PROFI

Генплан Казани: почему жители города продолжают протесты, и что решили власти

01 сентября 2019
Общество

План в окончательной своей версии не смог объединить жителей города – протестные группы в большинстве принятыми решениями недовольны. Разработчики документа признают, что споры вокруг казанского генплана со временем войдут в историю и обещают извлечь уроки. А исполнители настаивают, что принят самый щадящий вариант. Собрали для вас мнения разных сторон и попытались понять, как ситуация будет развиваться дальше.


Против генплана протестовали жители нескольких поселков Казани и крупнейшего района – Ново-Савиновского. Говоря о сопротивлении, первый заместитель директора Института Генплана Москвы по производственным вопросам Олег Григорьев вспомнил синдром NIMBY – Not in my backyard («Только не на моем заднем дворе»), причем особенным образом выделил Дербышки, отметив, что там принцип «был доведен до совершенства».

«Альтернативный вариант №4 транспортных связей, предложенный активистами, – действительно классика NIMBY, настолько он принципиально и четко нарисован по землям соседей, левее и правее самих Дербышек, – а ведь он включает снос зданий и проходит по ценным природным территориям. В этой же группе протесты жителей Вознесенского и иные протесты против той или иной дороги», - говорит он в обзоре для «АиФ», написанном перед выходом окончательной версии документа.

Григорьев позицию протестующих не разделяет и настаивает, что генплан получился на благо большинства. В то же время, он понимает, недовольные, как были, так и остались. К ним и перейдем.

Вознесенское. «Жители в крайнем негативе»

Появление 50-го проезда для жителей Вознесенского стала сюрпризом, потому что в прошлом году от этого решения разработчики публично отказались. Теперь же о сказанном не вспомнили, несмотря на то, что обещание давали и Олег Григорьев, и советник мэра Казани Владимир Фомин – «из Вознесения мы уйдем полностью». Но… прямо перед общественными обсуждениями жители поселка узнали, что проезд не только остался, но и вырос с двух до четырех полос. В результате от 130 казанцев поступило 161 обращение, отчитался заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров.

Окончательное решение не в пользу жителей:

«Трассировка проектируемого проезда №50 полностью соответствует той, что заложена в действующем Генплане, в том же коридоре красных линий, - сказал Тимур Кадыров. – Но снижен класс улицы – с общегородской до районного значения».

Полосность и ширина дороги будет уменьшена. Но людей такой вариант не устраивает.

«У нас жители в крайнем негативе. В том году публично обещали убрать 50-й проезд, который был двухполосным. В этом году он появился опять 2-4 полосы, сейчас снизили до 2-х полос. Те, кто были под снос еще в большем негативе, так как теперь останутся прямо около дороги. Часть остаются под снос», - пояснили «Казанскому репортеру» в инициативной группе.

Есть и еще одна интересная деталь: в самом же генплане сказано, что 50-й проезд – будет он или нет, вообще не изменит дорожную ситуацию. Это видно на схемах, представленных активистам в ходе обсуждений генплана с администрацией города и разработчиками. Жителям обещали пояснить, зачем же в таком случае нужен 50-й проезд, однако не сделали этого. Просто показали итоговый вариант со сниженной полосностью.

«Вполне понимаем протест человека, который вдруг оказывается перед фактом, что его дом может быть завтра снесен, и которого не убедить в необходимости этого никаким транспортным расчетом. Выход здесь только один – там, где это абсолютно необходимо для города в целом, как в Дербышках, город обязан предложить адекватную компенсацию и максимально комфортные условия для переселения», - добавил Олег Григорьев в своем общем обращении и к Дербышкам, и к Вознесенскому.

Но дадут ли компенсацию тем, кто вынужден будет не съехать, а соседствовать с нежданной магистралью?

Дербышки. «Насчет того, что выбрали 3-ий вариант - вранье, конечно»

Генпланом мэрия пытается разгрузить улицу Мира в Дербышках – «на которой уже сейчас ежедневно в часы пик образуются пробки, а через несколько лет прогнозируются постоянные заторы». Жители настаивают, что новые дороги не только не разгрузят, но и ухудшат дорожную ситуацию, также, как и экологию. Спор продолжается до сих пор, тем не менее, вариант дороги-дублера улицы Мира принят – в генплане он обозначен, как проезд №15.

Кроме того, есть второе решение – создание поперечной связи. Такая радиальная дорога должна соединить жилые массивы от Оренбургского тракта до «Казаньоргсинтеза» с выходом на М7. Разработчики считают, что дорога поможет разгрузить улицу Мира и разъезд у Компрессорного завода – получится альтернативный выезд из Дербышек. Наиболее щадящим посчитали третий вариант магистрали – вдоль жилого массива Нагорный.

«…среди тех, кто выступил за строительство дороги в Дербышках, большинство выбрали третий вариант – прохождение проектируемого проезда №51 вдоль поселка Нагорный, - сообщил заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров. - Этот вариант был утвержден и на комиссии по Генплану».

Вариант жителей Дербышек – он шел под номером 4, посчитали вредным, поскольку при реализации «пострадает Царицынский лес и жилая застройка Царицыно, районы в зоне восточной дуги и природоохранная зона в районе Казанки, окажутся перегруженными трасса М7…» Трудно будет и на соседних дорогах, заверил Кадыров. А для строительства по четвертому варианту «потребуется значительный снос домов в садовых товариществах».

У активистов в Дербышках своя позиция. Там настаивают, что жители микрорайона третий вариант не принимали.

«На счет того, что жители Дербышек выбрали 3-й вариант - вранье, конечно. Жители Дербышек сами разработали и предложили 4-ый альтернативный вариант, шедший обход и Дербышек, и Нагорного. И на обсуждениях консолидировано вместе с Нагорным и Новой Сосновкой выступали против всех трех предложенных вариантов дорог. Радует то, что отказались от магистрали по ул. Главная - против него неминуемо поднялись бы все Дербышки - и стар, и млад. Это был самый губительный для поселка вариант. Огорчает и является основанием для продолжения протестов (следующий митинг в Дербышках намечен на 5 сентября) сохранение в планах магистрали по ул. Липатова, отрезающей жителям западной части Дербышек выход к лесу и серьезно ухудшающей экологическую ситуацию в Дербышках, вообще, и в этой части поселка, в особенности».

Зона 430. Никому не нравится, но решение должны принять федералы

После того, как в Казани начали разрабатывать генплан, стало известно, что дома в ряде поселков (Борисоглебское, Новая Сосновка, Кадышево) оказались в запретной территории, ранее секретной. Известие вызвало волну протеста со стороны жителей казанских поселков, которые выступили против нового генплана.

«Зона 430» по сути является полем, где нельзя ничего строить. В Казани она проходит вдоль магистрального газопровода и охватывает прилегающую территорию к авиазаводу. На КАЗе утверждают, что этот участок необходим для возможных аварийных посадок самолетов. Соответственно, находиться там людям опасно. Однако земли были предоставлены людям, к сегодняшнему дню выросли дома. Как это произошло, «выяснит суд», отметил тот же Олег Григорьев. А в исполкоме в ходе финальной пресс-конференции по генплану добавили: дома, попадающие в «зону 430» обещают не сносить, по крайней мере пока. В границах зоны нельзя будет строить новые объекты, но «о сносе речи не идет, существующие дома могут оставаться».

«Казанский репортер» уточнил, не придут ли в обозримом будущем к жителям этих домов с объявлением о выселении.

«Пока со стороны Исполнительного комитета такого визита не запланировано. Эти дома появились в то время, когда была объявлена дачная амнистия. Человек покупал земельный участок, строил дом и регистрировал его. Но президентом было дано поручение, пока здесь не стоит вопрос о том, чтобы эти дома из этих зон убирать», – ответил заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров, а в пресс-службе мэрии отметили, что ограничения зоны могут быть сняты только уполномоченным органом – Министерством промышленности и торговли РФ.

Олег Григорьев добавил: ему и самом неясно, как дома попали на этот опасный участок.

«Единственное, что должны были сделать и сделали разработчики, – это честно и четко показать все эти факторы и указать на то, что эти проблемы нужно решать. Все они появились задолго до разработки генплана и не могут быть им устранены. Простое «удаление» с карты «зоны 430» не устранит возможный взрыв газопровода и не будет гарантированной страховкой от падения самолета… Здесь разработчики считают положительным результатом своей работы то, что к этому вопросу сейчас привлечено внимание».

Дорога-дублер Горьковского шоссе

Для этого дублера есть окончательный проект и, по большому счету, его реализация уже стартовала. При строительстве дороги придется снести дачные дома – цифры назывались разные, вплоть до сотен объектов. Но, как оказалось, обсуждался и иной вариант. По словам Тимура Кадырова, обойти домики можно было за счет контейнерной площадки РЖД. Только в компании разрешения на такой маневр не дали.

«Мы долго прорабатывали этот вопрос с представителями РЖД, выезжали с геодезистами на место и смотрели возможность прохождения проектируемого проезда по территории контейнерной площадки. К сожалению, согласия от РЖД не получили, поэтому вынуждены пойти по первому варианту».

Впрочем, казанцам еще на стадии общественных обсуждений дали понять, что никаких альтернативных вариантов быть не может. Дублер будут строить по участкам. Всем владельцам дадут компенсацию по рыночной стоимости. В целом, люди к такому варианту отнеслись спокойно. По крайней мере, на данном этапе.


Вопросы экологии

Защитники берега Казанки на улице Гаврилова уверены, что от застройки здесь необходимо отказаться полностью. Городские власти и разработчики видят ситуацию иначе: территорию застроят, но добавят парк – говорят, такой, что флора и фауна не пострадают. Особенность спора в том, что застраивать планируют рекреационную зону.

Активисты намерены и дальше продолжать свою работу, на днях в Казань приезжал депутат Госдумы Олег Шеин и обещал помочь в составлении запросов в Генпрокуратуру. А кандидаты в депутаты Госсовета РТ из числа экоактивистов включили защиту берега Казанки в свои программы.

В ходе финальной пресс-конференции по генплану «Казанский репортер» спросил, как статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) может сочетаться с планами строительных компаний застроить берег высотками.

«Прежде всего там необходимо произвести экологические исследования, – рассказала заместитель главного архитектора Казани Дарья Толовёнкова. – Там большая территория, под застройку сейчас отдано 20 гектаров, территория насчитывает более 80 гектаров. ЮИТ не будет застраивать всю пойму реки Казанки. Давайте на примере ЮИТа. Изначально площадь застройки у них была больше. Когда они наняли экологов и провели исследования стало ясно, какую территорию можно застраивать, какую отдать под парковку, какую под благоустройство. Им экологи дали границы, какую территорию вообще нельзя трогать. У нас и Лебяжье, и Горкинский лес, и другие ООПТ работают по таким же степеням внедрения пользователей. На Лебяге есть территории, где человек без резиновой лодки и галош не сможет добраться, а есть территории, где мы организовали парковки для того, чтобы заблокировать хаотичный заезд на эту территорию».

Олег Григорьев считает, что берег Казанки на Гаврилова защищают «самопризванные экологи», а их подход не отличается системностью.

«Почему-то выхватываются только отдельные локальные вопросы, которые для экологии города в целом мало что значат, вроде участка намытой поймы на Гаврилова или Казанской Швейцарии. Безусловно, экосистема Казанки в зоне Казанской Швейцарии очень важна, и разработчики рекомендовали городу отказаться от этой не очень востребованной транспортной связи, но гораздо важнее масса других вопросов. Это и реконструкция БОСК, и рекультивация иловых полей, и один из главных вопросов – очистка ливневого стока в Волгу и Казанку», - сказал представитель разработчиков.

Детально вопросы экологии проработаны в карте природно-рекреационного каркаса Казани, призванной «обеспечить комфортную городскую среду» и придать «правовой статус озелененным территориям».

«Все это не хотят замечать в генплане разного толка казанские экологи, так же как, скажем, и огромный (800 га) экопарк, запроектированный там же, на Гаврилова, выше по течению Казанки», - резюмировал Григорьев.

Тимур Кадыров заверил: городские власти при составлении технических заданий примут во внимание рекомендации экологов.

«Банальные трудности прочтения»

Жители Приволжского района протестовали из-за лишних образовательных учреждений и неверных расчетов, приведенных в генплане. А также предлагали свои варианты решений проблемы. Разработчики и представители властей Казани придерживаются единой позиции: людям опасаться нечего, все их страхи связаны «с банальными трудностями прочтения материалов генплана».

«Вид значков соцобъектов, условно размещенных на схеме и закрывающих какие-то дома ИЖС, был принят кем-то из жителей Старых Горок и Первомайского за намерение администрации снести эти дома и породил массу домыслов, вплоть до слухов о сговоре администрации с застройщиками, претендующими на участки этих домов, - сказал Григорьев. - В итоге можно констатировать, что по итогам публичных слушаний и общественных обсуждений участники во многих вопросах остались при своем мнении».

Тут стоит добавить, некоторые из жалоб лидера инициативной группы поселков Приволжского района Ильхама Шагараева до сих пор рассматриваются. А сам он ждет встречи с руководством администрации Казани.

Вместо запятой

Власти города в ходе общественных обсуждений приняли 337 предложений жителей. Генплан – не истина в последней инстанции, а лишь общее видение будущего развития города. Например, как пояснил Тимур Кадыров, «будет заложен лишь класс дороги, а количество полос будет определяться в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования».

Регина Алендеева.

Материалы по теме
«Кольцо уберут - всевластью конец». Как преобразится «самое уродливое здание России»
01:10, 10 октября
Общество
Домовая церковь или гений промышленной архитектуры. В Казани спасают уникальное старинное здание
01:10, 10 октября
Общество
Большое отключение воды в Казани: Денег нет - металл держаться устал и треснул
08:09, 9 сентября
Общество
Что построят на берегу Казанки? Рассказываем об обещании Метшина и планах застройщика
07:09, 9 сентября
Общество

Комментарии

  1. Рустам месяц назад
    Все это конечно хорошо. Но только и о людях надо подумать. О малышах в коляске, с которыми мамы гуляют вдоль этой трассы горьковского шоссе. Живем в Кировском районе. Кроме парка Петрова больше нет ничего. Ничего не предпринимаются в вопросе парков. Одно строительство домов, дорог и т.д., где можно навариться, где можно хапнуть побольше денег. А о парках ни слова. Есть хорошее место между улицами Поперечно-Базарная и Большая крыловка. Территория почти свободна. Минимум домов под снос. При желании можно построить шикарный парк. Но я думаю, что там понастроят дома высотки, как и всегда.