные заявки. На момент написания заметки таких было 725. Зимой большая часть заявок связана с уборкой снега и опасно свисающими с крыш сосульками.

По общей же статистике, чаще всего в «Народный контроль» обращаются по вопросам благоустройства территорий, сюда в том числе входят те самые снег и сосульки. Доля таких уведомлений составляет 36,8 процента. На втором месте - вопросы организации дорожного движения (13,7 процента) и общественного транспорта (10,8 процента). Кроме того, в 2015 году в систему добавили сразу несколько новых категорий. Среди них – вопросы охраны труда, бездомные животные, и обширная вкладка «Коррупция».

За последний год больше всего уведомлений поступило в администрацию Вахитовского и Приволжского районов. Также среди лидеров «зрительских симпатий» - комитет по транспорту и администрация Советского района.

Существует и рейтинг решенных проблем, в котором лидируют три структуры: управление административно-технической инспекции, комитет ЖКХ и управление информационных технологий. Они решили 95 процентов всех поставленных перед ними проблем. В аутсайдерах этого рейтинга оказалась администрация Вахитовского и Приволжского районов, но и она работает над собой: за 2014 год показатель решенных проблем здесь вырос с 54 до 62 процентов.

Среди ярких примеров исполненных уведомлений Тощева назвала начало ремонта в парке «Крылья Советов», заявку на который поддержал 81 человек, освобождение пешеходного перехода на улице Шамиля Усманова от торгового павильона (заявку на это поддержали свыше 60 человек), а также ремонт дорог на улицах Беломорской, Аделя Кутуя и Технической.

В системе существует показатель оценки гражданами работы той или иной структуры по выявленным проблемам. Сама Тощева отмечает, что это очень субъективный рейтинг, но тем не менее он интересен. Он складывается из положительных и отрицательных оценок пользователей. В 2013 году по Казани он составлял -199, в 2014-м был равен +440, а в 2015-м составил +1238. Наибольшее количество своеобразных «лайков» набрали комитет внешнего благоустройства, администрация Советского района, а также администрация Кировского и Московского районов.

Были названы и самые острые проблемы, которые еще не решены. Так, недовольство горожан вызывают пробки на улице Батурина (50 заявок), небезопасный переход на остановке «Мебельград» в поселке Левченко (60 человек), пешеходный переход от проспекта Универсиады до станции Аметьево (118 человек). Некоторые уведомления и вовсе залежались: с 2012 года остались нерешенными 135 проблем, 410 заявок ожидают выполнения с 2013 года. Как правило, это вопросы строительства, связанные с большим количеством финансовых затрат.


Сама Елена Тощева считает, что самые проблемные места находятся в городских поселках. В качестве примера она привела «долгоиграющую» заявку от жителей поселка Салмачи, в которой просят сделать дополнительный въезд в поселок, так как на основной дороге образуются пробки. Отметим, что заявки, связанные с пробками на въезде в Салмачи, а также с состоянием дорог в поселке, поступают в «Народный контроль» с 2013 года, их поддержали более ста человек.

Тощева подчеркнула, что уведомление через «Народный контроль» по формальным признакам не попадает в категорию «Обращения граждан в органы власти», и, по закону, за отсутствие реакции на него чиновников наказать нельзя. Однако в исполкоме на этот случай принят внутренний документ, согласно которому ответственных за решение проблемы сотрудников могут лишить премии, если они не реагируют на заявки. Впрочем, по словам Тощевой, в 2015 году не было случаев введения «штрафных санкций». «Вопрос трудовой дисциплины полностью отлажен, - сказала она. – Сейчас мы работаем над качеством исполнения».

Тем не менее, порой долгожданный ответ приходит, но вовсе не тот, на который рассчитывает заявитель. К примеру, сегодня исполнительный директор регионального отделения «Опоры России» Никита Ишмуратов поделился своим опытом общения с «Народным контролем». Речь в заявке шла о заваленных снегом тротуарах на улице Завойского. Люди там вынуждены ходить по проезду для автомобилей, который тоже не убран. В ответе автору сообщили, что заявка отклонена, но причину отказа не сообщили. Заявитель, иронизируя над ситуацией, составил варианты возможных ответов чиновников.

«Мою заявку в Народный контроль отклонили... К сожалению, причина отклонения не указанна, но я тут подумал, какие могут быть доводы:

1. Зима это очень красиво, а ты хочешь чтобы всю эту красоту убрали.
2. Мы не вправе спорить с природой – выпал, значит, так надо.
3. А вы видели, что в Нью-Йорке творится? Не пишите нам больше!
4. Ну что, Гоголь, написал? Щас жечь будешь!
5. Вместо того, чтобы фоткать и по интернетам лазить, взял бы лопату и сам все убрал.
6. Согласно последнему закону, принятому профильным законодательным органом, вопросами уборки внутридворовых проездов ведает «Спортлото
».

7. Фотки некрасивые. Попробуйте сделать их на полноразмерную матрицу. И добавьте внутрикадровое движение.
8. Зачем вы врете? Мы там были в середине декабря, все было в порядке.
9. Огромное спасибо за обращение. Ваш сигнал очень важен для нас. Хорошо, что в нашем городе есть такие неравнадушные люди, как вы! В следующий раз попробуйте акцентировать внимание на положительных сторонах благоустройства нашего города».

Мэр Казани Ильсур Метшин сегодня отметил, что 69 процентов решенных проблем – это очень высокий рейтинг, к улучшению которого, тем не менее, нужно стремиться. Он также попросил руководителей структурных подразделений исполкома помнить, что, работая с обращениями через «Народный контроль», они работают не с бумагой, а с человеком.

Комментарии