PROFI

«1 день – 1 экспонат»: долгая жизнь речного танка

23 сентября 2019
Культура

В 1934 году Зеленодольский судостроительный завод получил оборонный заказ на постройку новых для того времени кораблей — речных бронированных катеров. За 10 лет выпустили 154 судна проектов 1124 и 1125. В их числе и легендарный бронекатер «Калюжный». Корабль, которому судьба уготовила славную службу и долгую жизнь. «Казанский репортер» продолжает проект «1 день – 1 экспонат».

Бронекатера такого типа называют речными танками, и это вовсе не метафора. На палубе у «Калюжного» установлена башня от танка Т-34. В арсенале корабля было 76,2-миллиметровое орудие, а также три-четыре пулемёта калибра 12,7 и 6 глубинных мин типа «Рыбка» или «Мираб». Экипаж катера состоял из 13 человек.

Спроектировал корабль довольно футуристического для того времени вида Юлий Бенуа, представитель известнейшей династии архитекторов. Под его руководством разработан и создан ряд оригинальных проектов бронекатеров, пассажирских теплоходов для канала Волга–Москва на 150 и 300 пассажиров, пассажирских пароходов для Черного Иртыша, дивизионных катеров, бензозаправщиков, амфибийных десантных кораблей на воздушной подушке и др.

– Юлий Юльевич Бенуа прославился тем, что достаточно гибко приспосабливал сухопутные военные разработки под нужны флота, – рассказывает научный сотрудник Национального музея РТ Анастасия Макрополова. – Например, этот бронекатер был снабжен башней от танка, в его оснащении были пулеметы и бомбы, которые использовались при речных сражениях, это была достаточно инновационная разработка на тот период.

Бронекатер «Калюжный» был заложен в 1942 году на добровольные пожертвования трудящихся со всего Советского союза. В конце того же года корабль спустили на воду и отправили на фронт. Сначала на Каспий, а затем на Дунай. Катер участвовал в сражениях под Кишинёвом (20−29 августа 1944 года), Будапештом (29 октября 1944 года) и Веной (16 марта –15 апреля 1945 года) до самого окончания войны.


В 1967 году «Калюжный» ушёл на пенсию, но продолжил службу на суше. Катер установили в Зеленодольске в качестве памятника рабочим и служащим завода. Здесь его можно видеть и по сей день.

На выставке об истории корабельного дела «Казанское адмиралтейство. Во славу Российского флота» в Национальном музее Татарстана «Калюжному» посвящен целый раздел. Здесь же можно узнать и о других судах, построенных на верфи в Зеленодольске.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Экипаж бронекатера «Калюжный»

Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.

Еще больше историй в нашем Дзен-канале.

Материалы по теме
«1 день – 1 экспонат»: оружие пиратов, военных моряков и почтальонов
06:10, 10 октября
Культура
«1 день – 1 экспонат»: чугунная этажерка дедушки Ленина
12:10, 10 октября
Культура
«1 день – 1 экспонат»: Морской устав Петра I
10:10, 10 октября
Культура
«1 день – 1 экспонат»: портрет Толстого
11:09, 9 сентября
Культура

Комментарии