​Александр Сладковский: «Рассказать всё, что я чувствую, музыкой Чайковского»

23 апреля 2020
Культура


Совсем чуть-чуть осталось до того дня, когда меломаны всего мира отметят 180-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Государственный симфонический оркестр РТ подготовил к этому событию необычный подарок – запись симфонического и инструментального циклов композитора. Наш обозреватель созвонился с главным дирижёром и художественным руководителем ГСО РТ Александром Сладковским.

– Это полнокровная запись на носителе, на диске, – раздался знакомый баритон на том конце провода. – Их даже, вообще-то, десять дисков получилось. Журналисты, правда, пишут о цифровом релизе, но в моём представлении – цифровой формат это когда нажал кнопку на гаджете и слушаешь, а здесь весь комплект останется с тобой, даже когда из Интернета исчезнут выложенные там записи. Абсолютно материальная вещь, которую можно подержать в руках. Великолепно оформленный бокс с очень содержательным описанием всего, что касается звучащей там музыки. Это сделал очень известный человек из Государственного мемориального музыкального музея-заповедника Петра Ильича Чайковского в Клину, крупный эксперт, хранитель архивов, заведующая отделом рукописных и печатных источников Ада Айнбиндер. Очень красивая полиграфия, прекрасные фотографии. Так что это произведение искусства не только с точки зрения записи, но и оформления. Жаль, что приобрести это будет невозможно. Очень скромный тираж планируется, кажется, всего пятьсот штук напечатано будет. Мы даже для оркестрантов делаем такие бокс-сеты сами.

А то, что мы получим от Sony Classical, остаётся для самых исключительных случаев. Это такой сувенирный, представительский, подарочный вариант для тех, кто был причастен к записи. Конечно, первый подарок будет Президенту Республики Татарстан. Так что сам бокс-сет нигде нельзя будет купить, но с 1 мая записи будут доступны для прослушивания на всех цифровых площадках России и мира: Apple Music, Google Play, Spotify, Deezer, Yandex Music, YouTube Music и ВКонтакте + BOOM. А значит, любой человек сможет услышать их. Самое прекрасное во всем этом то, что, имея на коробке лейбл Sony Classical, мы автоматически попадаем в её каталог и остаёмся в её истории как представители нашей республики. Это предмет особой гордости: мы продолжаем восхождение на Олимп.


Информация к размышлению. За десять лет, с тех пор как Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, записи 65 концертов татарстанских симфоников 330 раз прозвучали на крупнейших российских и зарубежных телеканалах Mezzo, Medici. TV, ARTE , Культура, Первый канал, Mariinsky.TV и радиостанциях Орфей, RFI и Latvijas Radio 3 Klasika. Свыше полусотни концертов концертов транслировались онлайн. Дискография оркестра включает в себя Антологию музыки композиторов Татарстана и альбом «Просветление», вышедшие на лейблах Sony Music и Red Seal, все инструментальные концерты Д.Д. Шостаковича» и «Все симфонии Д.Д. Шостаковича», а также Первая, Пятая и Девятая симфонии Г.Малера, выпущенные на фирме «Мелодия» . География гастрольных туров включает в себя не только российские регионы, но и Австрию, Германию, Францию, Испанию, Китай и Японию. Самым значительным достижением Государственного симфонического оркестра РТ стало триумфальное выступление на сцене прославленного Wiener Musikverein.

Такая задача, если помните, и была поставлена сразу же, как я приехал в Казань. Это очень тяжёлый, тернистый путь, но особо приятно, что мы движемся по нему, реализуя грандиозные, в космических масштабах проекты. На фоне жуткого мирового экономического спада, происходящего сейчас, на фоне невероятных психологических затрат человечества, на фоне таких трагедий, смертей, горя, опасностей, тревоги, появляется наша работа. И это особое провидение. В мае, когда мы будем испытывать самые тяжёлые вибрации пандемии, в мировом пространстве зазвучит Чайковский. Я хотел показать, насколько эта музыка современная, насколько она жизнеутверждающая, насколько она полна любви, но так получилось, что мы почувствовали и то, насколько она своевременна. Это то, что может нас всех объединить и спасти по-настоящему.

Музыка Чайковского в таком сочетании – симфонии и концерты, исполненные потрясающими солистами, безукоризненная работа оркестра, звукорежиссёр титулованный – такая жизнеутверждающая сила веры в то, что человек способен преодолеть всё. И это не пафосные слова. Это моё глубокое убеждение. Чайковский учит нас противостоять року.

Мы готовили красивую презентацию бокс-сета «Чайковский-2020». Но в Европе до 2021 года все концертные залы, все площадки закрыты. У нас мы тоже были вынуждены отменить намеченные презентации и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Казани. Я не люблю каких-то искусственных придумок. Когда всё уляжется, мы посмотрим вокруг, проведём перекличку бойцов и увидим, кто остался жив, тогда мы и будем думать, как показать нашу работу зрителям. Должно солнце светить и на улице, и в душе, люди должны чувствовать себя в безопасности, чтобы у нас получился настоящий праздник, а не его суррогатная иллюзия. Я очень не люблю эрзацев.

Информация к размышлению. Для записи полного собрания симфоний и инструментальных концертов Петра Ильича Чайковского Государственному симфоническому оркестру Республики Татарстан потребовалось всего лишь двенадцать дней. Бокс-сет из десяти дисков, выходящий на лейбле Sony Classical, включает в себя семь симфоний, три концерта, Концертную фантазию для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром в исполнении Александра Малофеева, Бориса Андрианова, Мирослава Култышева, Павла Милюкова, Максима Могилевского и Бориса Березовского. Его звукорежиссёром стал двукратный номинант премии Grammy, заслуженный артист России Павел Лаврененков.

Говорят, что, мол, даже на «Титанике» оркестр продолжал играть до последней минуты. Но я думаю, на самом деле, что они играли потому, что не верили, что тонут. А если они играли только потому, что им надо было играть, то дирижёр был просто преступник. Потому что дирижёр должен был первым делом эвакуировать свой оркестр и спасти каждого музыканта, – это моё мнение, – и последним сойти с тонущего корабля, убедившись все его подопечные в безопасности, на шлюпке отходят от «Титаника». Это моё credo. Они все до одного погибли. У меня такой задачи нет. У меня задача сохранить оркестр, который сейчас на пике формы. У меня задача, чтобы они набрались сил и в полную мощь зазвучали, когда, говоря словами поэта, «гроза пройдёт».

А вот по поводу – поддерживать боевой дух, с этим я абсолютно согласен. Но мы за десять лет записали такое количество произведений, такое количество концертов сыграли, в таком количестве залов, всё это сейчас у нас в доступе на нашей страничке в YouTube, и люди, которые сидят сейчас дома и скучают по нашим выступлениям, могут это послушать в любой момент. Мы всё записанное наследие за десять лет выкладываем, ежедневно дополняя архив. Буквально только что мы выложили ряд наших выступлений в Китае полтора года назад. Из произведений Чайковского там – «Славянский марш», «Итальянское каприччио», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Симфония № 4 фа минор, «Манфред». А ещё там есть и Бородин, и Рахманинов, и Скрябин, и Стравинский, и Глинка, и Шостакович, и многие, многие другие. Я не знаю, какой оркестр ещё за эти годы записал такое количество видео концертов высочайшего класса с потрясающими солистами, с невероятными программами и зарубежной классики, и русской, и татарской…

Сегодня, когда ситуация требует удалённого восприятия, мы пошли навстречу к своему зрителю, помогая сохранить хорошее настроение и веру в лучшее будущее. Я не чувствую себя в долгу перед аудиторией, потому что настал момент показать ей то, что она не видела. То, что мы играли и как мы играли в Москве, например, или в Питере и уж тем более за рубежом, казанцы не слышали. Теперь мы этим делимся на наших площадках в интернете. И это, подчеркну, не студийные записи, а живые концерты, с их непередаваемой атмосферой, что самое важное.

Информация к размышлению. Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан создал страницу в YouTube 10 марта 2008 года. За это время на ней выложено свыше сотни видеозаписей различных концертов, интервью и исторической хроники, которые набрали около пятисот тысяч просмотров. В последние недели частота обращений к музыкальному видеоархиву резко возросла. Только за один день «свежий» ролик набирает свыше полутора тысяч просмотров.

Я ни в коем случае не стремлюсь объять необъятное. Я не пытаюсь сыграть всё. Всё сыграть даже в страшном сне невозможно. А то, что играю композиторов циклами, то это, на мой взгляд, самый правильный подход. Если говорить о Бетховене, то это основатель симфонизма, наше начало начал. Его нельзя играть отдельно взятыми произведениями. Надо проследить весь путь его развития, его эволюцию и то, как он развивал оркестр. Если говорить о Чайковском, то и здесь то же самое. Я бы и оперы все его сыграл. Или, хотя бы, самые его знаменитые. Но у меня нет таких возможностей. Балетная музыка его совершенно роскошная, три балета его – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» – любимые мои. И сюиты его… Кстати, мы планировали 22 апреля сыграть Третью сюиту как некую предпрезентацию… Понимаете, меня интересует эпоха вся, связанная с этим человеком. Нельзя объять необъятное… Но это-то как раз объятное. Это азбука, я считаю, для любого оркестра. Оркестр обязан иметь в репертуаре всего Бетховена, всего Брамса, всего Рихарда Штрауса, всего Рахманинова и всего Чайковского, конечно же. Это основа основ. Без этого оркестр не может называть себя оркестром. И если мы говорим об этих исполинах, на которых держится весь симфонизм, то нельзя взять оттуда кусочек, отсюда кусочек, надо видеть «пирог» целиком. Когда я берусь за циклы, то я стараюсь показать оркестр во всей его красе. Это же счастье – прожить жизнь от первых звуков Первой симфонии Чайковского, которую он переделывал, которую критиковал Цезарь Кюи, которая поначалу казалась очень неустойчивой, до последних звуков его Шестой симфонии, через несколько дней после премьеры которой Чайковский внезапно скончался.

То же самое я буду делать сейчас с Рахманиновым. Этим летом я собираюсь записать все его симфонии, танцы и увертюры. А по-другому я просто не вижу смысла работать.

Знаете, в чём моя проблема? Я слышу музыку. Я понимаю, что происходило в истории, когда её сочиняли, что окружало её автора, что им двигало, но для меня основа – сама музыка. Я подхожу к музыке Чайковского как в чистом виде музыкальным шедеврам. Я её слышу, я её чувствую, я знаю, как она должна звучать. Вот не больше, не меньше. Понимаете?

Это всё было апробировано в студенческие годы мои. Если говорить о симфониях Чайковского, то я могу рассказать, как это было в моей творческой биографии, как и с чего я начинал… То, что мы записали – это результат огромной работы. Я с детства эту музыку знал наизусть. Она во мне живёт. Я, может быть, многого не понимал, не знал никакой истории, но музыка Чайковского уже звучала во мне. Она будоражила меня. Я всегда плакал, слушая её, и всегда радовался его жизнеутверждающим финалам.

Информация к размышлению. Сладковский родился в семье кларнетиста и пианистки. Первые его воспоминания – он сидит под роялем, а мама репетирует или с коллегами, или с учениками. В возрасте пяти лет мальчика насильно заставили заниматься на рояле. Мама и бабушка привязывали его к стулу и наказывали за то, что Саша не хотел играть гаммы и этюды. Первые уроки игры на фортепиано он получал в Таганрогской детской музыкальной школе имени П.И. Чайковского, но в своих фантазиях уже тогда представлял, что дирижирует оркестром. В десятилетнем возрасте Сладковский уехал из родного Таганрога в Москву в кадетское музыкальное училище, где осваивал игру на трубе. В двадцать два года окончив военно-дирижёрский факультет Московской консерватории имени П.И. Чайковского и в тридцать лет Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, дебютировал в качестве дирижёра в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.

Я ещё говорить не научился, мама с комментариями мне играла «Детский альбом». Я, конечно, этого не помню, но я помню эту музыку с той поры, когда ещё не научился говорить. Чайковский вошёл меня, в мою плоть и кровь, в прямом смысле с молоком моей матери.

Когда я поступал в петербургскую консерваторию, то дирижировал с оркестром на вступительных экзаменах Четвёртой симфонией Чайковского. Первый мой подход к татарстанскому оркестру в качестве худрука десять лет назад был с Пятой симфонии Петра Ильича. Потом мы играли Чайковского постоянно. Через два сезона я сыграл весь цикл полностью.

Да у меня и сейчас на столе лежат воспоминания о Чайковском. Перечитываю всех этих мастодонтов, которые были его современниками и которые слышали репетиции в Большом зале консерватории. И я представляю, как всё это было, когда он репетировал «Патетическую». И мне интересно то, что, когда описываются места, люди, события, я это вижу своими глазами. Это же было в тех залах, где и мне посчастливилось вырасти, дирижировать, в тех домах, мимо которых мне приходилось ходить в Петербурге, на тех улицах, где бывал я…


Наверное, жизни мне не хватит, понять, как Чайковский смог это всё написать. Но я чувствую, как это можно сыграть. И для меня очень важно рассказать всё, что я чувствую, его звуками.


Зиновий Бельцев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!