PROFI

Фильм «Зулейха». Без лишнего пафоса, гонки и «крючков» в конце серий

28 августа 2019
Мнение

Гузель Яхина оставила рецензию на первые серии «Зулейхи», фильм снят по ее книге «Зулейха открывает глаза». Пока частей лишь четыре, однако мнение уже сложилось. Делимся сказанным в колонке на страницах «Казанского репортера».


«Посмотрела четыре первые серии «Зулейхи» - пока еще без чистого звука, видеографики и цветокоррекции. Канал сообщает, однако, что монтаж уже финальный и меняться не будет. Значит, уже можно составить мнение о картине.

Признаюсь, я изумлена. Фильм – очень хорош. Не то чтобы я заранее настраивалась на плохое, но были сомнения и опасения, конечно: молодой режиссер (а потянет ли?), государственный канал (а не приукрасит ли историю? не исказит ли? не превратит ли в противоположность?). Режиссер Егор Анашкин не просто «потянул» - он сделал крутой фильм, который по всем статьям ближе к полному метру, чем к сериалу. А канал не стал цензурировать – ни политические моменты (важно, что в первую же минуту называются цифры раскулаченных), ни психологические (одна только сцена в бане Муртазы и Зулейхи чего стоит!), ни художественные (сериал сделан как большое кино – и это «ощущение полного метра» есть, его не убили на стадии монтажа и редактуры, как это иногда бывает в погоне за рейтингами).

Это кино взрослое – оно не заигрывает со зрителем, не развлекает, а предлагает думать: здесь не будет лишнего пафоса, гонки за сюжетом, кульминаций в каждой сцене и «крючков» в конце серии. Будет неспешное повествование, атмосфера, настроение. Будет дыхание Большой Истории. Будет серьезный кино-язык, который Егор Анашкин предлагает зрителю – спокойный, даже чуть отстраненный, почти черно-белый.

Это кино нельзя смотреть между делом – оно требует полного погружения: визуальный ряд очень важен; в фильм встроена прекрасная анимация (да-да! звучит настораживающе, но анимация и правда – хороша, а разрабатывал ее художник-постановщик «Сталкера» Рашит Сафиуллин); много длинных и бессловесных сцен (что очень смело для телевизионного канала); а главная героиня вообще молчит первые тридцать минут экранного времени.

Неужели прямо все-все понравилось? Нет, конечно. Были моменты, которые резали слух, смущали, показались исторически недостоверными и чересчур мелодраматичными, даже вызвали отторжение. Иначе и не могло быть. Но это все – не главное. Главное: фильм состоялся как художественное произведение, в котором однозначно высказано отношение к теме раскулачивания. И этот фильм покажут по каналу «Россия» этой осенью.

Итак, чего ждать от фильма о Зулейхе:

+ потрясающей игры Чулпан (слов-то у нее – совсем чуть) и ее изумительного «немого» диалога с Муртазой (Рамилем Сабитовым),

+ очень яркой игры актеров (состав – действительно блестящий, и он отлично работает),

+ оправданного натурализма (да-да, сцена кормления Юзуфа кровью сохранена, а коровью тушу Муртаза рубит долго и по-настоящему),

+ красивых сцен (утопление баржи, лесосплав),

+ масштабных и дорогих сцен, а также сцен с животными (медведи, волки, белки… - все это есть, все они настоящие).


Чего не ждать от фильма о Зулейхе:

+ развлечения,

+ «киношности».

+ надрыва и пафоса.

Чего жду теперь я:

+ вторую половину фильма,

+ премьеру на телеэкранах.

Напомним, съемки сериала «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману татарской писательницы Гузель Яхиной завершились в конце февраля. А в июле картину назвали самой ожидаемой среди всех конкурентов в номинации первого российского фестиваля «Читка». В Москве он проходил в последних числах июня. Кстати, дата выхода телевизионного фильма так и не называется. Но ясно, что премьер готовится на осень этого года.

«Зулейха открывает глаза» - история татарской крестьянки, пережившей смерть мужа зимой 30-го года прошлого века, в период советских репрессий. Семья героини была раскулачена в первую волну террора, которая в случае с ТАССР пришлась на 1929 – 1932 годы. Вместе с сотнями вынужденных переселенцев Зулейху отправляют по каторжному маршруту в Сибирь.

«Тридцать ссыльных, брошенных в глухой тайге без пищи, крова и тёплой одежды. Неграмотные крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши - все они отстаивают у тайги и безжалостного государства своё право на жизнь. Зулейха находит в себе силы пройти через все испытания, главное из которых - испытание Прощения, и находит свою любовь. Чтобы выжить, нужно любить. Чтобы выжить, нужно простить. Себя, других и даже свою судьбу - страшную. Даже свою Родину - жестокую. Даже саму историю, в которой, как и в человеческой жизни, так мало справедливости. «Зулейха открывает глаза» - это фильм о прощении…», — так видят историю создатели сериала.

Больше кадров в фоторепортаже «Казанского репортера».


Материалы по теме
Зачем Зулейха звонила Яхиной в режиме sos, и кто чуть не утонул в Каме на съемках
06:07, 7 июля
Мнение
​Игры престолов мирового кинопроцесса глазами Кирилла Разлогова и Нины Кочеляевой
05:07, 7 июля
Мнение
Спустя 100 лет героически погибший Онисим Панкратов продолжает хранить тайны
01:07, 7 июля
Мнение
Вместо уничтоженных Арских казарм – парковка. Хроники ликвидации русской военной готики
01:05, 5 мая
Мнение

Комментарии