«1 день – 1 экспонат»: корабельный лес

20 августа 2019
Культура

С чего начиналось Казанское адмиралтейство и как пароходы спасли сосны в окрестностях города? «Казанский репортер» продолжает проект «1 день – 1 экспонат». Его автор, Антон Райхштат отправился в Национальный музей РТ на выставку об истории корабельного дела и изучил один из самых массивных предметов в экспозиции.

На выставке «Казанское адмиралтейству. Во славу российского флота» мы можем увидеть внушительный аргумент в пользу того, почему верфь решено было организовать именно у нас. Помимо удобного расположения с точки зрения географии, в Казани и окрестностях были ещё прекрасные дубовые рощи. Их размер можно оценить в Национальном музее Татарстана, где выставлен спил 180-летнего дуба того времени.

В 1703 году Пётр I дал указание описать заповедные леса, главный источник древесины для кораблестроения. Таковыми считались леса, сосредоточенные в прибрежных полосах шириной 50 вёрст вдоль больших рек и 20 вёрст вдоль малых рек. В таких лесах древесные породы разделялись на две категории: заповедные и дозволенные к свободной рубке. Слово «заповедные» не означало запрета на вырубку, напротив именно там и шли лесозаготовки, но все деревья объявлялись собственностью государства и шли на нужды кораблестроения. К этой категории относились дуб, карагач, клён, вяз, ильм, лиственница, сосна в отрубе 12 вершков (от 50 см) и более. Особенно ценились дуб и сосна, которыми были богаты леса под Казанью


Как самое прочное и крепкое дерево, дуб служил для основных частей корпуса судна. Это дерево не портилось в воде. Из-за дубильной кислоты в древесине железные крепления в дубе быстро ржавели и разъедалось, поэтому в деревянных судах дубовые части крепились дубовыми же нагелями и медными болтами. Кроме дубов для строительства кораблей использовались сосны, которыми также богаты казанские леса. Из них делались мачты парусников и бортовую обшивку. За счёт смолистых веществ древесина сосны была долговечной и упругой.

Работы по описанию заповедных лесов выполняли лесные надсмотрщики и полесовщики. Основной задачей надзирателей, была опись корабельного леса и контроль за его отпуском. Нижнее звено лесоохраны составила регулярная лесная стража.

В 1718 году, спустя 15 лет после «лесных указов», Петр Первый решает создать в Казани адмиралтейство, которое построит основу Каспийской флотилии для Персидских походов. Судостроительная вервь будет востребована и позже, за 111 лет здесь сделали около 400 кораблей.

Сейчас дубов таких размеров под Казанью уже не осталось, возможно что-то сопоставимое по величине можно найти в марийских лесах. А вот мачтовые сосны остались. Быть может, спасением для них стала эпоха паровых машин, которая пришла пена смену парусному флоту.


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.

Еще больше историй в нашем Дзен-канале.

Комментарии