Гузель Яхина оставила рецензию на первые серии «Зулейхи», фильм снят по ее книге «Зулейха открывает глаза». Пока частей лишь четыре, однако мнение уже сложилось. Делимся сказанным в колонке на страницах «Казанского репортера».
«Посмотрела четыре первые серии «Зулейхи» - пока еще без чистого звука, видеографики и цветокоррекции. Канал сообщает, однако, что монтаж уже финальный и меняться не будет. Значит, уже можно составить мнение о картине.
Признаюсь, я изумлена. Фильм – очень хорош. Не то чтобы я заранее настраивалась на плохое, но были сомнения и опасения, конечно: молодой режиссер (а потянет ли?), государственный канал (а не приукрасит ли историю? не исказит ли? не превратит ли в противоположность?). Режиссер Егор Анашкин не просто «потянул» - он сделал крутой фильм, который по всем статьям ближе к полному метру, чем к сериалу. А канал не стал цензурировать – ни политические моменты (важно, что в первую же минуту называются цифры раскулаченных), ни психологические (одна только сцена в бане Муртазы и Зулейхи чего стоит!), ни художественные (сериал сделан как большое кино – и это «ощущение полного метра» есть, его не убили на стадии монтажа и редактуры, как это иногда бывает в погоне за рейтингами).
Это кино взрослое – оно не заигрывает со зрителем, не развлекает, а предлагает думать: здесь не будет лишнего пафоса, гонки за сюжетом, кульминаций в каждой сцене и «крючков» в конце серии. Будет неспешное повествование, атмосфера, настроение. Будет дыхание Большой Истории. Будет серьезный кино-язык, который Егор Анашкин предлагает зрителю – спокойный, даже чуть отстраненный, почти черно-белый.
Это кино нельзя смотреть между делом – оно требует полного погружения: визуальный ряд очень важен; в фильм встроена прекрасная анимация (да-да! звучит настораживающе, но анимация и правда – хороша, а разрабатывал ее художник-постановщик «Сталкера» Рашит Сафиуллин); много длинных и бессловесных сцен (что очень смело для телевизионного канала); а главная героиня вообще молчит первые тридцать минут экранного времени.
Неужели прямо все-все понравилось? Нет, конечно. Были моменты, которые резали слух, смущали, показались исторически недостоверными и чересчур мелодраматичными, даже вызвали отторжение. Иначе и не могло быть. Но это все – не главное. Главное: фильм состоялся как художественное произведение, в котором однозначно высказано отношение к теме раскулачивания. И этот фильм покажут по каналу «Россия» этой осенью.
Итак, чего ждать от фильма о Зулейхе:
+ потрясающей игры Чулпан (слов-то у нее – совсем чуть) и ее изумительного «немого» диалога с Муртазой (Рамилем Сабитовым),
+ очень яркой игры актеров (состав – действительно блестящий, и он отлично работает),
+ оправданного натурализма (да-да, сцена кормления Юзуфа кровью сохранена, а коровью тушу Муртаза рубит долго и по-настоящему),
+ красивых сцен (утопление баржи, лесосплав),
+ масштабных и дорогих сцен, а также сцен с животными (медведи, волки, белки… - все это есть, все они настоящие).
Чего не ждать от фильма о Зулейхе:
+ развлечения,
+ «киношности».
+ надрыва и пафоса.
Чего жду теперь я:
+ вторую половину фильма,
+ премьеру на телеэкранах.
Напомним, съемки сериала «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману татарской писательницы Гузель Яхиной завершились в конце февраля. А в июле картину назвали самой ожидаемой среди всех конкурентов в номинации первого российского фестиваля «Читка». В Москве он проходил в последних числах июня. Кстати, дата выхода телевизионного фильма так и не называется. Но ясно, что премьер готовится на осень этого года.
«Зулейха открывает глаза» - история татарской крестьянки, пережившей смерть мужа зимой 30-го года прошлого века, в период советских репрессий. Семья героини была раскулачена в первую волну террора, которая в случае с ТАССР пришлась на 1929 – 1932 годы. Вместе с сотнями вынужденных переселенцев Зулейху отправляют по каторжному маршруту в Сибирь.
«Тридцать ссыльных, брошенных в глухой тайге без пищи, крова и тёплой одежды. Неграмотные крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши - все они отстаивают у тайги и безжалостного государства своё право на жизнь. Зулейха находит в себе силы пройти через все испытания, главное из которых - испытание Прощения, и находит свою любовь. Чтобы выжить, нужно любить. Чтобы выжить, нужно простить. Себя, других и даже свою судьбу - страшную. Даже свою Родину - жестокую. Даже саму историю, в которой, как и в человеческой жизни, так мало справедливости. «Зулейха открывает глаза» - это фильм о прощении…», — так видят историю создатели сериала.
Больше кадров в фоторепортаже «Казанского репортера».
Комментарии