Или 900 млн из бюджета, или 40 рублей с каждого в Казани. На чем стоит ультиматум транспортников?

27 сентября 2019
Общество

Тезис о выкупе повышения стоимости проезда за счет бюджета последние недели продвигает Ассоциация автотранспортных предприятий РТ. «Казанский репортер» увидел в этом уловку и выяснил, с чем связаны такие требования.

Действующими тарифами недовольны и транспортники, и пассажиры. О протестах последних мы говорили неоднократно – как минимум, не хватает студенческого и школьного проездных. Петиции не помогли, для решения вопроса денег в бюджете не нашлось. Теперь высоту пытаются взять перевозчики, полагая, что им в большем объеме начнут компенсировать проезд льготных категорий – «полным рублем». И если это случится, то Ассоциация готова поддержать инициативу с проездными (правда, пока речь шла только о школьном проезде).

Чего хотят транспортники?

Инициативу автотранспортных предприятий Казани о повышении стоимости проезда до 31 рубля – по карте, или 40 рублей наличными разъяснял глава ассоциации транспортников Сергей Темляков, отмечая, что сегодня все автотранспортные предприятия Казани находятся в трудном финансовом положении – «мы не живем, выживаем». И говорить о применении новых льготных систем для пассажиров – например, школьных проездных, можно только при участии властей города. Даже прежний объем льготников не позволяет предприятиям получать стабильную прибыль.

«Перевозчики уже обратились в транспортный комитет Казани с требованием о полной компенсации проезда за льготников. Перевозчики считают, что необходима полная компенсация за льготников – это 27 рублей. Сейчас она составляет 18 рублей. Это для того, чтобы выжить, – пояснял Темляков. – Если компенсации не будет, перевозчики оставляют за собой право требовать увеличения стоимости проезда в общественном транспорте до 31 рубля».

Сегодня тезисы дополнили еще одной частью калькуляции. В Ассоциации сравнили объем компенсации в Казани с другими городами России – цифры направили и в редакцию «Казанского репортера».

Самара:

Тарифы – 28 рублей за наличный и безналичный расчет.

Компенсация – 2,2 млрд. руб.

Нижний Новгород:

Тарифы – 28 руб. за наличный расчет, 26 руб. – по электронному проездному билету.

Компенсация – 1,5 млрд. руб. Есть также нерегулируемые тарифы.

Екатеринбург:

Тарифы – 28 руб. за наличный расчет, 26 руб. – по электронному проездному билету.

Компенсация – 1,1 млрд. руб.

Пермь:

Тарифы – 20 рублей регулируемый, 30 рублей нерегулируемый.

Компенсация – 1 млрд руб.

Казань:

Только регулируемый тариф. 27 руб. за наличный расчет, 25 – по электронному проездному билету.

Компенсация в 2018 году – 800 млн рублей (из них 0,6 млрд за перевозку льготников).

Чтобы список был совсем понятным, отметим, регулируемый тариф – это цена за проезд, которую устанавливает государство, а компенсация выпадающих доходов (льготные категории) перевозчиков происходит в полном объеме из бюджета. Нерегулируемый тариф – система, когда перевозчик сам устанавливает обоснованный экономический тариф.

«Корень проблемы видится в том, что фактически за каждого перевезенного пассажира в Казани перевозчик получает 22 рубля. То есть получается тариф 22 РУБЛЯ. Потому что компенсация за перевозку льготных категорий пассажиров из бюджета сейчас составляет 18 рублей, – объясняет Сергей Темляков. – По нашему мнению, решение должно быть таким: компенсация за перевозку льготных категорий граждан должна быть из бюджета до полной стоимости. Для этого в бюджете необходимо заложить 900 млн рублей. И тогда на сегодняшний день тариф за проезд поднимать нет необходимости».

Возможно, перевозчикам стоит изучить опыт не только российских городов, но и ближнего зарубежья. Например, Тбилиси. Живет там примерно столько же людей, сколько и в Казани. При этом площадь города в два раза больше, что предполагает удлинение маршрутов, ландшафт горный, а цена на топливо почти в два раза выше. При всех этих обстоятельствах билет в тбилисском автобусе стоит 50 тетри (0,5 лари), то есть 11 рублей.

Кстати, для участия в обсуждении варианта компенсации ассоциация пригласила казанцев – проводится опрос, где транспортники выясняют, что нам ближе: компенсация из бюджета или повышение проезда? Правда здесь перевозчики под видом свободы выбора фактически продвигают идею о компенсации. Иных вариантов не дано, а тезис, что перевозчикам нужны дополнительные деньги транслируется как аксиома. Вполне очевидно, что пассажирам вряд ли понравится идея о повышении стоимости билета и большинство выберет первый вариант. Получается, что не желая повышения тарифа пассажир автоматически отдает голос за компенсацию для перевозчиков. В итоге для АТП выходят красивые и удобные данные: сейчас более 90% пассажиров требуют «компенсацию из бюджета, не 18 рублей за льготника как сейчас, а 27 рублей». Как говорится «по просьбам трудящихся».


Что отвечают власти?

Официальный представитель Казанского кремля Лилия Галимова по просьбе журналистов оценила желание татарстанских перевозчиков поднять стоимость проезда в общественном транспорте до 31 рубля. Вопрос, безусловно, будет обсуждаться, однако пока стоит говорить о предоставлении автотранспортными предприятиями документов, которые «подтвердят рост затрат на их перевозки», пояснила Галимова.

Как только весь пакет документов будет предоставлен, казанский городской комитет по транспорту проведет анализ ситуации – поймет, насколько обоснованы требования и запустит обсуждения.

На муниципальном уровне о росте стоимости билета высказывались несколько месяцев назад, и пока позиция не менялась. На волне очередного повышения тарифа в мэрии говорили, что дальнейший рост будут проводить на фиксированную сумму – речь шла об одном рубле ежегодно. Напомним, с февраля этого года стоимость проезда выросла на два рубля после трехлетнего перерыва.

Что думают пассажиры?

Тем временем, «краснобусы», за время их существования в Казани, приобрели сомнительную славу. Пассажиры не раз заявляли, что в час пик в автобусах давка, а водители устраивают гонки на дорогах. Практически ежедневно по сводкам ГИБДД проходят сообщения о падениях и травмах пассажиров в салонах и ДТП с участием городского транспорта. Впрочем, эти проблемы характерны для всех крупных городов страны, а транспортная схема, введенная мэрией оказалась работоспособной и покрывает большую часть города. Пару лет назад ее хотели было модернизировать за 25 миллионов рублей. Проект заказали «Научно-исследовательскому институту автомобильного транспорта города Москвы», но когда схему представили, в мэрии решили, отказаться от нее. Тогда москвичи закладывали в проект увеличение субсидий до 4,5 млрд в год или повышение тарифов до 49 рублей.


Регина Алендеева, Антон Райхштат.

Комментарии

  1. Симур месяц назад
    В Казани один автобус обслуживают 3 человека, а в Германии 0,1 человека. Почувствуйте разницу на своей шкуре!