Всемирный форум татарской молодежи обвинил власти Башкирии в языковом «искажении и политизации»

24 апреля 2020
Мнение

Совет Всемирного форума татарской молодежи опубликовал открытое письмо в адрес Министерства образования и науки Республики Башкортостан в связи с проведением онлайн-диктанта, где татарский язык представлен, как «северо-западный диалект башкирского языка». Приводим текст обращения совета полностью.

«25 апреля 2020 года Министерство образования и науки Республики Башкортостан совместно со Всемирным курултаем башкир планирует провести онлайн-диктант по башкирскому языку. Подобная инициатива, безусловно, была бы достойна всяческой поддержки, если бы только не одно «но». Башкирский диктант предполагается провести по трем вариантам, одним из которых выступает текст на так называемом «северо-западном диалекте башкирского языка» (!).

Выглядит весьма странным планирование диктанта на диалекте. У разных языков могут быть различные диалекты, но по ним не проводятся диктанты. Они проводятся на литературных языках и в этом плане вполне понятно проведение диктанта на «начинающем» и «продолжающем» уровнях башкирского языка.

Чем же объясняется решение о проведении диктанта по диалекту? Возможно, это нужно для продвижения и распространения «теории» о «северо-западном диалекте башкирского языка»? Именно это мы уже наблюдали осенью прошлого года во время проведения акции «Всемирный татарский диктант 2019», когда участникам татарского диктанта был навязан текст с упоминанием об этом диалекте.

В этой связи хотелось бы напомнить, что ранее на эту тему высказывались видные башкирские языковеды, исследователи башкирских диалектов А.А. Юлдашев, Н.Х. Ишбулатов, Т.М. Гарипов и другие, которые оспаривали наличие так называемого «северо-западного диалекта» башкирского языка и относили этот говор к среднему диалекту татарского языка. Их выводы были подтверждены рядом научных конференций, симпозиумов.

Вместе с тем отдельные представители башкирской общественности снова делают попытки «протащить» эту сфальсифицированную идею в массовое сознание, закрепить ее любой ценой, в том числе транслируя на татарское население Республики Башкортостан, районов Республики Татарстан, Пермского края, Оренбургской области. Продвижение «северо-западного диалекта башкирского языка» в общественное пространство – это, в первую очередь, ущемление интересов татар Башкортостана, так этим «диалектом» пытаются заменить родной язык татарского населения, проживающего на территории республики.

Мы выражаем недоумение и возмущение продвижению такого подхода через государственный орган – Министерство образования и науки РБ, который должен руководствоваться в первую очередь научной точкой зрения, а не политизировать вопрос.

Попытка представить язык миллионного татарского населения Башкортостана диалектом башкирского языка, внедрить в его сознание искаженное представление о родном языке подрывает многовековые дружеские и добрососедские отношения между родственными татарским и башкирским народами и негативно влияют на самочувствие населения.

Статус языка, гарантия прав на сохранение и изучение родного языка защищены Законом РФ «О языках народов Российской Федерации», действующей Конституцией РФ и предложенными изменениями Основного закона. Язык татарского народа, как и языки других народов страны, находится под охраной федеральных законов РФ, которые не предусматривают объявление языка одного народа диалектом другого.

Мы за диктанты на родных языках, но мы против искажений и политизации в чувствительной языковой сфере.

Если возникают спорные вопросы, то они прежде всего должны обсуждаться на авторитетных научных конференциях с участием широкого круга ученых-языковедов, историков».

Позиция башкирского министерства в ответ на послание пока неясна. Добавим, спор вокруг диктантов продолжается не первый год.

Комментарии

  1. Ринат 3 года назад
    Башкирский-это диалект татарского языка.Разница только в произношении
  2. Аноним 3 года назад
    Во-первых, еще в 1940 году на 2-й всебашкирской лингвистической конференции с участием выдающегося тюрколога и башкироведа, руководителя первых диалектологических экспедиций в Башкортостане, московского профессора Николая Дмитриева был высказан тезис о наличии в башкирском языке трех территориальных диалектов восточного, южного и западного.

    Во-вторых, некоторые башкирские языковеды хоть и не выделяли отдельный северо-западный диалект, но тем не менее включали говоры северо-западных башкир в состав южного диалекта башкирского языка.

    Ну и самое главное - участие в башкирском диктанте - дело добровольное. Никто не заставляет татар в нем участвовать.
  3. не важно 3 года назад
    Вот бред,нас учили до конца развала СССР татарский язык как родного языка и в аттестациях об образовании на строке- родной язык -татарский и в метриках записаны как татарин (однако сейчас являюсь башкирином последствие переписи хотя отец по паспорту был татарином и умер татарином),и ничего не предъявляли друг другу, после развала начали выпендриваться националисты и начался эта шизофрения о величии нации, башкирского и татарского языка.Как руководство в республиках меняется,опять эта пена национализма начинает подниматься.А ведь есть статья в УК РФ остужающая горячие головы этих выскочек.
  4. Талгат 3 года назад
    Не сидится татарским "нацикам" в Казани. Совсем рассорится хотите с Башкортостаном? Вы и так нахапали под себя другие тюркские этносы, думаете вам позволят это сделать в нашей республике? Хватит, натерпелись от вашей наглой, агрессивной ассимиляции северо-западных башкир. Наличие похожести языков еще не аргумент считать их татарами. Вся Латинская Америка говорит по-испански, но почему-то они не испанцы по национальности. Так что умерьте ваш пыл, хватит тут разыгрывать "пантюркисткую" политику.
    • Илдар 3 года назад
      А вы у меня спросили, хочу ли я быть башкиром?
    • зуфар 3 года назад
      зачем устраивать провокации и так себе 400 тыс приписали у меня полродни с отцовской стороны башкирами записали и как то не обращали на это внимание а вы совсем что то обурели братаны нюх теряете парни не тот путь выбираете для развития своего народа ни там самоутверждаетесь
    • Исхак 3 года назад
      Что ж так неймется Талгату и ему подобным, много десятков веков вместе живем, и в горе и в радости.
      То что братья башкиры живут на билярской земле, мы без претензий, но только зачем чесать там где не чешется, мне не понятно.
  5. Фанил 3 года назад
    Я сегодня написал эти диктанты, и на литературном башкирском и на северо-западном диалекте. В совершенстве владея татарским языком могу утверждать, что северо-западный диалект башкирского языка это никакой не татарский, так как в диктанте были сплошь и рядом такие слова в которых буквы нет в татарском языке
  6. Вася 3 года назад
    Вымирающий народ,пытается выжить за счет другого братского народа,не красиво.
  7. Вася 3 года назад
    Пытаются сохранить себя.
  8. Илдар 3 года назад
    Приписывая татар северо-запада к башкирам, они оказывают себе медвежью услугу. Мы все равно не заговорим по башкирски, и не станем башкирами, как они не поймут этого? Лично мне это уже начинает надоедать, и не только мне. Раньше как то не обращал внимание на вымыслы башкирских историков, пусть себе болтают, что хотят, но когда во время последней переписи в нашей деревне каким то чудом оказались 80% башкир, а до этого были единицы, начал задумываться. Единственный аргумент у них - шежере, которые нигде не задокументированы, а верить просто словам я не привык. И вообще, в этом году у нас проходил праздник шежере, несколько семей составили свои родословные, они конечно не доходят до седьмого колена, но запомнить наизусть это невозможно.
    Еще один очень сомнительный аргумент- данные переписи населения. Почему сомнительный? Да потому что на моих глазах наше татарское село превратили при Рахимове в башкирское, на бумаге.
    Но ведь мы из за этого не стали башкирами и все жители района, и администрация прекрасно знают, что мы татарское село. В этом году башархив выложил в свободный доступ данные переписи населения 1917 года. Стал изучать, большинство жителей родного села записались тептеряками. Деревни, где родились и выросли Шаймуратов, Муса Гареев, Мустай Карим - все тептеряки.
    К чему я это? А к тому, что политика башкирской элиты разбудила во мне дремавший национализм, в хорошем смысле этого слова.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!