Внеклассные бдения

20 января 2016
Общество

«Выходите патрулировать пришкольную территорию!» - с таким призывом обратились к родителям учеников казанской гимназии педагоги. По сути это — возрождение добровольных народных дружин. Однако возникают вопросы, насколько это законно, эффективно и что во внештатной ситуации «дружина» может противопоставить правонарушителям.

С начала нынешнего года родители казанских школьников все чаще сообщают, что администрации учебных заведений предлагают им патрулировать школьную территорию и отвечать за безопасность детей. Причем, помимо охраны территории, родители должны «выявлять молодежные группировки». При этом что делать при обнаружении этих группировок – неясно.

Как правило, школьный родительский патруль должен дежурить вечером в течение двух-трех часов. В обязанности такой «дружины» из нескольких человек входят обход школьной территории, наблюдение за школьниками и прохожими, а также, при необходимости, вызов школьной охраны или полиции.

Вчера в Facebook появилась публикация одного из родителей учащегося гимназии №94 Московского района Казани, в которой говорится, что им предлагают патрулировать школьную территорию. Повода для подобного патрулирования называлось два — охрана школьной территории и выявление молодежных группировок. Что делать «дружинам» при обнаружении группировок, не разъяснили.

В комментариях к публикации поднялось обсуждение, причем мнения участников беседы практически не разошлись. «Я лично дежурил, — пишет пользователь Владимир Матылицкий — Правда, в те еще годы, когда некоторыx из возмущенныx родители планировали либо в детсад водили. Польза огромная, и возрождение ДНД любой вменяемый родитель должен только приветствовать двумя руками. И не только от мужиков там польза, но и от xрупкиx женщин, весьма пригодныx для того, чтобы: вовремя позвонить в «02», дать подзатыльник собственному оболтусу и его дружку, одним видом (ведь опознает же как свидетель) остановить от правонарушения местного «героя» и много чего другого... ». «Мне кажется, мы начали немного путать понятия. Школьный родительский патруль и ДНД – разные вещи. Родительский патруль должен следить за порядком на территории школы. Не более того», — поправил его Дмитрий Зубарев.

А некоторые родители просто уверены, что подобная мера необходима. Например, Гузель Абульханова написала: «А между прочим, ребята, вопрос серьезный! Моего взрослого и спортивного сына (рост почти 2 метра) в прошлом году избила толпа из 10 человек, обкуренных и с кастетами! <...> Через несколько дней напали на одного парнишку и жестоко избили почти в этом же районе... А полгода спустя на мосту около станции метро «Проспект Победы» я сама наблюдала картину, как избивали мужчину, толпа молодежи какими-то палками. <...> Можно шутить сколько угодно, но как-то и что-то решать надо!».

Ранее, 16 января, в татарстанской группе «Поборы в школах и детсадах» в социальной сети «ВКонтакте» анонимно был размещен вопрос о правомерности подобных дежурств. Этот же вопрос мы задали руководителю инициативной родительской группы против поборов в школах и детских садах Екатерине Матвеевой. Она ответила, что в принципе подобная мера законна. «У образовательных учреждений есть своя охрана, которая должна следить за порядком на школьной территории. Родители не обязаны принимать в этом участие. Но, согласно ФЗ №44 от 02.04.2014 «Об участии граждан в охране общественного порядка», возможно создание добровольных народных дружин, в том числе и из родителей учащихся школ. Однако еще раз подчеркну, что это должно быть добровольно, заставить вступить в подобную дружину школа не имеет права», — сообщила Матвеева.

Кстати, в республике тоже есть закон №4-ЗРТ «Об участии граждан в охране общественного порядка в Республике Татарстан», принятый 16 января 2015 года. Согласно федеральному и региональному законам, граждане в индивидуальном или групповом порядке могут внештатно сотрудничать с полицией, участвовать в поисках лиц, пропавших без вести, и в деятельности добровольных народных дружин.

Завуч по воспитательной работе гимназии №94 Ксения Дель на вопрос «Казанского репортера» ответила, что подобные родительские патрули существуют во всех школах Казани. «Родительский патруль — это когда родители вечерами патрулируют территорию вокруг школы. Ничего предосудительного тут нет, мера эта существует не только в нашей гимназии, а во всех школах города», – сказала она. Однако ответить на вопрос, на каком основании организуются подобные патрули, завуч затруднилась.

В управлении образования Казани в ответ на запрос «Казанского репортера» сообщили, что с их стороны распоряжения об обязательном участии родителей школьников в добровольных народных дружинах не было.

Депутат Казгордумы, председатель совета директоров группы предприятий безопасности «Контр» Ильдус Янышев считает, что патрулирование родителями школьной территории в принципе хорошее и важное начинание. «Плохо, если родителей заставляют вступать в подобные дружины, но так же плохо, что родители не согласны обеспечивать безопасность своих детей в школах. Во время обострения криминальной ситуации люди не должны оставаться безучастными и надеяться только на полицию, — считает Янышев. — Когда ситуация обостряется, во всех странах мира люди начинают организовывать отряды самообороны, в том числе отряды, которые готовы обеспечивать безопасность учебных заведений. К сожалению, в России уровень сознательности граждан несколько ниже. Что родители могут сделать на месте, если обнаружили что-то противозаконное во время подобного дежурства? Вызвать полицию, снять происходящее на видео, поднять шум. Главное, проявить гражданское участие. К тому же многие поостерегутся нарушать закон и порядок, если есть свидетели».

«Причины активного привлечения членов «родительских дружин» и других вариаций на тему «добровольных народных дружин» времен СССР или американских Neighborhood Watch (с англ. «соседский дозор») к охране общественного порядка вполне прозрачны: МВД и государство пытаются компенсировать нехватку кадровых сотрудников полиции и не допустить роста преступности, — считает блогер Тимур Тимуршин. — Действующий в настоящее время в России федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» достаточно полно описывает функции, права и обязанности членов волонтерских организаций по содействию полиции в охране правопорядка, вплоть до применения физической силы в случае угрозы жизни и здоровью члена дружины или других людей».

Но блогер считает, что действующее в стране законодательство в отношении самообороны крайне несовершенно, и зачастую защищавший себя человек в итоге может оказаться обвиненным в превышении пределов допустимой самообороны. Аналогично, действующий в стране «Закон об оружии» оставляет членов дружин фактически беззащитными перед лицом вооруженных преступников. Соответственно деятельность добровольных дружин без сопровождения штатного сотрудника МВД, имеющего соответствующие навыки, полномочия и инструментарий, не особо эффективна и даже опасна для самих дружинников. «Тем не менее, саму идею считаю правильной, вовлечение граждан в работу по охране общественного порядка позволит добиться большего понимания между обществом и полицией, сделает работу полиции более прозрачной и действительно позволит сэкономить бюджетные средства, — продолжает Тимуршин. — Но для по-настоящему эффективного взаимодействия необходимо срочно вносить соответствующие изменения в действующее законодательство. В США, например, полиция активно использует помощь волонтеров и крайне высоко оценивает результаты такого сотрудничества. Что касается лично меня, я готов участвовать в работе добровольных дружин».

Несмотря на то, что чиновники утверждают, что не давали распоряжения об обязательном участии родителей школьников в добровольных народных дружинах, сообщения о введении «родительских патрулей» в школах продолжают появляться. Скорее всего таким образом в школах в большей степени пытаются предотвратить нарушения порядка со стороны собственных воспитанников, и уже только потом — выявить сторонние «молодежные группировки».


Елена Орешина

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!