19 самых значимых культурных событий 2019 года

30 декабря 2019
Культура

Нелегкая судьба любопытного марсохода и персонажи российской действительности, тысяча симфоников и золото Золотой Орды, венгерские метамарфозы и татарская опера, моң и телеплазмоидное фракталирование... Обозреватель «Казанского репортера» вспомнил самые значительные события в сфере культуры в столице Татарстана в 2019 году.

Зона взаимного притяжения

17 января в Музее Алексея Максимовича Горького и Фёдора Ивановича Шаляпина открылась выставка экспериментального искусства «Гравитация» – своеобразный хепенинг, импровизационное объединение в единый ансамбль зрителей и художников. Основу экспозиции составили работы Александра Лопатина, Владимира Муртазина, Дмитрия Номера, Татьяны Шаталиной и BWb1. По их утверждению, и звуки, и перемещающиеся тела, и расставленные всюду предметы, и перформанс «Телеплазмоидное фракталирование» вызывают своеобразное «искривление» пространства, и в это «искривление» «скатываются» более лёгкие объекты, закольцовывая свои орбиты и создавая системность. И даже мы все, оказавшиеся в определённый час в определённом месте, стали экспонатами необычной выставки, поскольку всё, что с нами здесь случилось, и есть – гравитация.


Споёмте, друзья!

9 февраля в Казани впервые исполнили «Симфонию тысячи участников». Такое название Симфония № 8 ми-бемоль мажор Густава Малера получила не случайно – столь масштабного проекта ГБКЗ имени Салиха Сайдашева ещё не видел. На сцену вышло одновременно две сотни исполнителей: Государственный симфонический оркестр РТ, три хора и восемь солистов. Готовность к малеровским партитурам – это показатель профессионализма симфонического оркестра высочайшего класса. И наши музыканты готовы подарить нам в своём исполнении все симфонии Густава Малера. Но, к сожалению, невозможность договориться с руководством Татарского оперного театра об участии хора в концертах ГСО РТ не даёт возможности казанским меломанам услышать их. Поэтому на помощь нашим музыкантам пришли академический большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра под управлением Льва Конторовича, хор академии хорового искусства имени Виктора Попова и хор мальчиков московского хорового училища имени Александра Свешникова. А вокальные партии исполнили такие оперные звёзды, как Василий Ладюк, Алексей Татаринцев и Вероника Джиоева.


Золото в Кремлёвских стенах

5 марта в Музее истории государственности татарского народа и Республики Татарстан состоялось открытие выставки «В поисках золотого трона». Она открыла череду «золотых» экспозиций, приуроченных к 100-летию российской академической археологии и 750-летию со дня образования государства Золотая Орда. Через десять дней в выставочный зал «Манеж» прибыли уникальные раритеты из богатого захоронения сакского царя – «Золотого человека» на выставку «Великая Степь: история и культура». И уже 3 апреля в Выставочном центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи». Пережив «золотое» нашествие, казанцы обрели возможность сказать, что своими глазами видели редчайшие артефакты всаднической и городской культуры монгольских кочевников времени единства империи Чингисхана.


Все флаги в гости

3 апреля на сцене Казанского академического русского большого драматического театра имени В.И. Качалова стартовал Международный театральный фестиваль «Европа-Россия-Азия». За три месяца зрители увидели спектакль «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка в постановке Ганноверского театра, шекспировского «Макбета» в интерпретации Санкт-Петербургского театра «Балтийский дом», три спектакля московского театра «Студия театрального искусства» под руководством Сергея Женовача – «Самоубийца» Н.Р. Эрдмана, «Три сестры» и «Записные книжки» А.П. Чехова, и рассказанную драматургом и эссеистом Го Цихуном историю китайского поэта «Ли Бай», которую привёз к нам Пекинский народный художественный театр.


Без булдырабыз!

26 апреля открылся Концертный зал имени Ильхама Шакирова на 3220 мест. Назвать эту суперсовременную площадку на территории выставочного центра «Казань Экспо» именем величайшего современного певца Татарстана, ушедшего из жизни 16 января на 84-м году жизни, предложил президент Республики Рустам Минниханов. Он же и открыл зал во время церемонии вручения Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Первый концерт, который провели здесь, был посвящён Дню родного языка и 133-летию со дня рождения Габдуллы Тукая. На сцену вышли Эмиль Талипов, Дина Гарипова, Зарина Вильданова, Altan, Malsi Music, Филюс Кагиров, Альбина Шагимуратова и многие другие. Общая площадь концертного зала составляет 3349 квадратных метров. Проектом предусмотрена возможность трансформации зала в восемь вариантов. Здесь можно проводить концерты как классической, так и поп-музыки, вплоть до организации танцпола. Единственная проблема – значительная удалённость от города…


Гляжусь в тебя, как в зеркало

18 мая состоялась мировая премьера оперы на татарском языке «Минем Такташ» композитора Ильяса Камала. Созданная в рамках лаборатории «KazanOperaLab» одноактная камерная опера в семи картинах о жизни и смерти выдающегося татарского поэта Хади Такташа во многом фантазийна, хотя и основана на его письмах, черновых записях и стихотворениях. Умирающий поэт (Артур Исламов) встречается с самим собой юношей (Ильгиз Мухутдинов) и своей возлюбленной (Эльза Исламова) и пытается осмыслить всё, произошедшее с ним за тридцать лет бурных событий. Образное воплощение того, что наш мозг находится в мире, а мир находится в нашем мозгу, и стало основой либретто, написанного Рузалем Мухаметшиным. Мы живём в том, что ощутили, поняли и приняли. Мы те, кем сами себя считаем. Мы всего лишь сумма своих поступков, которые, в свою очередь, отражение наших мыслей. И в этом смысле «Минем Такташ» и не Такташ вовсе, а то, что мы хотим считать Такташем. Это зеркало, отражающее нас самих.


Когда весь мир – театр

С 1 по 8 июня – время XIV Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз». Три десятка театров из Румынии, Турции, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и национальных республик России развернули на семи площадках – Большой и Малый залы театра имени Галиаскара Камала и площадь перед ним, Большой и Малый залы театра кукол «Экият», театр имени Карима Тинчурина, театр имени Габдуллы Кариева и на набережная озера Кабан – своеобразную энциклопедию современного международного театрального искусства тюркских народов. К тому же, ни на одном другом фестивале мира нет программы с сочетанием драматических спектаклей и постановок театров кукол. В этом году впервые в истории фестиваля для просмотра спектаклей были приглашены продюсеры из Франции, Германии, Норвегии, Венгрии, Ирана, Турции и Грузии.


Увидеть изнанку мира и замереть

1 августа в Центре современной культуры «Смена» открылась выставка венгерского художника и иллюстратора Иштвана Ороса «Иллюзия в графике и плакате» и прошла презентация книги «Шахматы на острове». Он, чьё имя искусствоведами называется в числе величайших художников современности, скромно бродил среди толпы желающих приобщиться к загадочному миру его произведений. А со стен из нарисованных мастером покорёженных стволов деревьев, излома веток, затерянных в лесу домиков, словно мираж, словно фантазия, словно видение возникали образы поэтов, писателей, художников и нас с вами. Любой рисунок, по твёрдому убеждению Иштвана Ороса, должен означать одно, когда ты смотришь на него издалека, и совсем другое, когда ты разглядываешь его вблизи. Его катоптрические анаморфозы – ещё одно доказательство многомерности нашего мира, где всё далеко не такое, каким кажется.


Окровавленный Дәрдмәнд

Самым ярким и противоречивым событием на театральной сцене стал спектакль «Дәрдмәнд», поставленный 19 августа Туфаном Имамутдиновым на сцене Галереи современного искусства. Постановка, в которой окровавленный обладатель «Золотой маски» Нурбек Батулла пустил кровь себе и, кажется, всей костности татарской культуры, вновь открыла пласт противостояния консерваторов и новаторов, «младотатар» и «колхозников». Спектакль имел один единственный показ и неизвестно, повторится ли такое когда-либо еще...

WorldSkills – производственный роман 2.0

22 августа – начало 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills. После фееричного открытия с роботами на сцене, политическими манифестами на трибунах и не очень дополненной реальностью, культурная программа пошла в народ. В казанских театрах, музеях, парках и на набережной озера Кабан шли концерты, фестивали, кинопоказы и разнообразные мастер-классы для казанцев, гостей чемпионата и туристов. Трудно выбрать самое яркое культурное мероприятие этих шести дней. В топ-списке и III фестиваль Kremlin Confederation of Art, представивший лауреатов международных конкурсов и соревнований детского и юношеского исполнительского искусства в области хореографии, классической музыки и творчества современных молодёжных коллективов, и Фестиваль национального костюма, познакомивший с образцами декоративно-прикладного искусства и национальными украшениями, обувью и одеждой, расшитыми полотенцами и выполненными в технике кожаной мозаики сумками, и гастрономический фестиваль «Вкусная Казань», предложивший для дегустации лакомства различных кухонь мира – европейской, средиземноморской, кавказской, азиатской, американской и японской.


Круто, ты попал на «Крутушку»

23 августа начался XI Международный этнический фестиваль «Крутушка». Три дня звёзды российской и мировой этнической музыки пели и учили танцам разных народов и основам игры на традиционных инструментах, ремесленники раскрывали секреты мастерства изготовления артефактов народного промысла, крашения тканей и пошива костюмов, кулинары делились рецептами различных каш и чак-чака, показывали документальные и анимационные фильмы. В эти же дни прошла и культурно-просветительская конференция «Практическое применение традиционных знаний в современном мире». Участники из Казани, Елабуги, Перми, Сыктывкара, Осташково, Москвы и Санкт-Петербурга обсуждали проблемы изучения истории декорирования ткани и отражения в мемах и анекдотах современной культуры, размышляли о символических функциях крестьянской утвари и толковании снов, познавали антропологию пищи и специфику народных загадок. Благодаря поддержке Фонда президентских грантов впервые была организована прямая интернет-трансляция всех проходящих на фестивале событий.


Татарский мир – татарский моң

28 августа открылся четырёхдневный Tat Cult Fest – главное событие из мира татарской музыки, кино и литературы. Все достижения татарской культуры и искусств были представлены на нём в контексте мировой значимости. Музыка, спектакли, кинопоказы, дизайн-маркет, фудкорт, литературная и выставочная зоны, живописное искусство, мастер-классы по клоунаде, танцевальный флешмоб, интерактивные игры, фотосессии, викторины, конкурсы – вот далеко не полный перечень того, чем удивляли участники фестиваля из России, Австралии, Австрии, Финляндии, Польши и Германии. Учёные и практики со всего мира рассказывали об истоках создания Республики Татарстан и татарских эмигрантах конца XIX – начала XX веков, об основах продвижения артиста и создании новых треков на основе древних татарских мелодий. Есть в татарском языке понятие «моң», которое невозможно перевести дословно. «Дух», «душа» – неуклюже пытаются это сделать специалисты. Так вот, Tat Cult Fest – это мир, где оживает моң.

Самый человечный марсоход

7 сентября в парке «Чёрное озеро» казанцы услышали современную мультимедийную оперу «Curiosity». На создание произведения драматурга Татьяну Рахманову и режиссёр Алексея Смирнова вдохновило содержание Twitter-аккаунта марсохода Curiosity космического агентства NASA. А композитору Николаю Попову захотелось найти музыкальный эквивалент языку программирования, на котором общаются операторы марсохода, получают и передают информацию. Авторов футуристического произведения поразило и то, что марсоход Curiosity живёт вполне человеческой жизнью и испытывает необходимость в общении, несмотря на то, что он машина. Эта опера – один из мультимедийных проектов, созданных в лаборатории КоOPERAция, – ставит своей целью заставить задуматься о том, может ли машина быть человечнее людей.


Учитель, перед именем твоим…

31 октября в Доме актёра имени Марселя Салимжанова состоялась премьера документального фильма «Зелёная тетрадь». Первая кинолента продюсерского центра «Юнона» рассказывает о биографии замечательного актёра Казанского академического русского большого драматического театра имени В.И. Качалова и педагога Казанского театрального училища и Школы-студии творческого развития Константина Хабенского Вадима Кешнера, ставшего уже при жизни легендой. Его знаменитая «Зелёная тетрадь» – то ли дневник, то ли исповедальная повесть – стала основой сценария, созданного Павлом Федотовым и Алексеем Балясовым, учившимися когда-то у героя своего кинофильма. Фильм-размышление, фильм-философия, в котором первостепеннейшую роль играет не то, что снято, а то, как снято, длится всего тридцать восемь минут, а на его создание ушло четыре года. И плюс ещё вся жизнь Вадима Кешнера.

Поэтическое самозабвение танца

5 ноября в Казани начался III фестиваль современной хореографии StagePlatforma. В Доме актёра имени Марселя Салимжанова проходили танцевальные мастер-классы и открытые лекции по направлению contemporary-dance, а на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля состоялся гала-концерт фестиваля. Самые именитые балетные артисты России и Европы, среди которых Михаил Лобухин, Руслан Савденов, Александра Суродеева, Мидори Терада, Коя Окава, Владимир Варнава, Илья Живой, Константин Кейхель, воссоздавали в своём искусстве темпы современной жизни. Для театра, где признают только классический балет и тридцать два года проводят знаменитый нуриевский Международный фестиваль классического балета, – это серьёзный прорыв. Стоит за ним вовсе не дирекция театра, а премьер казанского балета Олег Ивенко, сыгравший Нуреева в фильме Рэйфа Файнса «Белый ворон». И его идеей уже заинтересовались в Париже.

Книга как напечатанный фильм

16 ноября в Центре современной культуры «Смена» прошла презентация книги Александра Шагулина «Изобретатель миров». Автор называет её проектом, в реализации которого участвовала большая команда единомышленников. Знакомство с философическим текстом, написанным Шагулиным, было бы невозможно без фотографов Виталия Кима и Анастасии Авенц, художника Никиты Черкасова, Анастасии Власовой, написавшей аннотацию и эпилог к книге, и Ильдара Нигматулина, выступившего в роли фотомодели. Арт-история разворачивается как фильм – застывшие на фотографиях и рисунках кадры кинокартины соседствуют с аудиотреками, начинающими звучать при считывании QR-кода. В качестве локаций авторы проекта выбрали узнаваемые казанские места: станцию метро «Кремлевская», ночной клуб Werk, набережную Казанки… «Я говорю с читателем через эту книгу. Потом читатель говорит с самим собой, читая эти тексты. Такой эффект будет повторяться. Поговорите с самим собой. Можно про себя, необязательно вслух. Это полезно», – на полном серьёзе уверяет Александр Шагулин.


Матисс, Пикассо, Шагал и другие художники безумных лет

25 октября в Казани открылась одна из самых ожидаемых выставок – «Матисс, Пикассо, Шагал... Искусство Западной Европы 1910 – 1940-х годов в собрании Эрмитажа». Она вызвала трепет и пересуды искусствоведов еще до своего прибытия в столицу республики. Свыше трёх десятков работ Анри Матисса и произведения ещё 59 европейских художников нашли своё место в центре «Эрмитаж-Казань». Это первая попытка представить искусство Европы 1910-х – 1940-х годов на примере произведений из собрания Эрмитажа. Может быть, именно поэтому на небольшом пространстве галереи так много жаждущих увидеть оригиналы полотен великих мастеров – выставка бьет рекорды посещаемости. Громкие имена хорошо собирают публику, но несомненное открытие выставки – немецкие художники, о которых известно не так много. Некоторые работы вообще выставляются впервые. Особенно интересно сравнить их с выходцами Франции, Италии, Испании и Российской Империи. Собранные вместе, они не просто дают возможность получить эстетическое наслаждение, но и почувствовать дух эпохи, окунуться в атмосферу времени, названного современниками annѐes folles – безумные годы. Тогда на фоне краха империй, революций и возникновения фашистских режимов бурлила творческая жизнь, возникали художественные объединения, снимались выдающиеся фильмы, писалась великая симфоническая музыка, рождался новый театр, кабаре, волновали кровь новые танцы и ритмы – джаз, фокстрот, чарльстон и шимми...


«Кукурузник» вылетел в окно

26 ноября легендарный самолёт По-2 впервые за семьдесят пять лет покинул фонды Национального музея Республики Татарстан. С этого знаменательного события стартовала подготовка к масштабной экспозиции «История Татарстана 1920-40 годы». Знаменитый «кукурузник» или «небесный тихоход», на котором летали «ночные ведьмы», ждёт полная реставрация: восстановление материалов, окраска, ремонт двигателя, установка на шасси… А пока с помощью подъёмного крана самолёт через оконные проёмы совершил «перелёт» со своей многолетней стоянки в фондовом помещении на новое место в будущей экспозиции, где и пройдёт операция по возвращению его молодости.


Бабки, кошки и коты

20 декабря в Галерее современного искусства ГМИИ РТ состоялось очередное громкое открытие – выставка картин Васи Ложкина. Вслед за работами Павла Филонова с учениками в Казань прибыли сто картин и пять инсталляций – гремучая смесь лубка, плаката и стёба. Но ярко-оранжевые коты и угрюмые бабки Васи Ложкина не так уж и просты: художник переворачивает все предлагаемые обстоятельства и нарушает все выставленные границы, в том числе и нечеловеческой жизни. Его персонажи учат нас быть самим собой, не принимая на веру созданные обществом традиции и стереотипы. Впрочем, излагать идеи картин Васи Ложкина – всё равно, что рассказывать смысл анекдота: ни смешнее, ни понятнее не становится.



Зиновий Бельцев.

Комментарии