​Как Ильдар Абдразаков с командой Казань брал

26 февраля 2020
Культура

Три дня Казань была во власти музыкального десанта Abdrazakov Fest. Наш обозреватель рассказывает, как это было.

«Фестиваль пересёк экватор. Команда полным составом прибыла в Казань. Нас ждут репетиции, концерт, мастер-класс, эфиры и интервью». Такой пост 20 февраля появился во всех социальных группах Ильдара Абдразакова, освещающих III Международный музыкальный фестиваль имени этого великого певца.

– В прошлом году у вас я выступал один и исполнял арии из опер только Джузеппе Верди. В этом году я привёз необычную команду – это молодые совсем, начинающие певцы, которые только-только делают свои первые шаги на крупных площадках, и мы будем исполнять произведения шести итальянских композиторов, – поясняет Ильдар Амирович. – Это ученики Академии Елены Образцовой Сергей Кайдалов, Наталья Якимова, Анастасия Коротенко. А ещё с нами лауреат III степени Международного молодёжного фестиваля-конкурса вокального искусства «Русский бас» в номинации «Сольное академическое пение» Константин Федотов и мой друг Лучано Ганчи – лучший вердиевский тенор Италии. Мне кажется, интереснее, когда формат фестиваля меняется, обогащается.

Шесть лет назад Елена Образцова предложила Абдразакову стать художественным руководителем новой академии, разместившейся в историческом центре Санкт-Петербурга. Он не смог отказаться. Их дружба началась с того дня, когда двадцатитрёхлетний певец выиграл Гран-при международного конкурса Елены Образцовой. А ещё Ильдар Амирович – председатель экспертного совета недавно появившегося фестиваля-конкурса «Русский бас».

– В нашей стране менеджмент не так развит. Я сам лично знаю многих менеджеров, с некоторыми я работал, с некоторыми – нет, но у меня с ними дружеские отношения, я знаю директоров театров и фестивалей, когда я вижу, что есть начинающие ребята, хорошие, перспективные, то я предлагаю взять их на какую-то небольшую партию в оперном спектакле. Допустим, когда Кирилл Белов выступил на моём фестивале, его услышал директор театра Монте-Карло и пригласил на небольшую теноровую партию в оперу «Борис Годунов». Президент Россиниевского оперного фестиваля в Пезаро пригласил участницу моего фестиваля Диляру Идрисову выступить у него. Тех, кого слышу и приглашаю на концерты, я стараюсь показать и международной публике.

«Вечер итальянской музыки» – привезённый в Казань концерт III Международного музыкального фестиваля – открывается ярким концертным прочтением увертюры к опере «Набукко» Джузеппе Верди. Александр Сладковский и его симфонический оркестр исполнили её как самостоятельное законченное программное произведение, наполнив глубиной и мощью. В течение вечера они не раз удивляют слушателей интерпретацией, превращающей знакомое, заезженное произведение в настоящую жемчужину, сверкающую свежестью красок и погружающую в медитативную таинственность. Таковы увертюры к операм «Сицилийская вечерня» Джузеппе Верди и «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини.

Сольные арии, каватины, дуэты и квартет в исполнении гостей фестиваля, сменяя друг друга, окончательно погрузили слушателей в состояние транса, при котором, как известно, повышенное нервное возбуждение сочетается с потерей воли над собой. Зал неистовствовал, аплодируя и крича bravo после каждого номера.

Солнечную красоту тенорового тембра Лучано Ганчи, получившего музыкальное образование в хоре мальчиков Папской Сикстинской капеллы и трёх академиях – Санта-Чечилия в Риме, Личинио Рефиче в Фрозиноне и Отторино Респиги в Латине, оттеняли мощный верхний баритональный регистр Сергея Кайдалова, солиста Мариинского театра и Лионской Оперы. А артистичная манера исполнения и глубокий бас Константина Федотова прекрасно сочетались с пограничным басово-теноровым голосом одного из лучших вердиевских басов всех времён и сдержанно благородным стилем Ильдара Абдразакова. Украшением концерта стали и женские голоса – молодое драматическое сопрано Анастасии Коротенко и насыщенно-объёмное драматическое меццо-сопрано Натальи Якимовой.

В программе – как безусловные хиты из вердиевских «Риголетто», «Трубадура», «Дон Карлоса», «Аиды» и «Макбета», россиниевского «Севильского цирюльника», «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти, «Манон Леско» и «Турандот» Джакомо Пуччини, так и редко звучащие арии из опер «Маски» Пьетро Масканьи, «Атилла» Джузеппе Верди, «Мефистофель» Арриго Бойто. Последнюю из названных исполняют на двоих – Ильдар Абдразаков поёт, а Александр Сладковский выразительно и художественно свистит, как это задумал композитор. Зато на исполнении биса – Застольной песни из оперы Джузеппе Верди «Травиата» – Абдразаков занял место маэстро Сладковского и продирижировал оркестром.

После концерта «царь» басов, как прозвали Ильдара Амировича представители мировой музыкальной критики, буквально светится от радости:

– Я близко знаком с Александром Витальевичем, мы со Сладковским дружим более двадцати лет, наши встречи и наши совместные работы для меня большой праздник. И у вас здесь прекрасный зал. Я хочу поблагодарить публику за тёплый приём, за эмоции. Очень здорово! Нам было приятно выходить на сцену, мы чувствовали себя дома. Выступить здесь – это потрясающе! А оперный театр – он же здесь через площадь, – улыбается Абдразаков, – когда-нибудь мы и там надеемся выступить. Конечно, это было бы здорово. В Уфе в этом году мы впервые в рамках фестиваля представили оперу «Атилла» Джузеппе Верди, мой режиссёрский дебют. У Казани это всё ещё впереди, надеюсь.

Ему рукоплескала публика в Ла Скала и Метрополитен-опера, в Венской опера и Мариинском театре, в Карнеги-холле и Опера Гарнье, Ковент-Гарден и на Зальцбургском музыкальном фестивале и, конечно же, в родном Башкирском театре оперы и балета. Но с упорным постоянством он возвращается в студенческие аудитории, чтобы по-свойски, с дружеской улыбкой поделиться секретами своего мастерства.

На следующий день у певца запланированы рабочие встречи в Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова.

– Наша задача направить молодых исполнителей, подсказать правильность выбора репертуара, чтобы начинающий певец не набрасывался на что-то очень сложное. Если мы слышим, что голос у него находится где-то очень глубоко, подбираем ему произведение, чтобы вытащить голос. Если он поёт в народной манере, то ищем произведение, чтоб подсобрать его, – терпеливо отвечает он на стандартно-банальные вопросы журналистов.

А затем почти невесомой походкой врывается в зал, до предела наполненный начинающими певцами и их преподавателями. Скользнув глазами по залу, он отыскивает сидящих в первых рядах жену и свою маму, которые странствуют вместе с ним, улыбается и вызывает первого участника мастер-класса.

– Отправляясь куда-то на продолжительное время, я всегда беру семью с собой, – объясняет Абдразаков. – А зачем семья, если ты всё время в разъездах, а они тебя ждут где-то?

Выслушав арию, он аплодирует, подходит к исполнителю и вполголоса объясняет ему что не так со звукоизвлечением, с трактовкой образа, налаживанием контактов с аудиторией, правильным произношением слов…

– Самое трудное – петь натурально, добиться естественного звука, – поясняет залу Ильдар Амирович. И опять повернувшись к студенту, – Ты же так замечательно русскую народную песню пел. Почему на оперной арии зажимаешься? Представь, что это тоже народная песня, только итальянская.

Рядом с Абдразаковым Лучано Ганчи. Он что-то говорит по-итальянски и Абдразаков переводит:

– Главное, не воспринимать себя всерьёз, тогда всё получится. Улыбайся, ведь ты же к любимой своей обращаешься. Покажи всем видом своим это.

Abdrazakov Fest – это своего рода кочевая школа исполнительского искусства. Екатеринбург, Казань, Москва – это классы, в которых на равных общаются представители профессии разных возрастов. Да и сам Abdrazakov Fest – своеобразный класс для самых ярких учеников Ильдара Амировича, которым он доверил выйти на широкую аудиторию.

– Для них выход на сцену в таком фестивале – несколько волнителен, – понимающе говорит он. – Атмосфера тут такая, что начинаешь стремиться сделать работу на двести процентов. Со мной было то же самое, когда я выходил на одну сцену с Еленой Образцовой и Юрием Мазуроком. Я не просто пел, я готов был умереть на сцене, отдавая всего себя, весь свой голос. И пока путешествуем с фестивалем по городам, ребята очень подтянулись, по-другому запели. Уверен, что этот опыт они не забудут никогда.

Более двух часов длится общение в Казанской государственной консерватории. Мастер не спешит. Он шутит, чтобы снять стресс у своих подопечных, он поёт сам, чтобы показать личным примером чего добивается от учеников, он вступает в диалог с педагогами, чтобы кореллироваться с их наставлениями.

– Я иногда думаю: зачем мне всё это, делать что ли больше нечего? Зачем проводить фестиваль, когда можно было бы отдохнуть с семьёй в это время? – притворно вздыхает Абдразаков. – Но как-то так получилось, что однажды, поехав в Уфу с концертом, я подумал: почему бы мне не пригласить с собой кого-то из молодых хороших певцов? А моя супруга на это говорит: а давай создадим из этого такую программу, которая включила бы в себя ещё и мастер-классы. На самом деле, всё, что мы с ней сейчас здесь делаем, её заслуга. Нам делать-то нечего, вот мы и занимаемся…

Марика Отариевна Абдразакова – директор Фонда поддержки молодых талантов – верная спутница Ильдара Амировича.

– Нам важно было первый фестиваль провести на родине Ильдара, в Уфе, – говорит она. – А со второго мы стали расширять географию.

– Но из-за плотности моего графика мы не успеваем охватить много городов, – уточняет Абдразаков. – В этот раз мы выбрали уральский регион. Я никогда не бывал в Екатеринбурге. В первый раз поехал. Конечно же, в списке обязательных городов – Уфа, Казань и Москва. В Казани меня принимают очень хорошо. Приезжаешь в ту же самую Америку, с четырёх часов до восьми, условно говоря, тебе улыбаются, потому что в графике работы так прописано. А работа закончилась – тебя для них больше нет. Здесь всё иначе. Приехал, встретили, повели угощать чак-чаком, вак-бэлишем, чай попьём. Здесь и работается по-другому. Здесь всё по-нашему. Я на этом вырос.

Чуть помолчав, Ильдар Амирович неожиданно роняет:

– А знаете, как я объясняю местоположение моего родного города европейцам? Спрашиваю: знаете где Казань? Да, говорят. Так вот Уфа чуть правее. А как объяснить американцам, которые не то, что про Казань, про Париж-то не знают и знать не хотят? Вы знаете Фёдора Шаляпина? Так вот он из Казани. Вы знаете Рудольфа Нуриева? Так вот он в Уфе вырос. В Ковент-Гардене за кулисами перед самым выходом на сцену огромная в полстены фотография улыбающегося Рудольфа Нуриева. Родной человек тебя благословляет – и ты идешь и поёшь.


«Казань взяли!!!» – ближе к полуночи 21 февраля появляется пост в соцсетях под групповым снимком на сцене Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева. Это значит, что команда Abdrazakov Fest направилась в Москву, чтобы дать заключительный концерт в Большом зале Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. А казанские меломаны остались ждать их возвращения на следующий год.


Зиновий Бельцев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!