PROFI

Забота о слепых «лишь в отчетах чиновников». Решить проблемы инвалидов в Казани обещают транспортники

17 сентября 2019
Общество

Как работает система оповещения слепых и слабовидящих на казанских остановках? Почему большая часть голосовых модулей вышла из строя? И кто отключил «говорилки» в автобусах? Рассказываем о «доступной среде», которая скрывается от инвалидов.

На остановке «Разъезд Восстания» в Казани установленные всего два года назад звуковые информаторы для слепых вышли из строя. Первый год работали исправно. Затем, когда помимо русского языка в систему встроили и татарский, начали сбоить. Представители инициативной группы «Город без границ» пытались решить проблему через исполком. И когда в задаче появилась заветная галочка напротив графы «исполнено», выяснилось, что информаторы кто-то вырвал «с корнем». Причем, как пояснили в Ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана, такая участь постигла уже три комплекта голосовых «кнопок».

1,5 тысячи инвалидов без звука

Устройства для слепых и слабовидящих именно на «Разъезде Восстания» - вещь необходимая. Дело в том, что здесь находятся республиканская библиотека для слепых и реабилитационный центр, куда приписаны более 1,5 тысяч инвалидов. Об удобстве примочки говорит и активист инициативной группы «Город без границ» Руслан Фаррахов. По его словам, голосовой информатор после установки оценили все без исключения – теперь не нужно было обращаться к прохожим с просьбой узнать, когда подъедет ближайший автобус. Да и в применении устройство было очень простым: нажал кнопку и слушаешь информацию о ближайшем автобусе. Правда, знали о нем не все, поскольку столбик не был огорожен тактильной плиткой. Более распространенным инструментом стали приложения для слепых. Но и с ними есть загвоздка.

О проблеме Руслан Фаррахов рассказал главе Ассоциации автотранспортных предприятий республики Татарстан Сергею Темлякову.

«Сегодня незрячие, чтобы передвигаться на автобусе используют несколько приложений – это Hubb и Moovit, а также сайт bustime.ru. Hubb отображает время, но само приложение его не озвучивает. Помогает озвучивать сайт bustime.ru. Сайт удобен тем, что говорит о том, что приближается автобус. Неудобен тем, что позволяет отслеживать только один маршрут. Moovit удобен тем, что он прокладывает маршрут автобуса вместе с картой.Когда едешь он показывает какие остановки проезжаешь и сколько осталось ехать, трижды предупреждает об остановке, - пояснил Темляков. - Руслан говорит, что для незрячих было бы удобно, если функции из трех приложений были объединены в одном. Он обращался к разработчикам, но пока решить эту задачу не получилось».


Помочь в поиске решения теперь надеется и Ассоциация. Директор МКУ «Организатор пассажирских перевозок Евгений Попов рассказал, что сейчас по их линии прорабатывается вопрос появления новых возможностей в одном из упомянутых мобильных приложений, чтобы там имелся прямой доступ в систему управления информационных табло, расположенных на остановках.

«Ожидается, что новая функция в мобильном приложении появится в начале следующего года, - отметил Попов, добавив. - В ближайшей время на «Разъезде Восстания» появится звуковой и автоинформатор, он будет собран из оставшихся запчастей».

И, в завершение несколько цифр

Установка «кнопок», как пояснил Попов, проводилась в 2014 и 2015 годах. Устройств в городе появилось больше полусотни, однако на сегодня более 70% вышли из строя – или износились, или были сломаны. В то же время, в исполкоме другие данные о кнопках. 1 августа организатор группы «Город без границ» Искандер Ясавеев получил ответ от городских властей, где фигурировала информация о модулях с голосовым оповещением на 26 остановках. Но еще в июне комитет по транспорту, отвечая на запрос айтишников из Иннополиса давал иную справку – о 55 модулях. Наконец, практики – тот же Руслан Фаррахов, могут сказать лишь три работающих в городе «кнопки» - на «Разъезде Восстания» (сразу вычеркивайте), в Дербышках и в центре. Так какие данные верны?

«На мой взгляд, в отношении доступности для незрячих и слабовидящих в Казани наблюдается регресс, - делает вывод Искандер Ясавеев на личной странице в Facebook. - Звуковые устройства существуют лишь в отписках и отчётах чиновников, тактильных плит становится всё меньше, зато появилось множество полушарий, представляющих собой опасность для незрячих».

Да, и еще. Несколько лет назад в Казани начали курсировать «говорящие» автобусы. На остановке они объявляли о прибытии, давая информацию о номере и пути следования. До сегодняшнего дня не дожили и эти «говорилки». По словам Фаррахова, официально транспортники объявили о поломке более сотни устройств. Неофициально считается, что модули просто отключили, потому что они раздражали своим шумом…

Материалы по теме
Или 900 млн из бюджета, или 40 рублей с каждого в Казани. На чем стоит ультиматум транспортников?
09:09, 9 сентября
Общество
Перевозчик в Татарстане 60 раз обращался в полицию, чтобы приступить к работе
01:08, 8 августа
Общество
«Ваша карта не читается», или Почему в Казани вы обязаны оплатить проезд наличкой по просьбе кондуктора
02:07, 7 июля
Общество
Стоимость проезда в Казани увеличилась в 10 раз. Так получилось случайно
01:07, 7 июля
Общество

Комментарии