​Русская классика на испанских берегах

05 февраля 2020
Культура

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан возвращается после испанских гастролей. Наш обозреватель внимательно следил за их успехами в стране фламенко и корриды.

Мадрид – самый солнечный, по уверению синоптиков, город Европы – встретил музыкальный десант из Татарстана как старых друзей: термометр не опускался ниже плюс десяти градусов, солнышко приветливо выглядывало из-за облаков, зелень газонов и деревьев дарила весеннее настроение. И даже как-то не верилось, что календарь показывает 30 января.

Национальный концертный зал в самом центре Мадрида был открыт в конце 1988 года. Оба его концертных зала, симфонический и камерный, отданы Национальному институту исполнительских искусств и музыки. Сегодня Auditorio Nacional de Música – крупнейший концертный центр испанской столицы. Кстати, расположен он напротив садов, носящих имя выдающегося композитора ХХ века Пабло Соросабаля, с вызовом покинувшего в 1952 году пост директора Мадридского симфонического оркестра из-за того, что ему так и не дали разрешения исполнить «Ленинградскую симфонию» Дмитрия Шостаковича.

Открывая концертный цикл нового сезона, Auditorio Nacional de Música с гордостью объявил об участии в нём Миши Майского, Бориса Березовского, Дениса Мацуева, Александра Малофеева и Orquesta Sinfónica Nacional de Tatarstán – Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Причём в объявленной ценовой палитре концерт наших земляков обошёлся слушателям без малого в сто евро – в два раза дороже, чем концерты других именитостей.

И тем не менее зал, рассчитанный на 2324 зрителя, был полон более, чем на три четверти. Не аншлаг, конечно, но…

– В Испании посещаемость значительно хуже, чем в Казани, – улыбается художественный руководитель и главный дирижёр татарстанских симфоников Александр Сладковский. – Мне сказали ещё три года назад, когда мы тут гастролировали, что тут футбол нравится людям гораздо больше, чем классическая музыка. Я не шучу, это абсолютно искренне, прямо так и говорят, не стесняясь.

На этот раз в программе были заявлены два произведения Петра Чайковского – Концерт для скрипки с оркестром и «Славянский марш», и два Модеста Мусоргского – «Ночь на Лысой горе» и «Картинки с выставки» в оркестровке Мориса Равеля. Солистом вечера стал всемирно известный скрипач Вадим Репин, в чьих руках пел инструмент, построенный в 1733 году Антонио Страдивари и принадлежавший Пьеру Роде, виртуозу скрипки начала XVIII века. Звук «Rode» поистине уникален – он может быть и очень мягким, и очень мощным.

Концерт для скрипки ре мажор, созданный в пору высокого творческого подъёма композитора, считается одним из самых знаковых из репертуара, написанного для этого инструмента. Но при этом, он до сих пор остаётся одним из самых сложных для исполнения как с технической точки зрения, так и на выразительном уровне. Вадим Репин несколько лет не исполнял его, пытаясь, по его собственному признанию, заново открыть его для себя.

«Ночь на Лысой горе», где музыкальная фабула заострена Сладковским до предела, и «Картинки с выставки», где Маэстро тщательно выписывает каждую деталь, в исполнении татарстанских оркестрантов публика принимала очень тепло, овации в зале практически не стихали. Между прочим, среди слушателей были замечены слепые, пришедшие на концерт вместе с собаками-поводырями. Животные весь вечер лежали у ног хозяев, не издавая ни одного звука и не нарушая целостности музыкальных произведений.

В качестве подарков прозвучали несколько бисов – «Венецианский карнавал» Никколо Паганини в виртуозном исполнении Вадима Репина, Испанский танец из «Лебединого озера» Петра Чайковского, «Испания» Чика Кориа и, конечно же, блистательный «Стан Тамерлана» Александра Чайковского, ставший визитной карточкой наших оркестрантов. Стоит ли говорить, что восторг зрителей был огромен?

На следующий вечер эта же программа прозвучала в другом испанском городе. Логроньо с населением сто пятьдесят тысяч человек считается винодельческой «меккой» Испании. Riojaforum, оснащённый передовой технологией в области звука и видео, появился в самом центре города, в районе, где ранее цвели фруктовые сады, на берегах реки Эбро весной 2004 года. Основное его предназначение – проведение выставок, конгрессов, музыкальных и театральных представлений. Riojaforum открывал король Испании Хуан Карлос I.

Концертный зал на 1223 места во время выступления Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан был заполнен в основном молодёжью. Задолго до начала программы к склону холма, в тени которого и стоит это суперсовременное здание, стекались зрители, среди которых было немало таких, кто помнил гастрольный тур наших оркестрантов в феврале 2017 года. Они-то и рекомендовали молодёжи прийти в этот вечер в Riojaforum, чтобы «вживую» увидеть, как творят прославленные музыканты.

А 1 февраля произведения русских композиторов звучали уже в Сантандере в Серебряной комнате зала Palacio de Festivales.

Эта достопримечательность города, расположенного на берегу Атлантического океана, до сих пор вызывает множество споров. Одним жителям королевства Palacio de Festivales напоминает собаку, лежащую к верху лапами. Других возмущают гигантские размеры и отсутствие естественного освещения внутри здания. Третьим не нравится, что он вносит диспропорцию в застройку береговой линии. Но как бы там ни было, вот уже ровно три десятка лет он служит центром национальной и международной культурной жизни.

Прямо перед Palacio de Festivales цветом синей вечности переливается Бискайский залив. Вечером он сверкает огоньками яхт.

Для выступления Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан был выбран самый большой из всех концертных залов Palacio de Festivales, вмещающий 1670 человек. Как и в Логроньо публика его заполнила до предела.

Генеральный директор культурных программ Palacio de Festivales Ева Ранеа нимало не удивлена этому:

– Хотя это и общественное пространство, но жители города и региона давно воспринимают его как своё собственное и испытывают к нему тёплые чувства. Они знают, что в этом сезоне они найдут здесь представления высочайшего уровня на любой вкус: театр, танцы, классическая музыка, сольные концерты, юмор, мюзикл, цирковые представления. Но даже при всём многообразии развлечений такие выдающиеся музыканты с мировым именем как скрипач Вадим Репин и дирижёр Александр Сладковский с Государственным симфоническим оркестром Татарстана – украшение наших программ.

Это было завершающее совместное выступление прославленного скрипача и наших симфоников. Но турне на этом не закончилось. Взяв тайм-аут на отдых, самостоятельные и групповые репетиции музыкантов, – ведь им предстояло сыграть в заключительный испанский вечер другую программу, – оркестранты отправились в столицу Страны Басков. 4 февраля сочинения русских композиторов в исполнении татарстанских симфоников прозвучали в Teatro Principal Antzokia Витории-Гастейс на открытии XV сезона цикла Великих Концертов.

Этот цикл родился в 2006 году с грандиозной целью: придать мощный импульс распространению классической музыки в городе с почти тысячелетней историей. С февраля по май сцена Teatro Principal Antzokia предоставляется лучшим исполнителям мира. В этом году вслед за Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан выступят Camerata Ireland Барри Дугласа, фламандский барочный оркестр Il Gardellino, португальская пианистка Мария Жоао Пиреш и один из ведущих скрипачей мира молодого поколения японец Фумиаки Миура.

«Мы с нетерпением ждали, когда прославленный коллектив под управлением Александра Сладковского возвратится в наш город после его триумфального выступления несколько лет назад. На этот раз он поделится с нами сочинениями Петра Чайковского “Ромео и Джульетта” и Симфония № 1 соль минор, Модеста Мусоргского “Ночь на Лысой горе” и Михаила Глинки “Вальс-фантазия”», – писала в день выступления газета «Diario de Noticias de Álava».

Teatro Principal Antzokia – самый компактный зал из всех, в которых пришлось побывать оркестрантам, всего 984 места. Но он, пожалуй, самый уютный и самый красивый из всех. И, несмотря на то, что в вечер выступления оркестрантов жители города пребывали в возбуждённом состоянии совсем по другому поводу – в рамках сезона Евролиги намечалось жаркое противостояние мадридского «Реала» и «Басконии» из города Витория-Гастейс, билеты на открытие XV сезона цикла Великих Концертов были раскуплены полностью.

Многое повидал за свою жизнь этот старый театр, отметивший два года назад своё столетие. Наверное, не раз его потрясал и такой же шквал аплодисментов, как в этот вечер. Но их эмоциональная сила от этого меньше не становилась. Зрители не хотели расставаться с музыкантами, одаривая исполнителей многократно повторенным bravo.

– Всё прошло на потрясающем подъёме, – подвёл предварительный итог испанских гастролей Маэстро. – Принимали очень радушно, искренне, так что мы надеемся на продолжение наших творческих и дружеских связей. Мы увидели Испанию, которую ещё не видели. Потрясающий Сантандер на берегу Бискайского залива, ребята даже купались, насколько я знаю. Такое совмещение приятного с полезным, работы с каникулами. Изумительный город! И вообще – всюду приём был на высшем уровне. Вполне заслуженно, скажу я вам. Оркестр без сбоев как всегда выступает. Очень высоко выступление оценили музыкальные критики из Мадрида. В общем, мы сделали всё, что от нас зависело, чтобы дружба с агентством Goldberg Management продолжалась.

– Выбор этой великолепной команды соответствует философии работы Goldberg Management, которая отдаёт приоритет непосредственному контакту с дирижёром, оркестром и солистами, – уточнил Сезарь Альварес, художественный руководитель Goldberg Management. – Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан – это артисты самого высочайшего мирового уровня, в этом заслуга Маэстро Сладковского. Мы очень рады принимать его в Европе.

И вот оркестр возвращается на родину. А Александр Витальевич после испанских гастролей приглашён в Италию. Там 6, 7 и 8 февраля в Accademia Nazionale di Santa Cecilia прозвучит музыка Петра Чайковского – Симфония № 1 соль минор, Увертюра «1812», Entr'acte и Вальс из «Евгения Онегина» – и Николая Римского-Корсакова – «Испанский каприз» – в исполнении оркестра и хора этого старейшего музыкального учреждения Италии под управлением татарстанского Маэстро.


Зиновий Бельцев.

Комментарии