В КФУ группа ученых разработала специальную защитную оболочку для бифидобактерий, которая позволяет им добраться до кишечника в целости и сохранности. Корреспондент «Казанского репортера» поговорил с Динарой Файсхановой, участницей научной группы, и узнал подробности инновационной разработки.
В рекламных роликах мы часто слышим о том, что бифидобактерии составляют основу микрофлоры кишечника, а также о том, как они важны для организма и как страшна их нехватка – дисбактериоз. Все это действительно так, однако в тех самых йогуртах, о которых идет речь в рекламе, живых бифидобактерий практически нет.
– Бифидобактерий в молочных продуктах действительно нет, – рассказывает Динара Файсханова. – Я сама проводила исследования, проверяла несколько марок кефиров, прочие кисломолочные продукты. И во всех образцах они если и были, то в таком микроскопическом количестве, что никакой пользы от них не было.
То немногое количество, которое там все же содержится, вряд ли доберется до кишечника, где они и должны быть и приносить пользу. Впрочем, разработка ученых КФУ как раз и придумана для «адресной доставки» бифидобактерий.
– Бифидобактерии очень капризны, – объясняет Динара, – и плохо переносят аггрессивную среду желудка. Большая часть бактерий, которые содержатся в препаратах, просто не доходят до места назначения, погибая по дороге в желудке. Мы решили каким-то образом их защитить.
В медицине для этого применяют специальные капсулы, но такие капсулы – довольно дорогое решение. Плюс к этому, ученые КФУ проверили работу подобных капсульных препаратов и выяснили, что бактерии в них лиофильно высушены, то есть находятся в состоянии, подобном спячке. Оказавшись в кишечнике, они очень долго «просыпаются», набирая активность. За это время они могут просто вывестись из организма и не принести ощутимой пользы.
– Мы придумали специальную липидную оболочку, – рассказывает Динара. – Препарат будет представлять из себя суспензию, которая беспрепятственно пройдет желудок и доставит бактерии в кишечник. Такую суспензию можно добавить в еду или в питье. Мы не говорим, что наш препарат будет панацеей от всего, но мы считаем, что он будет эффективен и экономически выгоден. Оболочку, в отличие от капсул, можно очень легко и недорого синтезировать в промышленных масштабах.
– На ранних этапах нашей разработкой заинтересовался один биозавод, – рассказывает Динара. – Они говорили: «Да, нам это интересно, разрабатывайте, делайте, мы это купим». В мае прошлого года я выиграла конкурс «Commercialization Pathfinder Business Pitch Competition», который совместно проводили Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и американский Фонд гражданских исследований и развития CRDF Global. Призом стал грант на менторство, и в течение полугода ментор из США занимался с нами вопросами разработки бизнес-модели, коммерциализации, продвижения. Также мы вошли в список «50 инновационных идей РТ» и получили грант от Фонда Бортника.
В настоящий момент основной сферой применения своей разработки ученые видят животноводство. Для сельскохозяйственных животных проблема дисбактериоза стоит гораздо более остро, чем для людей. Так, у коров падеж среди недавно родившихся телят от недостатка полезных бактерий подчас достигает 50%. К тому же животным требуются препараты в значительно больших объемах, нежели человеку.
Однако Динара отмечает, что в будущем разработка может пригодиться и людям:
– Конечно, все это будет работать и на человека, но в случае с животными за пять лет мы можем развить эту разработку до потребителя, и это будет широкая экспансия, не просто отдельные фермы и заводы. А одна только сертификация препарата для человека может занять гораздо больше времени.
Фото: Олег Косов, Олег Иванов, личный архив Динары Файсхановой
Комментарии