Путинский Blackjack потерял гражданское крыло и остался «кошмаром НАТО»

05 сентября 2019
События

Бизнес-джет на базе «Белого лебедя» не получится – дорого и не эффективно. Казанский авиазавод продолжит работу по производству Ту-160 и модернизации с двойной «М», но для начала всех заводчан ждут на выборах – накануне сюда приезжал Фарид Мухаметшин. Обещал: как проголосуете, снова поднимем вопрос с льготами…

В прошлом году президент России Владимир Путин предложил создать гражданскую версию «Белого лебедя» - по задумке с конвейера должен был сойти сверхзвуковой бизнес-джет. Проект нарисовали, рассчитали стоимость билетов – это, кстати, что-то около 150 тысяч рублей, а теперь выяснилось, что конкретного задания не было в принципе. Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сделал однозначный вывод в беседе с «Ведомостями»:

«Если вы переделаете Ту-160 в гражданский лайнер, то получите, условно, советский Ту-144. И наконец, Ту-160 - это огромная машина, с учетом стоящих задач такая не нужна».

Источник в Объединенной Авиастроительной Компании (ОАК) добавил, с самого начала было ясно, что Ту-160 – не тот каркас, что подойдет для реализации идеи. Самолет рассчитан на короткий полет в сверхзвуковом режиме – чтобы войти в зону поражений и покинуть ее. О длительном броске на сверхзвуке речь не идет.

Отказ от «Белого лебедя» в гражданском варианте не означает, что идея с бизнес-джетом на сверхзвуковых скоростях похоронена. Исследования в данном направлении продолжаются, и на них уже потратили 1,4 миллиарда рублей. Эскизно-техническое, а затем и рабочее проектирование самолета запланировано на период с 2022 по 2026 год. ОАК для реализации задачи привлечет входящие в структуру конструкторские бюро и институты авиапромышленности. Что касается Ту-160, казанцы продолжат работу над классической версией и глубокой модернизацией до уровня Ту-160М2.

«Мы все секретное закрыли, можете снимать»

В предвыборную неделю поговорить с рабочими Казанского авиазавода прибыл спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Он напомнил, раньше на заводе все было плохо – «я сюда приезжал, раздавал рабочим хлеб и крупу… все были злые». А теперь стало получше – «производство идет, заказы есть, работа есть». Специалисты КАЗ в ответ поинтересовались, почему проработавшим десятки лет не дают звание «Ветеран труда». Дело в том, что это лучшая возможность получить хорошие льготы, а татарстанские регалии никаких компенсаций не дают вовсе.

«Я работаю 44 года. У меня есть звания, но все они не республиканского значения, поэтому никакие льготы не предусмотрены. Все-таки мы же трудились на благо родины, можно ли как-то пересмотреть этот вопрос?» - объясняла инженер-технолог Миляуша Юрьева.

Мухаметшин заверил, что власти по этому поводу тоже очень переживают, но сделать ничего не могут. Потому что это вопрос федерального значения. И как только пройдут выборы, депутаты снова попытаются решить проблему. Пока же в Татарстане льготы режут, на этой неделе отменили скидки на проезд в электричках в другие регионы, но об этом, безусловно, не говорили.

«Мы только повторяем федеральные законы, в частности по льготам, - сказал Мухаметшин. - Мы не раз поднимали этот вопрос, но пока не добились расширения. Хотя для ветеранов труда что-то предусмотрено - проезд, лекарства, зубные протезы. Но не по жилью. Думаю, что после выборов мы снова обратимся в федеральный центр. Если не получится, то будем смотреть в рамках нашего бюджета, хотя он не позволяет нам решать крупные задачи. Ветераны есть разные - обеспеченные и малоимущие, это отдельная категория. Этот вопрос мы с повестки дня снимать не будем».

Чуть уверенней прозвучал ответ на вопрос о ясельных группах в детских садах. Юная сотрудница Лилия Гатауллина поинтересовалась, когда малышей можно будет отдавать в садик в 1,5 года. Мухаметшин обещал, что вопрос будет решен в ближайшие 2-3 года. И, в целом, это то, о чем говорили и ранее.

Беседовали с гостем как раз у обновленного Ту-160, самолет прошел техническое обслуживание и в скором времени вернется в Вооруженные силы. А 6 сентября планируется выкатка модернизированного «Белого лебедя». Сегодня же Ту-160 стал скорее фоном для работы журналистов – «мы все секретное закрыли, можете снимать», пояснили представители КАЗ.

Blackjack – «кошмар НАТО»

По классификации альянса Ту-160 – это не «Белый лебедь», а Blackjack. И, естественно, описывая машину, зарубежные эксперты, например, неравнодушные к русской технике The National Interest, называют 160-й чем-то вроде «кошмара НАТО». Так, Дэйв Маджумдар писал, что Россия выбрала разумный и доступный способ развития стратегической авиации, сделав ставку на модернизацию бомбардировщика Ту-160М2.

Новые самолеты будут оснащены усовершенствованными двигателями, которые позволят увеличить максимальную дальность полета на тысячу километров. Чуть раньше на тот момент еще заместитель министра обороны Юрий Борисов говорил, на все стратегические бомбардировщики Ту-160 планируется поставить турбореактивные двигатели НК-32 второй серии. Кроме того, в Минобороны пообещали полностью обновить все бортовое и радиоэлектронное оборудование Ту-160М2. Также ожидается, что на вооружение поступят новые ракеты большой дальности. Эта часть программы обновления стратегической авиации особенно важна, учитывая, что «Белый лебедь» — это прежде всего самолет-носитель крылатых ракет.

«В отличие от американских бомбардировщиков B-2 «Спирит» или B-21 «Райдер», российские военные самолеты рассчитаны на поражение цели внутри плотно закрытого воздушного пространства (закрытого ПВО – ред.) ракетами большой дальности. Поэтому Ту-160М2 и получат крылатые ракеты нового поколения», - добавлял Дэйв Маджумдар.

Разработка нового сверхзвукового бомбардировщика обошлась бы слишком дорого, добавлял эксперт. В обновление до уровня Ту-160М2 – технически реализуемая и более экономичная программа. Впрочем, тут есть небольшой промах. Новейшую машину Казань, все же, делает – это ПАК ДА, однако проект долгоиграющий, и пока не совсем ясно, когда комплекс полностью заменит сегодняшних «Белых лебедей».

И, в завершение… Досье

Ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 (кодификация НАТО: Blackjack) предназначен для поражения объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом и самолетом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжелым боевым самолетом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу. За мощь и грацию получил неофициальное название «Белый лебедь».

Выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, трехопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. Четыре двигателя установлены попарно в мотогондолах, в нижней части фюзеляжа. Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Основные материалы планера – титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы.

Первый полет опытного самолета осуществил 18 декабря 1981 года летчик-испытатель Б.И. Веремей. В октябре 1984 года начались испытания первой серийной машины.

В апреле 1987 года начались поставки Ту-160 в строевую часть Дальней авиации на Украине. До 2000 года было выпущено 36 Ту-160.

В 2015 году было принято решение о воспроизводстве стратегических ракетоносцев Ту-160 на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова. В 2017 году был построен новый стратегический ракетоносец Ту-160. Первый полет он совершил 25 января 2018 года.

Комментарии

  1. Добрыня 2 месяца назад
    Переделайте салон ту 144 в бизнес класс и летайте себе на здоровье на перегонки! Богачи! :)