Первый в России зимний автопробег

Середина зимы в Казани – самое время вспомнить, как 106 лет назад у нас прошел первый в России зимний автопробег. Стартовал он 15 января 1914 года. «Казанский репортер» вместе с экскурсоводом Екатериной Хабаровой продолжает проект «Последний год Империи».

15 (2-го по старому стилю) января 1914 года в Казани состоялся первый в России зимний автопробег по грунтовым дорогам Казань – Лаишев – Шуран. И это была не какая-нибудь барская блажь! Пробег ставил перед собой самые серьезные задачи. Дело в том, что в те времена дороги и тракты не возвышались над остальной местностью как сегодня, а потому зимние бураны заносили их многометровым слоем снега. В снег проваливались и лошади, и сани. А об использовании автомобиля зимой не было и речи!

Дорожный комитет Казанской губернской земской управы предложил защитить зимние тракты от снежных заносов деревянными щитами. Что-то подобное применялось к тому времени на железных дорогах. Главным вдохновителем затеи стал Дмитрий Петрович Арцыбашев, человек смелый, инициативный и бесконечно влюблённый в автомобили. Первую партию щитов субсидировало земство. Чтобы набрать денег на дальнейшие работы, при въезде на огороженный участок стали взимать «дорожный взнос». Так в 1914 году в Казанской губернии появилась первая настоящая платная дорога от Казани до Шурана.

Но на деле «водители кобыл», то бишь ямщики предпочитали пропить пятак и поехать в объезд, а водители авто там и вовсе не показывались! На всю Казань имелось всего 20-30 «самобеглых колясок». Никто, включая их владельцев, не воспринимал эти причудливые конструкции как транспорт будущего. И уж тем более никому не приходило в голову выезжать на них за город зимой! Вот тут и родилась идея устроить зимний автопробег и доказать, что деревянные щиты позволят автомобилям ездить даже по заснеженным дорогам!

К участию в автопробеге удалось привлечь семь смельчаков. Это были казанские купцы-автовладельцы. Правда, за рулем каждой машины находились не они сами, а их профессиональные водители. Сразу два автомобиля – «Студе-Беккер» и «Лорель» – представил торговец швейными машинками и страстный автолюбитель Бойченко. Не остался в стороне и известный в Казани торговец оружием Евгений Наполеонович Остерман. Еще один автовладелец, предоставивший свой «Грунэ-Мохель», пожелал остаться неизвестным. Вне конкурса на казенном «Бенце» в автопробеге участвовал сам Арцыбашев как организатор и командор этого мероприятия.

Чтобы снять пробег на пленку, наняли кинооператора. Одного журналиста Арцыбашев с трудом заманил в свою машину. Представители прессы не верили в успех предприятия, не желали мерзнуть в глуши и не рвались освещать событие с трассы.

Утром 15 января автомобили прибыли на старт к Казанскому газовому заводу. Водители напоминали покорителей Арктики – в меховых одеждах, в очках, с лицами, намазанными толстым слоем вазелина. Дело в том, что у машин не было печек, а часть даже не имела лобовых стекол. И это в 15-ти градусный мороз!

Первым двинулся «Бенц» командора, а за ним остальные автомобили. Им предстояло проехать восемьдесят две версты по Оренбургскому тракту. К большому удивлению участников, дистанция пробега оказалась в лучшем состоянии, чем они могли предполагать. Защитные щиты не позволяли ветру наметать сугробы. На опасных участках стояли живые «дорожные знаки» – солдаты с флажками.

Главной проблемой стали вереницы обозов на дороге. Из-за них не обошлось без «катастрофы»! Вот как описывали это происшествие в газете «Волжско-Камская новь» от 17 (4) января:

«На пути следования автомобиль г.Бойченко встретился с большим обозом. По сигналу шоффера обоз по всей линии уступил дорогу. Но шедшая впереди обоза лошадь, по-видимому, напуганная неведомым зрелищем, почти перед самым автомобилем сделала резкий поворот и взвилась на дыбы.
Желая избежать столкновения шоффер дал резкий ход назад , и на обратном сдвиге автомобиль налетел на придорожную тумбу. К несчастью г.Бойченко, земская тумба обнаружила совершенно не свойственную ей устойчивость, – и в результат получилась авария»

Один из автомобилей налетел на телегу. Напуганная лошадь взвилась на дыбы. Шофер дал ход назад и врезался в придорожную тумбу. Пришлось остановиться на ремонт.

На финише случился забавный казус! Первым в пункт назначения прибыл самый маломощный автомобиль — «Форд» купца Кусакова. Машина вышла из Казани шестой, обогнала четырех соперников и добралась до Шурана без повреждений. Однако, по правилам гонки, из времени прибытия автомобиля в конечный пункт вычиталось время ремонтов. И тут уж Кусаков оказался лишь третьим. Он заявил протест, получил отказ и «в веках» остался нелегитимным победителем той гонки!

Официальным призером стал «Кейс» купца Молоткова. Он финишировал всего за полтора часа, причем десять минут из них потратил на то, чтобы выбраться из канавы.

В Шуране участников пробега радушно встретили местные жители и накормили плотным завтраком. Обратно в Казань автомобилисты ехали уже темноте, но все они благополучно прибыли в город, где их приветствовали бурными овациями. Никто не ожидал, что автопробег пройдёт так успешно. Участники единогласно признали, что зимнее автомобильное движение вполне возможно!

Уже через месяц казанцы смотрели отчет о соревнованиях на экране кинотеатра «Аполло». Это было одно из первых казанских событий, запечатленное для синематографа. Фильм имел бешеный успех!


Екатерина Хабарова.

Комментарии