На рейтинги политиков Татарстана повлиял тот, чье имя нельзя называть

07 мая 2020
Аналитика


Как создаются политические рейтинги? Никаких секретов. Чаще болтовней, реже – делом. «Казанский репортер» поскреб по коронавирсным сусекам и готов представить свою сборку. Как известно, Татарстан славен тем, что у нас всегда все спокойно. Однако на удивление именно здесь тот, чьё имя нельзя называть, диктует повестку. Безусловно, мы не о Волан-де-Морте.

Присутствие Алексея Навального в политической повестке республики показал последний рейтинг медиаэффективности чиновников агентства «ПромРейтинг». В первом квартале 2020 года штабу удалось царапнуть мэра Казани Ильсура Метшина расследованием о недвижимости на 700 миллионов рублей. Никакого обвала позиций не произошло, но людям было интересно почитать «специфичный материал», отмечают аналитики. К тому же, опубликовали заявления штаба, как местные, так и федеральные издания.

«Основной негатив был сосредоточен в соцсетях, реакции со стороны мэрии не последовало», – напоминают авторы исследования.

Перебить вкус расследования удалось как позитивными, так и негативными информационными поводами – от нового меню в казанских школьных столовых до принятия генплана. А дальше был сюрприз уже без участия мэра. Прокуратура отреагировала на другое расследование казанского штаба Навального, заявив, что закрывать музеи для свадеб чиновников – пусть и организованных с чеком и официальной позицией, нехорошо.

Тот, чье имя нельзя называть… В данном случае, Татарстан не изменил общему правилу. В официальных сообщениях, в том числе, с признанием правоты штаба, имя Алексея Навального предпочитают не называть. Но если Навальный отметился лишь парой попаданием за сезон в республике, COVID-19 дал целую россыпь прыжков и падений в том же медиарейтинге. Улучшать свои позиции стали местные чиновники, вовремя объясняя, какие именно меры принимаются. Поднялся по коронавирусной лестнице и министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин, однако, надо сказать, что в его случае было достаточно и других информационных поводов – от задержаний исламистов и дела о «побоях» активиста МСЗ до ареста экс-начальника ОП «Горки» и подозрений сотрудника полиции в изнасиловании девочки.

Министр здравоохранения РТ Марат Садыков ожидаемо вызвал интерес татарстанцев, как профессионал в период пандемии коронавируса. Министр образования и науки РТ Рафис Бурганов появлялся с заявлениями о дистанционном обучении. Министр сельского хозяйства РТ Марат Зяббаров, помимо решения вопросов, связанных с самоизоляцией, запомнился паспортами для пчел. Тем временем, Рустам Минниханов готовился к губернаторским выборам. Кстати, так и неясно, состоятся они или нет этой осенью, но агитационная работа уже стартовала. Например, выяснилось, что программа «Наш двор» реализуется под брендом «100 программ и проектов президента Минниханова». Не говоря уже о решении властей Татарстана забрать себе коронавирусную повестку с самого начала – с переводом в Казань пассажиров круизного лайнера Diamond Princess.

Губернаторские рейтинги

В апрельском рейтинге губернаторов «ПолитБрокер» сделал насечку «умеренный рост» напротив имени президента Татарстана. А руководитель Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков в своем весеннем прогнозе о новых отставках на местах заявил, что «под ударом могут оказаться пара десятков губернаторов», но «точно останется на своем месте президент Татарстана».

«Татарстан в ситуации развития коронавируса работает на опережение и может дать пример другим регионам, – добавлял политолог Марат Баширов. – Татарстан уже сегодня взял на себя лидирующую роль в координации и реализации антикризисных действий. Республиканские власти принимают решительные действия, не дожидаясь указаний федерального центра и пользуясь в полной мере своими полномочиями».

Здесь же, рядом с этим экспертным мнением Баширова стоит добавить, хвалебные записи – как оригинальные, так и репосты, появляются в авторском канале «Политджойстик» примерно раз в месяц, начиная с января 2020 года. До этого активность отмечалась примерно раз в год.

Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко все еще не готов отдать Татарстану первое место в региональных рейтингах даже внутри Приволжского федерального округа. Эксперты Минченко считают, что республика хромает по таким пунктам, как федеральные и региональные конфликты, а также громкие уголовные дела и расследования. Выше Татарстана Минченко забросил Башкортостан (16 баллов), Оренбургскую область (16 баллов) и Нижегородскую область (15 баллов), оставив, Казань на четвертом месте в ПФО с 13 баллами.

С другой стороны, аналитики АПЭК склонны отдать Минниханову место в колонке сильных губернаторов со своим особым влиянием, однако расширенные комментарии на тему они не предлагают. «Давыдов индекс» считают, что по итогам апреля президент Татарстана занимает третье место в России среди сильных глав регионов после мэра Москвы Сергея Собянина и главы Чечни Рамзана Кадырова.

Надо понимать, что сегодняшние результаты – это отражение работы в условиях чрезвычайной ситуации без объявления режима ЧС, которая дает свои плюсы и минусы. Как отмечала в свое время политолог Екатерина Шульман, работа в дни пандемии – это «приземление в кипяток», но с небывалыми инструментами роста.

«... нужно справляться с вызовами реальности, с такой невоображаемой войной и делать что-то, что действительно нужно, а не реализовывать начальственные фантазии», – подчеркнула Шульман, добавив, когда нужно справляться с реальными задачами, любой управленец становится ближе к жизни, а значит, может получить большее одобрение граждан.

Каким будет это одобрение в мирное время, покажет лето. А затем и осенние выборы президента Татарстана, конечно, если они состоятся. Ведь пробный камень о второй волне коронавируса уже закинут – до завершения первой волны, когда мы имеем самое смутное представление о том, когда пандемия COVID-19 пойдет на спад.


Регина Алендеева.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!