Мусорная реформа в Татарстане – год прожит. О провалах, «замороженном» МСЗ и будущем

23 октября 2019
Окружающая среда

В ходе парламентского часа о новой системе утилизации и переработки мусора в Татарстане говорили министры и депутаты. Оказалось, спустя почти год реализации реформы, достижений маловато. А открытых вопросов, напротив, слишком много.


Если коротко, то…

Тезисы из докладов министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирека Файзулина, министра экологии и природных ресурсов РТ Александра Шадрикова с последующей серией вопросов и ответов депутатов выглядит так:

  • Только 20 процентов контейнерных площадок обеспечены контейнерами для раздельного сбора твердых бытовых отходов.
  • Нет ответственного за установку контейнеров – это просто не прописано в законе.
  • Неясно, как будут меняться тарифы по утилизации мусора для населения при реализации проекта МСХ.
  • Зато понятно, кто должен поднимать упавший мусор при погрузке в наших дворах.

Если подробно, то…

Ирек Файзуллин в своем докладе отметил, что в ходе замеров был определен фактический морфологический состав отходов по всем категориям потребителей. Пищевые отходы – 25%, бумага – 18%, полимерные материалы – 31% и так далее. В слайде подробно описаны все группы.


В настоящее время Министерство природы Российской Федерации совместно с российским экологическим оператором разрабатывает единый справочник накопления отходов, который позволит субъектам при очередной актуализации нормативов накопления учесть все категории потребителей. Федеральное законодательство позволяет осуществлять накопление отходов как на местах накопления – это контейнерные площадки, так и мешочным сбором. Мешочный сбор отходов – наиболее затратный, но в случае, если население категорически против создания контейнерных площадок, то регоператор должен осуществить и такой сбор.

«Хочу обратить внимание, что ответственность регоператоров в соответствии с законом появляется с момента погрузки твердого коммунального отхода в мусоровоз. В случае падения отходов, обязанность по их подъему тоже ложиться на регионального оператора. При этом, содержание контейнерных площадок остается задачей собственника земельного участка, где находится контейнерная площадка – управляющей компании, ТСЖ, предприятия и так далее, - добавил министр. - Единого ответственного за приобретение контейнеров сегодня в законодательстве нет. Это могут быть как органы власти субъекта, муниципальные образования, управляющие организации, а также региональные операторы».


Министр экологии РТ Александр Шадриков говорил о безальтернативности реализации проекта мусоросжигательного завода в республике. Площадка для строительства, как известно, найдена – это поселок Осиново. С введением в эксплуатацию завода Татарстан сможет подойти к нулевому захоронению мусора.

Свалки и полигоны слишком опасны – республика от такой практики надеется отказаться. И в данном случае Татарстан следует мировому опыту, где реализуется два основных принципа – нулевое захоронение и «нет отходов – нет свалок», подчеркнул Шадриков, представляя слайд о зарубежном опыте.

«Статистические данные Евростата, приведенные на слайде, показывают, что наиболее развитые страны Европы отправляют на термическую обработку порядка 50% всех образующихся отходов. И, действительно, анализ используемых технологий показывает, что системы газоочистки современных заводов позволяют эффективно улавливать вредные вещества, в результате чего выбросы в атмосферу полностью соответствуют экологическим нормам. Это подтверждается, как зарубежными, так и российскими опытами».


Представители научного сообщества в ходе прошлогодних заседаний в министерстве сформулировали пакет вопросов для инвестора проекта МСЗ. Ответы ждут на финальном этапе обсуждений. В целом, эксперты пришли к выводу, что пока проблем с заводом нет – нормы учитываются, заверил Шадриков. В рамках принятого меморандума свою оценку дают и зарубежные представители.

Отдельно министр остановился и на составе оборудования завода вместе со схемой очистки выбросов в атмосферный воздух. Так, систему очистки дымовых газов в Осиновском сельском поселении предлагается представить тремя ступенями:

  • В топке котла. Химические вещества распадаются, происходит очистка газов с помощью азота. При этом температура в топке достигает 1200 градусов, что позволяет отказаться от дополнительных степеней очистки.
  • В реакторе, в который подается гашеная известь для связывания оксида серы, и активированный уголь – для абсорбции солей тяжелых металлов, диоксинов и других вредных веществ.
  • В рукавах фильтра, где производится очистка от взвешенных частиц и пыли.

Шлаковые отходы предложено использовать в качестве сырья. Никаких технологических трудностей, в данном случае, возникнуть не должно. Дополнительным рычагом безопасности станет полная автоматизация процесса, добавил Шадриков.


Серия вопросов депутатов

На старте должен был высказаться лидер КПРФ Хафиз Миргалимов. Но после недолгой борьбы с микрофоном – устройство по неясным причинам не включилось, политик вскипел и покинул зал заседаний. Слово взял другой коммунист – депутат Артем Прокофьев. Он предположил, что Александр Шадриков ввел коллег в заблуждение, говоря, что МСЗ – это завод по обезвреживанию отходов. А также добавил, что ссылка не европейский опыт – плохой пример, поскольку в ЕС ранее призывали отказаться от строительства новых МСЗ.

Министр, в данном случае, стоял на своем. Напомнил, что МСЗ, действительно, так называется – завод по обезвреживанию отходов. А свалки и полигоны – как альтернативный метод утилизации мусора опасней мусоросжигательных заводов. На МСЗ температура в топке 1200 градусов, что обеспечивает распад диоксинов. При пожарах на свалках подобное невозможно – выбросы уходят в атмосферу. Артем Прокофьев посчитал, что на его вопросы не ответили и просил в письменном виде предоставить ему справку о проекте. Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин призвал сделать депутатский запрос в адрес министра, помня, что пока идет дискуссия вокруг строительства завода и, действительно, ни у кого нет полного понимания о проекте. Да и решение о большой стройке еще не принято - фактически, проект «заморожен», но власти республики надеются на положительный исход экспертизы.


Эдуард Шарафиев обратил внимание на альтернативы МСЗ. Рассматриваются ли другие варианты утилизации? На случай, если завод, все же, не пройдет все экспертизы. Ирек Файзуллин, отвечая на вопрос, сказал, что пока у Татарстана сохраняются и мощности для захоронения – для 8 миллионов тонн отходов.

«Первостепенна задача извлечения ресурсов из отходов, - добавил министр. – Стремиться к захоронению не только путем сжигания, но и через извлечение ресурсов путем переработки. Это огромное поле деятельности для любого бизнеса».

Фарид Мухаметшин добавил, что сортировка мусора – безусловный пункт для реализации проекта МСЗ. А поиск альтернативных решений в случае отрицательной экспертизы – вопрос перспективы.

Наконец, депутат Нияз Гафиятуллин интересовался, как изменятся тарифы на утилизацию мусора для населения в случае реализации проекта МСЗ. Ирек Файзуллин сообщил, что пока четкого тарифного плана не существует. Увидеть его можно будет лишь после сдачи первого полного отчета региональных операторов. Кстати, что касается тарифов, действующих сейчас - на слайдах ниже есть актуальная информация.



Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!