Первый в России зимний автопробег

Середина зимы в Казани – самое время вспомнить, как 106 лет назад у нас прошел первый в России зимний автопробег. Стартовал он 15 января 1914 года. «Казанский репортер» вместе с экскурсоводом Екатериной Хабаровой продолжает проект «Последний год Империи».

15 (2-го по старому стилю) января 1914 года в Казани состоялся первый в России зимний автопробег по грунтовым дорогам Казань – Лаишев – Шуран. И это была не какая-нибудь барская блажь! Пробег ставил перед собой самые серьезные задачи. Дело в том, что в те времена дороги и тракты не возвышались над остальной местностью как сегодня, а потому зимние бураны заносили их многометровым слоем снега. В снег проваливались и лошади, и сани. А об использовании автомобиля зимой не было и речи!

Дорожный комитет Казанской губернской земской управы предложил защитить зимние тракты от снежных заносов деревянными щитами. Что-то подобное применялось к тому времени на железных дорогах. Главным вдохновителем затеи стал Дмитрий Петрович Арцыбашев, человек смелый, инициативный и бесконечно влюблённый в автомобили. Первую партию щитов субсидировало земство. Чтобы набрать денег на дальнейшие работы, при въезде на огороженный участок стали взимать «дорожный взнос». Так в 1914 году в Казанской губернии появилась первая настоящая платная дорога от Казани до Шурана.

Но на деле «водители кобыл», то бишь ямщики предпочитали пропить пятак и поехать в объезд, а водители авто там и вовсе не показывались! На всю Казань имелось всего 20-30 «самобеглых колясок». Никто, включая их владельцев, не воспринимал эти причудливые конструкции как транспорт будущего. И уж тем более никому не приходило в голову выезжать на них за город зимой! Вот тут и родилась идея устроить зимний автопробег и доказать, что деревянные щиты позволят автомобилям ездить даже по заснеженным дорогам!

К участию в автопробеге удалось привлечь семь смельчаков. Это были казанские купцы-автовладельцы. Правда, за рулем каждой машины находились не они сами, а их профессиональные водители. Сразу два автомобиля – «Студе-Беккер» и «Лорель» – представил торговец швейными машинками и страстный автолюбитель Бойченко. Не остался в стороне и известный в Казани торговец оружием Евгений Наполеонович Остерман. Еще один автовладелец, предоставивший свой «Грунэ-Мохель», пожелал остаться неизвестным. Вне конкурса на казенном «Бенце» в автопробеге участвовал сам Арцыбашев как организатор и командор этого мероприятия.

Чтобы снять пробег на пленку, наняли кинооператора. Одного журналиста Арцыбашев с трудом заманил в свою машину. Представители прессы не верили в успех предприятия, не желали мерзнуть в глуши и не рвались освещать событие с трассы.

Утром 15 января автомобили прибыли на старт к Казанскому газовому заводу. Водители напоминали покорителей Арктики – в меховых одеждах, в очках, с лицами, намазанными толстым слоем вазелина. Дело в том, что у машин не было печек, а часть даже не имела лобовых стекол. И это в 15-ти градусный мороз!

Первым двинулся «Бенц» командора, а за ним остальные автомобили. Им предстояло проехать восемьдесят две версты по Оренбургскому тракту. К большому удивлению участников, дистанция пробега оказалась в лучшем состоянии, чем они могли предполагать. Защитные щиты не позволяли ветру наметать сугробы. На опасных участках стояли живые «дорожные знаки» – солдаты с флажками.

Главной проблемой стали вереницы обозов на дороге. Из-за них не обошлось без «катастрофы»! Вот как описывали это происшествие в газете «Волжско-Камская новь» от 17 (4) января:

«На пути следования автомобиль г.Бойченко встретился с большим обозом. По сигналу шоффера обоз по всей линии уступил дорогу. Но шедшая впереди обоза лошадь, по-видимому, напуганная неведомым зрелищем, почти перед самым автомобилем сделала резкий поворот и взвилась на дыбы.
Желая избежать столкновения шоффер дал резкий ход назад , и на обратном сдвиге автомобиль налетел на придорожную тумбу. К несчастью г.Бойченко, земская тумба обнаружила совершенно не свойственную ей устойчивость, – и в результат получилась авария»

Один из автомобилей налетел на телегу. Напуганная лошадь взвилась на дыбы. Шофер дал ход назад и врезался в придорожную тумбу. Пришлось остановиться на ремонт.

На финише случился забавный казус! Первым в пункт назначения прибыл самый маломощный автомобиль — «Форд» купца Кусакова. Машина вышла из Казани шестой, обогнала четырех соперников и добралась до Шурана без повреждений. Однако, по правилам гонки, из времени прибытия автомобиля в конечный пункт вычиталось время ремонтов. И тут уж Кусаков оказался лишь третьим. Он заявил протест, получил отказ и «в веках» остался нелегитимным победителем той гонки!

Официальным призером стал «Кейс» купца Молоткова. Он финишировал всего за полтора часа, причем десять минут из них потратил на то, чтобы выбраться из канавы.

В Шуране участников пробега радушно встретили местные жители и накормили плотным завтраком. Обратно в Казань автомобилисты ехали уже темноте, но все они благополучно прибыли в город, где их приветствовали бурными овациями. Никто не ожидал, что автопробег пройдёт так успешно. Участники единогласно признали, что зимнее автомобильное движение вполне возможно!

Уже через месяц казанцы смотрели отчет о соревнованиях на экране кинотеатра «Аполло». Это было одно из первых казанских событий, запечатленное для синематографа. Фильм имел бешеный успех!


Екатерина Хабарова.

Комментарии

  1. товарищ 12 дней назад
    Вроде как историк Алексеев писал об этом пробеге