«1 день – 1 экспонат»: инструменты Романа Лурии

22 апреля 2020
Культура

Как владельцу успешной казанской клиники после революции удалось превратить ее в большой институт с вековой историей и причём тут Габдулла Тукай? Сегодня, в день 100-летия казанского ГИДУВа, в проекте «1 день – 1 экспонат» мы продолжим цикл материалов о великих врачах прошлого. Автор проекта Антон Райхштат изучил инструменты, которыми пользовался основатель казанской медицинской академии.

В этом году Казанская медицинская академия отмечает свое столетие. Известное как ГИДУВ – Государственный институт для усовершенствования врачей, учреждение появилось практически одновременно с ТАССР. Даже чуть раньше, за месяц с небольшим: 22 апреля 1920 года. Создавал организацию деятельный и предприимчивый врач Роман Альбертович Лурия.

Как и многие светила медицины, которые стояли у истоков службы переподготовки врачей, он проявил не только организаторские способности, но и был выдающимся клиницистом: практиковал и занимался наукой. После окончания казанского университета, Роман Лурия отправляется работать земским врачом в Буинск, а затем открывает частную клинику в Казани по адресу Большая Проломная (ныне Баумана), 35, которая вскоре приобретает известность и за пределами города.

Инструменты Романа Лурии

«Отец вел четко регламентированный образ жизни – в 8.30 уезжал на работу, приезжал к обеду, после которого обязательно отдыхал 30-40 минут и снова работал до поздней ночи, – воспоминает дочь врача Лидия Лурия. – Помимо больных города, к нему привозили из далеких районов самых сложных больных, считавшихся«неизлечимыми». Наплыв больных был очень большим. Временами, в ожидании его приема, весь большой двор был заполнен подводами или санями с больными,привезенными издалека. Вспоминаю один случай из далекого прошлого, о котором потом долго говорили окружающие. К отцу привезли больную, которая уже длительное время лежала не вставая, кормилась с рук. Больную внесли в кабинет на руках. Через некоторое время после ее осмотра и беседы – больная вышла из кабинета на собственных ногах, чем вызвала большое удивление и восхищение других, ожидавших прием больных. Как потом рассказывал отец – у больной, страдавшей видимо одной из форм «истериче­ского ступора», после беседы с врачом, осмотра и психотера­певтического воздействия удалось снять болезненные явления. Подобные случаи бывали не раз, и это создавало отцу популяр­ность врача, который может излечить самого тяжелого больного»

В годы Первой Мировой войны врач практикует в военных госпиталях. Эти знания пригодились и после революции, в годы Гражданской войны.

В Казани тогда находилось много госпиталей, в которых трудились врачи военных или досрочных выпусков. Пополнить их знания для работы в мирных условиях и должен был институт переподготовки врачей. Его основой стало оборудование из клиники Лурии. В их числе и инструменты, которые сейчас хранятся в музее Казанской медакадемии.

– В его клинике впервые в Казани появился рентген-аппарат, у него была лаборатория. И когда выделили институту здание, он начал заниматься вопросом оборудования и приобщил свою частную клинику. На этом снимке 27 профессоров, – демонстрирует фотоальбом преподавателей Казанского университета директор музея КГМА Гульчира Мингазова. –Он имел такой авторитет среди врачей, что ни работая ни одного дня в университете, он всех их пригласил, и все они пришли к нам в ГИДУВ! Они все у нас работали.

«...учить кого-нибудь – это, конечно, честь, учить медицине – это великая честь, но учить врачей, которые имеют уже свой и немалый практический опыт, – величайшая честь и величайшая ответственность, – говорил Роман Лурия. – И делать это можно только при одном условии – если постоянно, неизменно и неуклонно совершенствоваться самому».

Создав ГИДУВ в Казани и проработав его директором 10 лет, Лурия по приглашению из Москвы едет работать в столичный институт усовершенствования врачей. Однако в годы войны врач снова возвращается в Казань, в военный госпиталь.

В характеристике, которую оставили военный комиссар и начальник эвакпункта говорится: «Несмотря на преклонный возраст, профессор Лурия со свойственной ему неистощимой энергией и инициативой возглавил организацию терапевтической помощи в эвакгоспиталях Казани. За время войны профессор Лурия обеспечил высококвалифицированную консультацию более чем тысяче раненых».

Интересен еще один эпизод насыщенной биографии врача. Именно Роман Лурия лечил Габдуллу Тукая в больнице Гирша Клячкина от туберкулёза. В то время эта болезнь была практически неизлечима, к тому же у поэта, страдавшего ей с рождения, была сложная форма. Современники поэта писали, что «Тукай чувствует себя лучше, чем в первые дни, когда он поступил в больницу. Он говорит, что лекарства, которые прописал ему доктор Лурия для смягчения кашля, облегчили его состояние. Говорил, что в первые дни его очень мучили эти приступы кашля».

Коллегами Романа Альбертовича Линии по ГИДУВу были и другие великие врачи прошлого:

Александр Вишневский

Ефим Лепский

Николай Горяев

Леопольд Рахлин

О них мы рассказываем в нашем специальном цикле.


Антон Райхштат совместно с Казанской государственной медицинской академией.

Еще больше историй в канале «1 день – 1 экспонат» на Яндекс.Дзен

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!