«1 день – 1 экспонат»: какими были первые лодки?

25 ноября 2019
Культура


Когда наши предки начали «большую рыбалку» и зачем они перед этим обнимали деревья? Ответы можно найти в зале «Древняя история Татарстана» Национального музея РТ. Автор проекта «1 день – 1 экспонат» Антон Райхштат изучил историю древнего речного транспорта.

Примерно 10 тысяч лет назад, в эпоху мезолита на территории Евразии сильно поменялся климат. Увеличилась влажность и появилось большое количество рек и озёр. Люди начали осваивать новые условия и постепенно вода из неопознанной и опасной стихии превращается в важный ресурс. В тот период люди научились делать инновационный для того времени транспорт: лодки-долблёнки.

Первая найденная лодка такого типа относится учеными к периоду от 8040 до 7510 годов до нашей эры. Нашли ее в Голландии. Массово такие суда появляются в конце четвертого – первой половине третьего тысячелетия до нашей эры, во время перехода от мезолита к неолиту. Возникновение таких судов нельзя привязать к отдельно взятому этносу. Судя по находкам археологов в Евразии они появились одновременно у многих народов. Распространение суда такого типа получили в основном у земледельческих племён.

Форму судна подсказала сама природа. Сделанная из цельного бревна, лодка повторяет его обтекаемую форму и хорошо скользит по воде. После того, как люди научились делать такие лодки, началась «большая рыбалка».

– Конечно же рыбу они ловили и до того периода, но не имели возможности делать это массово. Это был своего рода деликатес каменного века. Но, с появлением лодки, рыба стала обычной добычей первобытного человека, – рассказывает заведующий отделом научной реконструкции Национального музея РТ Владислав Хабаров. – Сначала люди научились шлифовать камень, научившись шлифовать камень они смогли делать качественные тёсла. Имея такие тёсла, они могли делать вот такие лодки. В это же время археологи находят рыболовные сети. Одновременно археологи находят каменные тёсла и остатки древних сетей. Это же ознаменовало возможность заготавливать рыбу. В то же время появляются и новые поселения на берегу реки. Кстати, изобретение сети подтолкнуло человека к еще одному изобретению – ткани. До этого ходили в шкурах, а тут от появления сети до примитивного ткацкого станка тоже, в общем-то, недалеко.

Лодку из Национального музея нашли у села Теньки под Казанью. Она была сделана гораздо позже своих «одноклассниц» всего 200-250 лет назад. И демонстрирует, что за пять тысяч лет технологии почти не поменялись. Долблёнки или однодревковые челны – один из древнейших средств передвижения по воде.

Лучше всего для таких лодок подходили дуб и осина. Обычно материал для лодки заготавливали заранее – зимой, весной приступали к работе, чтобы летом лодку можно было использовать. Прежде чем сделать лодку, дерево обнимали. Подходящий диаметр ствола подбирался так: нужно обхватить дерево двумя руками, если пальцы не сходятся на 30-40 сантиметров – это то, что надо. Длина окружности должны составлять примерно два метра.

После формирования носа и кормы начиналось выдалбливание. Важным этапом является этап разводки бортов. В будущую лодку наливалась горячая вода. Внутри ставили распорки из веток, которые по мере распаривания древесины заменяли на более длинные. Когда борта достаточно расходились, устанавливались шпангоуты – «упруги», которые не давали лодке деформироваться.


Существовал и другой способ распаривания бортов – лодку ставили над костром и наливали внутрь воду. Чтобы борта не обуглились, их смачивали с внешней стороны. При таком способе распаривания существовал риск её сжечь, что иногда и случалось. На лодке из Национального музея РТ как раз заметны следы применения этой технологии.

Заключительным этапом было смоление, после чего судно выставляли сушиться на солнце. Когда смола впитывалась, лодку можно было спускать на воду. Управляли ими одним веслом, стоя. Длина таких лодок доходит до 10 метров, соответственно, на борт помещались до 10 человек.


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.

Еще больше историй в канале «1 день – 1 экспонат» на Яндекс.Дзен

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!