«1 день – 1 экспонат»: как легендарный паром «Волгарь» обрел свое имя

01 сентября 2019
Культура


На выставке «Казанское адмиралтейство. Во славу российского флота» в Национальном музее РТ есть раздел, посвященный судну, которое построили в Швеции в 1895 году. Казалось бы – какая связь с нашим городом? Дело в том, что речь идёт о знаменитый пароме «Волгарь» который более полувека перевозил людей из Казани в Услон и обратно. «Казанский репортер» продолжает проект «1 день – 1 экспонат».

Судно построили по заказу казанского купца Савелия Ковалёва, совладельца пароходного общества с забавным для нынешнего времени названием «Самолёт». В конце XIX века паром пришёл на смену лодкам, которые были не самым безопасным транспортом на волжских просторах. Долгое время «Волгарь» был главным средством сообщения между Казанью и Услоном и единственным крупным судном на этом маршруте.

У судна был двигатель мощностью 180 лошадиных сил и четыре винта. Они были установлены так, что паром мог разворачиваться вокруг своей оси на месте. Команда состояла из 19-ти речников. Обычно рейсы совершались каждые 2 часа, начиная с четырех утра, от Верхнеуслонской пристани. По пути судно заходило на остров Маркиз. Паром брал на борт до 300 пассажиров и трех десятков подвод одновременно, или семь с половиной тонн в груза. Билет стоил от 10 до 50 копеек, а за корову или лошадь нужно было заплатить гривенник. Чтобы достичь противоположного берега Волги, парому требовалось полчаса. Говорят, что ходил он с такой точностью, что по причальному гудку можно было сверять часы.

Паром долгое время был безымянным, имя «Волгарь» появилось уже после резолюции. Его активно использовали в гражданской войне красные части как агитационное судно: пропагандистскими походами он ходил по Волге и Каме. Именно красногвардейцы и присвоили ему имя «Волгарь».

Когда революционные страсти утихли «Волгарь» снова вернулся в строй и возил пассажиров. В первой половине ХХ века по Волге ходили 4 парома подобного класса, но только казанский «Волгарь» дожил до преклонных лет. Он прослужил до 1956 года, то есть пока не заполнилось Куйбышевское водохранилище, тогда плавание по «речном морю» на дореволюционном пароме стало небезопасным. Подобный транспорт востребован и сейчас, просто нынешние паромы младше «Волгаря» на 50-60 лет. Впрочем по скорости, вместимости и грузоподъемности они мало отличаются от шведского дореволюционного судна.

К сожалению, корпуса самого парома не сохранилось, вероятно его пустили на металлолом. На выставке в Национальном музее РТ можно увидеть подлинные предметы с «Волгаря»: штурвал, переговорное устройство, рында, манометр, спасательный круг, а также архивные фотографии и детальный макет парома.


ФОТОРЕПОРТАЖ


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.

Еще больше историй в нашем Дзен-канале.


Материалы по теме
«1 день – 1 экспонат»: портрет Толстого
11:09, 9 сентября
Культура
«1 день – 1 экспонат»: корабельный лес
11:08, 8 августа
Культура
«1 день – 1 экспонат»: монгольский кафтан
09:08, 8 августа
Культура
«1 день – 1 экспонат»: пушечные ядра Ивана Грозного
12:08, 8 августа
Культура

Комментарии