Как не уважали власти в 2019 году, и кто, оскорбив Путина, избежал наказания

01 октября 2019
Аналитика

Международная правозащитная организация «Агора» подготовила доклад о действии закона «о неуважении власти в интернете», который вступил в силу 29 марта 2019 года.

В течение 180 дней по новой статье возбудили 45 административных дел. Общая сумма штрафов по ним составила 845 тысяч рублей. Но, самое интересное, что больше половины дел об оскорблении представителей власти были связаны с репликами в адрес президента России Владимира Путина – таких оказалось 58 процентов. При этом, штрафы выносились по таким делам в 78 процентах случаев.

Как президент не захотел быть главным оскорбленным

«Наиболее актуальные темы, вызывающие общественный резонанс, в интернете формулируются в виде… мемов, вирусно распространяющихся в социальных сетях, с которыми весь аппарат Роскомнадзора не в силах бороться, - объясняет автор доклада адвокат, правовой аналитик «Агоры» Станислав Селезнев. - Некоторые из них персонифицируются в лице президента, создавая огромный массив оскорбительных высказываний. Власти такую практику, безусловно, воспринимают как намерение подорвать легитимность первого лица, а вслед за ним и всего политического строя».

Конечно, в регионах пытались применить статью для защиты губернаторов и мэров. Но в Госдуме очень быстро дали понять: не для того норма создавалась. Председатель комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин пояснил, закон защищает лишь такие институты власти, как президент, правительство, Конституция, парламент и суды:

«(Закон) не должен применяться, если речь идет о каком-нибудь мэре или губернаторе. К сожалению, теперь мы наблюдаем попытки местных региональных элит использовать этот закон для сведения счетов с общественниками и журналистами».

Тут бы и дальше собирать правоприменительную практику об оскорблении высших чинов. Однако оказалось, что президенту не хочется быть пострадавшим в массе дел об оскорблениях представителей власти. Тогда последовала известная реплика Владимира Путина:

«Никто не может ограничить людей в праве критиковать власти любого уровня», - сказал президент, поручив Генеральной прокуратуре совместно с МВД России и Роскомнадзором в срок до 1 ноября 2019 года «проанализировать правоприменительную практику и принять меры по недопущению необоснованного привлечения к административной ответственности и (или) ограничения доступа к информационному ресурсу».

Ясно, что корректировка применения нормы будет реализована. Какая? Пока неизвестно. В кремле подчеркнули, что сама по себе статья нормальная, однако правоприменительная практика не отработана. А глава «Агоры» Павел Чиков поставил запятую:

«Сегодня полгода как действует закон о неуважении к власти. На практике он оказался законом об оскорблении президента».

А если исключить президента, то…

Самыми громкими делами окажутся споры «о неуважении». Это, например, танец Алены Червяковой на «Кургане Бессмертия» в Брянске – позже в поддержку девушки упражнения со скакалкой там же отснял Егор Фирсов. Или дело Елены Макаровой, положившее начало манифесту защитников Шиеса. Эксперт анализировал весь контекст высказывания Макаровой, в результате были сделаны выводы, «прямо указывающие на нарушение властями базовых прав человека на благоприятную окружающую среду, справедливый суд, здоровье и свободу выражения мнений, что и привело к выступления в Сети».

Значительная часть дел рассыпалась. Станислав Селезнев полагает, что первые дела инициировали подальше от столицы России, чтобы постепенно формировалась судебная практика, ставшая базой. Большинство негативных высказываний – почти 70 процентов, фиксировали в социальной сети Вконтакте.

Если говорить об общей статистике, картина получится такая:

  • 45 дел
  • 23 региона
  • 28 штрафов на сумму
  • 845,000 рублей, как правило, суды назначают 30,000 рублей
  • из них 78% дел - оскорбления Владимира Путина
  • 11 дел с признанием вины
  • 17 дел прекращены
  • 9 жалоб в ЕСПЧ

Если в первые месяцы темп возбуждения дел наращивался, после стартовала так называемая оперативная корректировка. В «Агоре» полагают, корректировать курс пришлось, потому что с самого начала МВД России работало чуть ли не вслепую. После полицейские получили разъяснения, кого и в каких случаях можно привлекать по новой норме о неуважении. Выпущенные методички были проштудированы, и первые результаты не заставили себя долго ждать. Количество возбужденных за месяц дел с августа начало неуклонно снижаться от 14 дел в июне до 4 в сентябре.

В Татарстане оскорблявших Путина наказали, а затем… пощадили

У нас, как известно, свой путь. В республике тоже предпочли оскорбить Путина, но… приговор по делу отменили. Возможно, мы почувствовали «оттепель» в правоприменительной практике и сыграли на опережение?

Инцидент произошел в Набережных Челнах, когда активисты «Бессрочного протеста» развернули баннер с фамилией президента и его нелицеприятной характеристикой на мосту. Причем, вывесили ровно в тот день, когда сенатор Андрея Клишас внес в Госдуму свой пакет документов. Когда Верховный суд РТ прекратил административное преследование автора баннера Василя Тарасова, комментировать инцидент пришлось пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескову. Надпись он назвал «абсолютно оскорбительной», подчеркнув, это личное мнение, а с деталями акции он не знаком.

В суде прекращение преследования объяснили ошибкой админкомиссии. При принятии решения комиссия ссылалась на пункт 6 правил благоустройства автограда, где говорится о признаках средств наружной рекламы. Баннер штрафовавшие челнинца посчитали именно таким средством, однако Верховный суд с такой позицией не согласился.

«…анализ указанных положений позволяет прийти к выводу, что баннер с текстом "Путин — ***» не обладает закрепленным в Правилах благоустройства признаками средства наружной информации, и не может считаться таковым».

Таким образом, решение о наказании было отменено. А еще раньше сумма штрафа Тарасову была сокращена. Остроты дискуссии вокруг отмены преследования добавил журналист и общественный деятель Максим Шевченко. Лояльность суда он объяснил желанием республики отомстить федеральному центру за языковой конфликт.

«Путин, запретив изучение татарского языка, унизил татар и татарский народ настолько, что они… Это, на самом деле, проявление внутреннего недовольства, которое существует среди многих народов России…»

В начале июня чудеса с делом о путинском баннере продолжились. Из решения исчезла фраза «Путин - ***». Представитель суда тогда сообщил, что «по технической ошибке изначально был выгружен необезличенный текст решения». Через несколько дней ошибка была исправлена, и больше попыток оскорбить власть так, что дошло до суда, татарстанские фигуранты не предпринимали. Зато случаев защитить представителей власти было больше. Но об этом мы поговорим в следующей части дайджеста.

Комментарии

  1. робинович 4 года назад
    когда будут власть наказывать за неуважение народа или это норма российская
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!