Трассировка М12 Москва-Казань: «неприятные новости» против «экологической катастрофы»

11 августа 2020
Общество

Жители Лаишевского района вступили в спор друг с другом, обсуждая трассировку трассы Москва-Казань. Есть два варианта маршрута, и у каждого из них имеются свои защитники. И первые, и вторые опасаются ухудшения экологии в районе и настаивают на своей правоте. Проблема в том, что власти пока не сообщили жителям, как именно пройдет дорога. С другой стороны, уже принятым называют вариант, напрямую не затрагивающий населенные пункты - с мостом между Гребенями и Нариманом.

Утвержденный вариант трассировки.

О маршруте со ссылкой на «Автодор» ранее писали «Бизнес Online». Журналистам предоставили подробные расшифровки проекта. Предполагалось, что в зоне тяготения трассы оказывается примерно 30 населенных пунктов. На правом берегу: Старое Тябердино, Янсуринское, Хозесаново, Турминское, Корноухово, Старые Чечкабы, Большие Кайбицы, Кушманы, Мурали, Большая Куланга, Верхнее Аткозино, Малые Меми, Азбаба, Малалла, Коргуза, Егидерево. На левом: Уланово, Татарское Маматкозино, Вахитово, Гребени, СНТ «Наука-2», СНТ «Ракета», Орел (трасса пройдет по лесу между двумя частями поселка, то есть разделит его), КП «Орловское», Тарлаши, Пиголи, Сапуголи, Травкино, Кирби, Кзыль-Иль, Сараево, Каипы.

От населенных пунктов дорога будет удалена на расстояние от 100 до 1740 метров. Там, где трасса подойдет к жилым домам слишком близко, обещают установить противошумовые экраны и противошумовое остекление. Кроме того, известно, что закон не предусматривает возможность жителей влиять на трассировку в будущем. По федеральным проекта публичные слушания не проводятся, однако пожелания людей все равно отправляют в государственную компанию «Автодор» - к заказчику работ. Свои чаяния сформировали и две группы жителей Лаишевского района.

«Верните первоначальный план постройки…»

Эта петиция на сайте Change.org появилась первой. На момент публикации материала обращение поддержали более 1,5 тысяч человек.

«В связи с крайне неприятными подтверждёнными новостями о переносе трассы М12, расстояние до посёлков и соответственно до ближайших домов будет около 350-400 метров, по некоторым данным - 150 метров, предлагаю всем неравнодушным и несогласным начинать действовать. Инициативные группы наших посёлков, совместно с юристами готовят письмо-обращение о переносе трассы М12 на первоначальный вариант, рядом с посёлком Кзыл-Байрак», - пишет автор обращения Артур Губаев.

Сравнение первого и второго вариантов трассировки.

Активисты полагают, что прохождение трассы через деревню Орел, приведет к существенному удорожанию работ и перерасходу государственных средств на 24 миллиарда рублей. Выводы они делают, исходя из представленных ранее данных средствами массовой информации. Кроме того, отмечается, что в первоначальном варианте трасса затрагивала 5 поселков и деревень, сейчас же вовлечёнными в трассу оказались 9 населенных пунктов.

«Деревня Орел, Тарлаши, КП Орловское связаны между собой дорогами и общей инфраструктурой, которой нет в первоначальном проекте. Трасса проходящая мимо Кзыл-Байрак прямая, в основном проходит по полям, - говорится в петиции. – Также был представлен аргумент за перенос трассы по другому пути - это праздник Каравон, который проводится в селе Никольское. Но все мы прекрасно понимаем, что проведение данного мероприятия, никак не связано с этим местом, и может быть проведено в любом другом месте, например в деревне Орел, в том числе».

Говоря об экологической составляющей проекта и вреде окружающей среде, активисты добавляют:

«Удар по экологии Татарстана (при новом варианте трассировки – ред.) намного мощнее, так как вырубка коснется соснового массива «легких Казани», будет загрязнено Архиерейское озеро. Покупая участки, мы планировали дышать свежим воздухом и многие сделали поселок своим местом жительства, построили дома. Данная трасса существенно повлияет и на стоимость недвижимости в наших поселках, естественно в минус».

Эскиз моста, опубликованный «Автодором». Слева - Гребени, справа - Светлая поляна.

«Не дадим уничтожить «Голубой залив», «Бережок» и «ИКАР» трассой М12»

Оппонентами первой группы жителей выступили защитники «Голубого залива», базы «Бережок» и спортивного лагеря ИКАР. Петиция также доступна на сайте Change.org, и на этот час под текстом подписались более 800 человек. Автор петиции Алексей Соколов считает, что возвращение к прежнему варианту трассировки ставит под угрозу жемчужину природного комплекса Татарстана «Голубой залив». Это часть природного заказника «Волжские просторы» вместе с прилегающими базами отдыха.

«Согласно варианту Волгу в этом месте должен пересечь мост от посёлка Кзыл-Байрак с одной стороны до Голубого залива с другой. Просим вас поддержать альтернативную трассировку через посёлок Гребени».

В качестве аргументов автор петиции выдвигает следующие тезисы:

1. Прохождение трассы через Кзыл-Байрак уничтожает единственную в своём роде экологическую систему, любимое место отдыха десятков тысяч казанцев: Голубой залив, прилегающую цепочку уникальных озёр, окруженных ценными лесами, места обитания краснокнижных животных, выдр, гнездовье цапель и хищных птиц.

2. При первоначальной трассировке мост пересекает нефтепровод высокого давления Холмогоры - Клин, что подвергает опасности экологической катастрофы весь бассейн Волги.

3. Перепады высот в данной местности приведут к массовому изъятию грунта, уничтожение огромного объёма экологически ценных природных ландшафтов, биоресурсов.

4. Массовое изъятие грунта приведёт к значительному удорожанию проекта.

5. Трасса разрезает 5 посёлков, в том числе село Никольское, место проведения уникального этнографического праздника Каравон, имеющего несомненную культурную ценность в масштабе всей нашей страны.

6. Данный вариант трассировки удаляет мост от Казани, что скажется на перепробегах транспорта, ухудшении экологии.

7. Альтернативная трассировка через посёлок Гребени укладывается в согласованный Генеральным планом развития Казани, подразумевает создание южного обхода Казани с выходом на мост в селе Гребени, что позволит городу и республике сэкономить миллиарды рублей народных денег, совместив эти два проекта, получить синергетический эффект и улучшить не только связность территорий РФ, но и жизнь миллиона казанцев.

База отдыха Голубой залив.

Алексей Соколов вступает в спор и в вопросе влияния трассы на Архиерейское озеро. Он полагает, что авторы первой петиции вводят читателей в заблуждение:

«Так же хочется отметить, что часть граждан, протестующих против изменения проекта трассировки, спекулируют на теме прохождения трассы по Архиерейскому озеру, вводят общественность в заблуждение, так как между трассой и озером размещается посёлок Тарлаши, ведётся массовая застройка берегов озера, трасса к ухудшению экологии в этом месте не имеет отношения, - говорит Соколов, добавляя. - Просим вас поддержать нашу петицию, так как первый вариант трассировки нанесёт непоправимый удар по экологии и Лаишевского района и Татарстана в целом, сделает дорогу неудобной и даже ненужной жителям Казани, подвергает угрозе экологической катастрофы весь Волжский бассейн».

В случае возвращения к прежнему варианту трассировки пострадают или будут уничтожены Голубой залив, Бережок, ИКАР, Никольское, СНТ Аэропорт, СНТ Заря, СНТ Весна, СНТ Полянка, Кзыл-Байрак, Шеланга, добавляет автор обращения.

Вместо многоточия

По всей видимости, петиции пока продолжат существовать в режиме онлайн. Беседа с районными властями по вопросу строительства М12 не получилась ни у первой, ни у второй группы татарстанцев. С другой стороны, и проект трассы еще на стадии разработки, хотя трассировка, в целом, утверждена. И она укладывается в пожелания авторов петиции защитников «Голубого залива».

Спортивный лагерь ИКАР.

Комментарии

  1. Алексей месяц назад
    Друзья!

    Всем кому не безразличны Голубой залив, Бережок, ИКАР, Никольское, СНТ Аэропорт, СНТ Заря, СНТ Весна, СНТ Полянка, Шеланга, Кзыл-Байрак - поддержите нашу петицию, спасём эти замечательные места вместе, выберем исправленный вариант прохождения трассы Москва - Казань М12 в Татарстане!

    Ссылка на петицию:

    https://www.change.org/spasaem_goluboi_zaliv
    • Михаил месяц назад
      Алексей, даже по статье видно что первый вариант был лучше. Это легко сможет понять любой человек, кто посмотрит карту. Понятно что вы хотите спасти свой поселок, но перестаньте врать. Читать противно.
    • Дмитрий месяц назад
      Первый вариант трассы и выгоднее экономически и задевает значительно меньше лесов и населенных пунктов! Да и Волга там значительно Уже! Я эти места отлично знаю - более 30 лет там провел. Давайте говорить честно, причина не в целесообразности и экономике и уж точно не в здравом смысле.
      • Евгений месяц назад
        Может первый вариант на карте и кажется лучше, но посмотрите какой объём грунта надо вынуть из правого берега из за большого перепада высот. Трасса не переход- под большим подъёмом не построишь. При этом мостом через Гребини действительно воспользуется больше жителей Казани, так как он ближе.
      • Алексей месяц назад
        Как утверждает Чукин, дело прежде всего в необходимости четкого понимания нюансов прохождения трассы. По его словам, может получиться так, что, несмотря на увеличение протяженности, второй вариант маршрута окажется даже дешевле. Такого же мнения придерживается известный дорожный строитель, владелец ОАО «СМП „Нефтегаз“» Фоат Комаров. «Прямой вовсе не означает дешевый, — подчеркнул он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — По пути могут понадобиться путепроводы, мосты, переходы, и получится, что да, на 12 километров удлинишь, но по общим затратам выйдет дешевле».
  2. Влад месяц назад
    Вы заелись уже федеральными деньгами! Исправленный вариант трассы М12 надо проложить СЕВЕРНЕЕ Нижнего Новгорода в обход Татарстана: Чувашия, Марий-Эл, Кировская область, Удмуртия, Пермский Край, Свердловская область. Вот эти регионы надо спасать федеральными вливаниями, а не перекормленный Татарстан!
    • Василий месяц назад
      Какие такие "федеральные деньги"? Те, которые Татарстан перечисляет в Москву?
    • Светлана месяц назад
      Хоть я и жительница Татарстана, абсолютно согласна с Вашим мнением.