«Как собаке кинули кость». Дачники заявили об обмане при выкупе земель для строительства Большого казанского кольца

Самую дорогую дорогу Казани – 1 метр обойдется почти в 3 миллионов рублей, не получилось наметить без споров. В июле городские власти полагали, что вопрос с выкупом земель под Большое казанское кольцо уладят миром. Однако с теми, кого не устроила выкупная цена, решили не говорить, а судиться. По крайней мере, именно так ситуацию видит семья Хабибуллиных – Руслан и Гульнара рассказали о своей позиции в беседе с «Казанским репортером».

«Нет такого возмущения, мы в диалоге с населением»

Об участке на смычке улиц Мидхата Булатова и Баки Урманче мы писали этим летом. Здесь возводят двухкилометровый отрезок Большого казанского кольца - в два этапа. Сначала пробьют выход к Фермскому шоссе и дойдут до Борисковской улицы, а затем строительный вагон отправится на Тихорецкую. Таким образом Проспект Победы будет связан с волжской промзоной, для которой это может стать импульсом к развитию. Правда, вторая часть еще только проектируется.

Чтобы построить 800 метров дороги нужно снести 16 домов, 57 дач и два магазинчика. Почти все их собственники оказались не против – так говорил заместитель председателя Комитета внешнего благоустройства Эдуард Вафин.

«У нас под изъятие попадают 75 участков. Из них по 52-м соглашение уже подписано, деньги перечислены. С жителями есть уже договоренность. Есть, конечно, и те, кто против, с ними ведется работа согласно действующему законодательству.

У садового участка размером 4 сотки стоимость от 900 тысяч до 2 млн рублей, в зависимости от строения. Жилые дома оцениваются тоже в зависимости от строения. Там и до 7 млн доходит, у кого хорошие дома. Оценка чисто рыночная. Когда оценщики составили акты, мы посмотрели рыночные цены на Avito, которые выставлены здесь в округе – Борисково, Мирный. Везде можно спокойно покупать на эти деньги. Нет такого возмущения, мы в диалоге с населением. И самое главное, еще в 1969 году генпланом была заложена эта дорога. Люди знали, что здесь «красная линия», и когда-то дорога будет построена.

Летом нам удалось поговорить с одной из семей переселенцев. Казанцы признавались, что сначала не хотели оставлять насиженные места, но потом, действительно, договорились с властями. А теперь в редакцию обратились герои с полярной точкой зрения – Гульнара и Руслан Хабибуллины считают, что их обманули – как с предложенной суммой, так и с процедурой оценки.


Многодетные против

Строительные работы идут полным ходом. И никто из владельцев домов – в том числе, из числа спорщиков, не надеется остаться на прежнем месте. Но и соглашаться на цену, которая не окупит уже потраченное на возведение домов и облагораживание участков, тоже не хочется. Предложение исполкома – 200 тысяч рублей за сотку. Хабибуллины с таким вариантом не согласны.

«Наши участки находятся на первой линии, однако оценщики не учли ни доступность подъездных путей, ни близость транспортной инфраструктуры. Более того, экспертизу проводила полугосударственная компания – РКЦ «Земля». Но даже их специалист удивился предложенным нам 200 тысячам рублей за сотку. А после… выдал точно такой же результат», - рассказывает Гульнара.

Те же 200 тысяч рублей, добавляет Руслан, предлагали владельцам дач, расположенных выше первой линии. Но условия там совсем другие – подобраться к домам можно лишь пешим ходом по тропинке. Даже беглый анализ местных объявлений показывает, что предложение исполкома не имеет отношения к рынку, продолжает наш собеседник.

«Мы оцениваем в 500 тысяч рублей в сотку. И это реальные предложения. В паре сотен метров от нас продают коттедж на шести сотках за 15 миллионов рублей. Но оценщики, видимо, взяли самые дешевые объявления, суммировали и ввели понижающий коэффициент. Так и получили 200 тысяч рублей для СНТ и 350 тысяч рублей для ИЖС. И то, и другое людей не устраивает», - говорит Руслан.

Интересно, что с оценкой дома Хабибуллиных проблем не возникло. Семью устраивает предложенная цена. А с землей - полная неразбериха. Еще один нюанс: наши герои – многодетны, и могли бы рассчитывать на первоочередное получение бесплатного участка, как родители сына-инвалида. Но, как выяснилось, в Татарстане такой практики не существует. Хабибуллиным предложили подождать, а теперь по выгодной городским властям цене забирают и частную собственность.

«Мы привязаны к этой земле не только из-за того, что вложили сюда много сил. Место подбирали, исходя из близости к ДРКБ – сын нуждается в постоянной медицинской помощи. А добраться отсюда можно и на машине, и на общественном транспорте, - объясняет Гульнара. - Мы чувствуем, что идет давление. Они не хотят с нами общаться. Хотя это же они покупают у нас землю. А они как собаке кинули кость и все…

Если исполкому нужна наша земля, пусть покупают по рыночной цене, а не среднерыночной с коэффициентом уменьшения. Им нужны наши участки, но диалог не выстраивается. Давайте к вам придут и скажут: нужна ваша земля, она стоит пример 450 тысяч рублей за сотку, но мы вам дадим только 200 тысяч рублей. Вы согласитесь? А как же сервитут сохранности частной собственности, гарантированный нам Конституцией? Мы беззащитны перед судом. Беззащитны перед властями. И, самое главное, даже оценка у нас была проведена незаконно».

«Пустите оценщика сейчас, иначе потом получите меньшую сумму»

Как оказалось, оценщики пришли на участок в ноябре 2018 года, а уведомление о проведении процедуры доставили по адресу только в феврале 2019 года. Должно быть наоборот. Хабибуллины говорят, что узнали об обмане только постфактум – просто не понимали, как должна работать система.

«Нам говорили: пустите оценщика сейчас, иначе потом получите меньшую сумму. Мы и купились. А потом кинулись проверять, а там даже документы оформлены с ошибками – титульный лист наш, а внутри чужие данные. Были неточности и с уплатой пошлин. То есть даже госзаказ они не смогли реализовать по правилам. А ведь эта работа проводится на наши с вами налоги», - напоминает Гульнара.

С трудом сделали собственную оценку – единственная компания согласилась на экспертизу. И там цена за сотку составила уже 330 тысяч рублей за сотку. Но учтут ли этот вариант в суде?

«Складывается удивительная ситуация. У нас есть права, но они не соблюдаются. Если бы мы получили эту землю бесплатно – по какой-то программе или в наследство, как это случилось со многими соседями, у нас никаких вопросов бы не возникло. Но участок был куплен, мы прекрасно понимаем во сколько нам обошлась сделка и последующие строительные работы, - добавляет Руслан. - А теперь получается, они забирают и не учитывают законы рынка. Каждый считает свои деньги. И у нас складывается ощущение, что чем больше они сэкономят, тем больше в итоге заработают…»

Еще хуже ситуация у соседа Хабибуллиных. Для Радифа Авхадиева домик в «Меховщике» - единственное жилье. В качестве компенсации ему – вместе с семьей, предложили 1,5 миллиона рублей. На покупку квартиру суммы недостаточно, поэтому городские власти дополнили сделку ипотекой в «Салават Купере». Компенсация стала бы первоначальным взносом, а добавить, как говорят Хабибуллины, пришлось бы еще 1,3 миллиона рублей. Платить ипотеку Авхадиев не в состоянии, но дальше описанного предложения диалог с властями не продвинулся.

«Самое смешное… Даже если прямо сейчас нам поступит какое-то выгодное предложение, мы просто не сможем им воспользоваться. Обременение по нашим участкам уже введено. Да и Радиф с удовольствием бы съехал в квартиру поблизости. Но они цепляются за каждый рубль, - говорит Руслан, продолжая после небольшой паузы. - А ведь у Ильсура Раисовича дача в километре от нас. Мне бы хотелось на его лицо посмотреть, если бы дорога разделила и его дом напополам...»

И, в завершение. Сады Банно–прачечного хозяйства, СНТ «Архитектор» и «Меховщик–1», которые идут под снос ради дороги, появились здесь в начале 50-х, когда о генплане 1969 года не было и речи. Хабибуллины добавляют: вопрос даже не наличии генплана, а в том, что документ был составлен в стране, которой больше не существует. Вместо Советов – рыночная экономика, только, как оказалось, и она дает сбои.

Регина Алендеева.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!