Бомбардировщик «Ночных ведьм» совершил второй в своей карьере полет. Со второго этажа Нацмузея РТ

25 ноября 2019
События

Национальный музей Республики Татарстан готовит обновленную экспозицию к 100-летию образования ТАССР, частью которой станут крупногабаритные экспонаты. Один из таких предметов – легендарный ПО-2, сегодня отправили на реставрацию. Последние десятилетия он находился в фондах музея, а теперь будет вновь удивлять гостей. «Казанский репортер» увидел, как «эвакуировали» ПО-2 со второго этажа здания. И, кстати, в карьере самолета это всего лишь второй полет. Такова легенда.


Музею ПО-2 передали после войны, и этот самолет ни разу не поднимался в небо, если не считать пары пробных полетов на высоту здания – когда его затаскивали на второй этаж и теперь, при переезде к реставраторам. В экспозиции самолет находился с 1951 по 1987 год, и всегда был объектом повышенного интереса. В фонды машина попала после пожара 1987 года. Из экспозиционного зала комната ПО-2 превратилась в закрытую часть музея, а теперь начинается новый этап в жизни экспоната.

Частичная реставрация самолета была проведена около 10 лет назад, сегодня – новый этап работ, их будут проводить уже по новому месту прописки «небесного тихохода», в строящейся экспозиции.

«Нам выделили средства на создание экспозиции об истории Татарстана с древнейших времен до наших дней и, конечно же, крупногабаритные экспонаты там займут свое место, – рассказала «Казанскому репортеру» гендиректор музея Гульчачак Назимова. – Эти деньги мы, прежде всего, потратим на то, чтобы отреставрировать большие экспонаты – самолет ПО-2, затем легковой автомобиль и недавно мы получили грузовой автомобиль, он тоже будет реставрироваться».

Все работы распланированы на месте дальнейшего экспонирования предметов. В музее надеются, что обновленная экспозиция вызовет интерес у гостей, в первую очередь, школьников и молодых людей. Тем более, что все крупногабаритные экспонаты будут выставлены не в витринах, а открыто – каждый сможет подойти и рассмотреть их в деталях.

Среди других крупногабаритных экспонатов английская гуабица, стрелявшая по кремлю, сейф, станок – все они уже прошли реставрацию, добавила гендиректор. А самолет и автомобиль Газ-А, подаренный казанцу самим Орджоникидзе, все это время находились в фондах. И отдельная работа – вытащить их из помещений музея и доставить в новое место.

«Это очень сложный процесс, у нас они не умещаются ни в одни двери. Мы вынуждены были демонтировать оконные проемы. Реставраторы очень долго размышляли, как это все сделать – рассчитывали, раскидывали. Точно также мы завезем их сюда на место экспонирования».

История легенды: «этажерка», «кукурузник», грозный бомбардировщик

ПО-2, а если быть совсем точными, У-2, был собран на Казанском авиационном заводе. О судьбе производства в военные и послевоенные годы мы рассказывали в рамках проекта «1 день – 1 экспонат». Казанская история У-2 началась в августе 1941 года, когда ленинградский завод был эвакуирован в столицу Татарии. Вскоре здесь был налажен выпуск машины У-2 конструкции Н.Н. Поликарпова.

Самолеты эти были далеко не военные, они предназначались для первоначального обучения в летных школах и аэроклубах. Едва ли не все советские летчики того времени начинали именно на таких бипланах. Самолет называли «школьной партой». Другие прозвища: «этажерка», «кукурузник», «мул», «небесный тихоход», «рус фанер» появятся позже, в годы войны, когда учебный самолет переделают под боевой. Внешне маленькие, неказистые, именно эти аэропланы сыграли важную роль в истории военной авиации страны.

Во время Великой Отечественной войны машину запустили в серийное производство в качестве легкого бомбардировщика. Крайняя простота этого биплана и стала его главным преимуществом. У-2 «прощал» пилоту многие ошибки и за штурвал можно было посадить даже неопытного летчика. Благодаря тихоходности биплан мог летать на сверхмалых высотах, где среди верхушек деревьев был просто незаметен для пилотов люфтваффе.

Именно на нем летали знаменитые «Ночные ведьмы», легендарный женский 46 авиационному полку. Немцы, вначале презрительно называвшие русский самолет «рус фанер», прозвали отважных летчиц «ночными ведьмами», за уничтожение каждого самолета Гитлер установил специальную награду. Среди «Ночных ведьм» была и наша землячка, Герой Советского Союза Магуба Сыртланова. В годы войны она совершила 780 боевых вылетов.

Самолет, со временем получивший название ПО-2 в честь своего конструктора, Николая Поликарпова, стал многоцелевым, он использовался также для ведения разведки, связи с партизанскими отрядами, даже как «танкер» по переброске горючего. Были созданы модификации этой машины – связные, штабные, санитарные и так далее. До конца войны казанские авиастроители выпустили более 11 тысяч бомбардировщиков ПО-2, внесших огромный вклад в общую Победу.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Комментарии