​Радион Букаев: «ТЮЗ – это не театр драмы»

17 июля 2020
Культура


Казанский ТЮЗ обрёл нового главного режиссёра. Им стал российский актёр и режиссёр Радион Букаев. Обозреватель «Казанского репортера» поговорил с ним о расколе и переустройстве в театре, его переезде, будущем репертуаре и первой постановке в ТЮЗе.

После того, как в начале января Туфан Имамутдинов сложил с себя полномочия главного режиссёра Казанского ТЮЗа, театралы не переставали гадать, кто же теперь возглавит труппу. И вот, наконец, в один из самых жарких дней июля министр культуры республики Татарстан Ирада Аюпова представила коллективу нового главного режиссёра.

Радион Букаев родился в Казани 11 октября 1976 года. В 1994 году окончил Казанское суворовское военное училище. Затем учился в Московском военном университете. На третьем курсе университета увлёкся театром, и к окончанию ВУЗа молодой человек подал заявление об увольнении из Вооружённых сил.

Поняв, что ему интересна режиссёрская профессия, поступил в Театральный институт имени Бориса Щукина. Работал в Студенческом театре Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова монтировщиком, осветителем, заведующим постановочной частью, выходил в массовых сценах. Потом в его жизни был Московский театр «Сакраментум», Елецкий драматический театр «Бенефис», Краснодарский театр драмы имени Максима Горького, Магаданский драматический театр. Он ставил спектакли на театральных подмостках Санкт-Петербурга и Казани, Омска и Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Кемерово, Красноярска и Уфы, Томска и Минусинска, Прокопьевска и Лесосибирска, Абакана и Серова, Майкопа и Таганрога, Лысьвы и Нижнего Тагила, Шарыпово и Березников, Братска и Буинска…

Наш разговор с Радионом Тимуровичем начался с его признания в любви:

– Я родился в этом городе, и для меня это серьёзный шаг – после двадцати шести лет скитаний вернуться на родину, в театр, который помню и люблю с детства. Мне нравится, что в Казанском ТЮЗе есть серьёзные режиссёрские традиции, лично для меня это важно. Не каждый театр может подобным похвастаться. Здесь действительно хорошая труппа. Я, правда, не понимаю пока насколько она дружная, но это вопрос времени.

Букаеву еще немало усилий придётся приложить, чтоб восстановить в коллективе нормальные отношения. Раскол в театре произошёл семь лет назад, когда в ТЮЗ пришёл Туфан Имамутдинов. Он заявил, что собирается возродить в ТЮЗе традиции интеллектуального театра, утраченные за последние годы, и вывести театр на уровень освоения мирового фестивального пространства, а для этого нужен специфический репертуар, экспериментальный, лабораторный. Тогда двадцать шесть работников театра во главе с Романом Ерыгиным, не согласных с отказом от традиционного для детско-молодёжного театра репертуара, написали письмо первым лицам республики. Думается, что позиция Букаева окажется по душе всей труппе.

– Я убеждён, что театр для детей, для молодёжи очень важен, – размышлял режиссер. – А потому в первую очередь буду заниматься спектаклями для семейного просмотра. Мне важно, чтобы в зал приходили семьями, чтобы между «отцами» и «детьми» возникал диалог. ТЮЗ – это не театр драмы. Это молодёжный театр. И на его спектаклях нужно, чтобы и взрослые вспомнили, как сами были детьми, и детям было бы интересно смотреть на себя и на свои взаимоотношения со взрослыми, и ко всем поколениям приходило понимание, что и у взрослых, и у детей много ответственности за этот мир и за сохранение отношений в нём...


Приход Букаева в ТЮЗ совпал с серьёзными реконструкциями здания. Замысел «театрального городка», кажется, начинает обретать плоть и кровь. На одном из «творческих завтраков» с прессой нам были показаны грандиозные проекты благоустройства внутреннего дворика ТЮЗа, где уже сейчас ставятся экспериментальные спектакли на открытом воздухе, намечено создание малого зрительного зала и театральной школы для подростков, успешно работающей в стенах ТЮЗа, беби-театра, нашедшего своего зрителя, театральных мастерских и многое, многое другое. И, конечно же, старинный особняк купеческого собрания, построенный во второй половине позапрошлого века и перестроенный в самом начале прошлого, ждёт капитальный ремонт. Тогда директор театра Айгуль Горнышева увлечённо рассказывала, что в обновлённом тюзовском квартале расположатся выставочный комплекс, библиотека, коворкинг, фуд-корт, книжные и сувенирные лавки, мультимедийный музей. В общем, казанцев ждёт уютная, комфортная зона, располагающая к диалогу разных поколений после посещения занятий и спектаклей. На время её создания труппа ТЮЗа переберётся в один из недавно отремонтированных дворцов культуры. И только при благоприятном стечении обстоятельств в 2022 году вернётся на родную сцену.

Но Букаева это не пугает. Он считает, что ему выпал счастливый шанс фактически построить театр заново. И это ему очень нравится.

– А вот прежде чем объявлять свои творческие планы, я должен познакомиться с каждым артистом лично, поговорить с каждым индивидуально. Мне важно, чтобы каждый актёр развивался на сцене, и я буду об этом думать. На это, думаю, у меня уйдёт как минимум месяц. Это необходимый шаг для театра, для труппы, для меня. Потому что, если я и задумал воплотить на сцене какой-либо материал, но не найду на него исполнителя, я вынужден буду отказаться от своего выбора. Мне нужно проверить совпадение желаний и возможностей, прежде чем оглашать какие-либо названия. А вообще-то, я сторонник работы с современными драматургами. Последнее время я работаю со Светланой Баженовой – она для меня написала инсценировку «Приключения Чипполино» для Томского театра юного зрителя, в Краснодаре идёт по её инсценировке спектакль-комикс «Ночные ведьмы». Ещё я работаю с Григорием Остером – в Казани в Творческой лаборатории «Угол» мной поставлен спектакль «Дети и эти», недавно в Нижнем Тагиле я выпустил спектакль по «Конфетоедению». А из классических драматургов – весь, так называемый, джентльменский набор. Я люблю Чехова, ставил его «Даму с собачкой» в Краснодаре. Это, как мне кажется, совпадает с современным направлением Казанского ТЮЗа. Посмотрите на его афишу – «Капитанская дочка», «Выстрел», «Нос»… На сцене театра происходит актуализация классики. Современные дети – не те дети, что сидели в зале в 1980-е или даже 1990-е годы. Эпоха мобильного телефона и персонального компьютера очень сильно поменяла и восприятие, и всё-всё-всё… Школьная библиотека на сцене необходима, но необходима с какой-то современной обработкой. И то, что в Казанском ТЮЗе такие постановки уже есть, мне импонирует. Я думаю в том же направлении.

Спектакли Букаева трудно отнести к строгим классическим постановкам. То он предлагает зрителям оказаться прямо внутри событий и в происходящий на сцене онлайн-разговор можно включиться с собственных мобильных устройств как в спектакле-чате «Лесосибирск Лойс», то, как в драматической истории «На краю света», столкнёт в одном сценическом пространстве русских профессиональных актёров с представителями малочисленных народов Севера, непрофессиональными актёрами, и со сцены будет звучать эвенский язык, который считается умирающим, то, как в скандальном спектакле-анекдоте «Бляха-муха», заставит власти испугаться фантасмагории, то заставит поверить в реальность сказочных трансформаций, как в «Волшебнике изумрудного города» или в «Алисе в Стране чудес», рассказывающих детям и напоминающих взрослым как важно смотреть на мир глазами художника.

– Официально я заступаю на должность 5 ноября. Мне нужно закрыть договорённости, сместившиеся из-за пандемии, с другими театрами. Многое перенеслось с весны и лета на осень. У меня очень напряжённый график сейчас – Омск, Тольятти, Хабаровск, Магадан, Нижний Тагил, Евпатория… Я должен всё это завершить за три с небольшим месяца, чтобы с ноября уже никуда не ездить. И надеюсь, к весне что-то выпущу.


Зиновий Бельцев.

Комментарии