PROFI

​Триумф татарстанских симфоников под аккомпанемент французских цикад

12 августа 2019
Культура


Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан блестяще выступил на 39 французском Международном фестивале пианистического искусства La Roque-d'Anthéron. Обозреватель «Казанского репортёра» рассказывает, как это было.

Расположенная в долине Дюранс на юго-западе Франции деревня Ла-Рок-д'Антерон с пятью тысячами жителей каждое лето превращается в «Мекку пианино» – около восьмидесяти тысяч меломанов приезжают послушать величайших виртуозов мировой фортепианной сцены. Но накануне своего сорокалетия фестиваль La Roque-d'Anthéron выглядит ещё более праздничным, чем когда-либо. Плотность выдающихся музыкантов со всего мира на девяносто пять концертов, идущих на шестнадцати фестивальных площадках Марселя, Экс Ан-Прованса и Эйгальера в течение пяти недель, распределённых между сольными выступлениями, концертами с оркестром, камерной музыкой и джазом, зашкаливает: более шестисот звучных имён.

Наряду с величайшими исполнителями Евгением Кисиным, Григорием Соколовым, Мишелем Дальберто, Николаем Луганским, Франсуа-Фредериком Гаем на сцены La Roque-d'Anthéron поднимаются и восходящие звёзды, такие как Александр Канторов, французский пианист, обладатель I премии и Гран-При XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского этого года, чьё мастерство уже успели полюбить казанские меломаны. Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан – один из немногих коллективов, приглашённых на тридцать девятый пианистический форум наряду с филармоническим оркестром Радио Франции, Марсельским филармоническим оркестром, оркестром филармонии Монте-Карло, камерным оркестром Новой Аквитании и британским камерным оркестром «Северная симфония».

Художественный руководитель фестиваля Рене Мартин очень гордится тем, что смог сохранить российских исполнителей в палитре La Roque-d'Anthéron: акцент на многоцветие музыкального языка – изюминка его грандиозного детища.

– Мы стремимся привлечь такую аудиторию, которая раньше никогда не приходила слушать классическую музыку, – говорит Рене Мартин. – Важно, чтобы у каждого была возможность услышать произведение Бетховена или Моцарта. Люди ставят между собой и классикой бессмысленные барьеры, говоря, что это не для меня, я не знаю, как одеваться, как себя вести, когда аплодировать. Но фестиваль не должен оставаться в башне из слоновой кости только для посвящённых. В конце-то концов, не случайно же классическая музыка часто используется в рекламе.

Сейчас в Ла-Рок-д'Антерон, скажем прямо, жарковато: днём температура доходит до тридцати пяти градусов, а ночью спускается до двадцати шести. На небе – ни облачка. По улочкам деревни бродить бессмысленно – там, кроме нескольких ресторанчиков и магазинов, торгующих «прованской» керамикой, изготовленной в Китае, ничего примечательного нет. Замок Флоранс, появившийся в самом центре деревушки ещё в семнадцатом веке, сегодня занимает клиника реабилитации после тяжёлых травм и проведённых операций и центр диетологии, поэтому он тоже не входит в число туристических маршрутов. А вот зелёный массив возле него с тремя романтическими источниками и трёхсот шестьюдесятью пятью величественными двухсотлетними платанами считается одним из самых красивейших районов этого региона Франции. Пение цикад – символа французского Прованса – наполняет сейчас эти места от зари до зари. Под этот аккомпанемент и проходит пианистический форум.

Последние четыре дня второй недели августа – с восьмого по одиннадцатое – парк замка Флоранс наполнен не только неумолчным стрекотом цикад, но и звуками музыки Сергея Рахманинова, Петра Чайковского и Иоганнеса Брамса. В «раковине» с сомнительной эстетикой, но с потрясающей акустической эффективностью – Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан во главе с маэстро Александром Сладковским, за фортепиано – поочерёдно Лукас Генюшас, Варвара Непомнящая, Александр Малофеев, Нельсон Гёрнер, Юлианна Авдеева и Вадим Холоденко. Шесть концертов за четыре дня – график, согласитесь, достаточно напряжённый. Поскольку татарстанские музыканты не первый год участвуют в этом фестивале, зрители теперь уже приходят на выступления наших симфоников целенаправленно, и оркестрантам важно показать, что их исполнительский уровень не только остался на прежнем уровне, но и значительно вырос. Несмотря на достаточно высокую цену – от 27 до 56 евро за место – двухтысячный зал почти полон на каждом выступлении наших земляков.

– Государственный симфонический оркестр Татарстана и его дирижёр Александр Сладковский в прошлом году стали откровением даже для искушённого слушателя и настоящим громом среди ясного неба, – признался музыкальный критик французского многопрофильного национального информационного журнала Toute La Culture Элоди Мартинес. – Внешнее единство одежды оркестрантов уже означало последующее неизменное музыкальное совершенство. Что касается дирижёра, надо, прежде всего, подчеркнуть его чрезвычайно точную работу и его абсолютный слух.

И на этот раз симфоники чувствуют, что маэстро рядом с ними, общается со своими музыкантами, не заглядывая в ноты партитуры, общается прямым, почти инстинктивным способом. Оркестр уверенно следует за ним, повинуясь его невероятной харизме. На какое-то мгновение даже создаётся впечатление, что Сладковский рисует музыку дирижёрской палочкой, черпая краски непосредственно из воздуха волшебного парка замка Флоранс, и все, сидящие в амфитеатре, отчётливо понимают каждый акцент, который он отмечает, каждое изменение ритма, которое он подчёркивает, каждый нюанс, который он добавляет в произведение.

– Оркестр Татарстана сейчас на пике формы, – без тени тщетной суеверной предосторожности откровенничает Александр Витальевич. – Музыканты не просто классно играют, они стали единым организмом, готовым решить любую задачу. Я горжусь своим оркестром.

Для фестивальной программы были выбраны не простые для исполнения произведения – Первый и Второй фортепианные концерты, а также Вторая и Четвёртая симфонии Петра Чайковского; симфоническая поэма «Остров мёртвых», Рапсодия на тему Паганини, симфоническая фантазия «Утёс» и все концерты для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и Четвёртая симфония Иоганнеса Брамса. Но именно только такая музыка может заинтересовать и очаровать новую аудиторию.

– Сколь бы ни были прекрасны солисты, однако великолепная открытость фортепиано всё же была поглощена блеском оркестра и яростным напором Александра Сладковского, – делится своими впечатлениями журналист корпорации ассоциативных СМИ Zibeline, освещающих культурные новости с юго-востока Франции, Марион Коломбиани. – И плавная утончённость игры Лукаса Генюшаса, и мощное, чётко структурированное туше Варвары Непомнящей были подчёркнуты инструментальной роскошью Великой Армады Татарстана. Оркестр, который ослепил нас в прошлом году, был великолепен и на этом фестивале.

– На высочайшем уровне техническое мастерство каждой партии, особенно струнных и духовых. Безупречная работа блистательного оркестра и безупречный выбор программы, – поддерживает коллегу Жан-Франсуа Принсипиано, культурный обозреватель веб-телевидения TV83.info.

Международное французское радио RFI даже организовало запись трансляции Второго фортепианного концерта Петра Чайковского с солирующим Александром Малофеевым. Несмотря на свои семнадцать лет, этот пианист давно уже считается серьёзным музыкантом и гастролирует по всему миру.

– Глядя на него, мы полностью осознаём многозначность термина «игра», – восхищается Марион Коломбиани. – Пианист привычно «шагает» по клавиатуре, музыка занимает место его дыхания, его пульса. Мастерски поддерживаемый оркестром, он погружает нас в мир своей души.

С сольным концертом на Международном фортепианном фестивале La Roque d’Anthéron Александр Малофеев впервые выступил четыре года назад, став первым в истории этого престижного форума приглашённым артистом моложе пятнадцати лет. Не в первый раз он выступает и с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан. Совсем недавно в стенах Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева юный музыкант принял участие в записи полного собрания симфоний и инструментальных концертов Петра Чайковского для Sony Classical, исполнив Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.

– Каждый раз, когда я работаю с Александром Витальевичем и его оркестром, это всегда какая-то буря, полёт, энергия. Мы всё время находимся на общей мощнейшей волне. Это уникальный оркестр, и очень хочется, чтобы их творчество осталось в веках, – признался Малофеев после записи в Казани. После концерта во Франции он вновь повторил, – это большое счастье, работать с таким коллективом.

– А насколько артистичен в бисах маэстро Сладковский! – продолжает Марион Коломбиани. – Мы видели, как он становился то идальго, исполняя Испанский танец из «Лебединого озера» Петра Чайковского, то соблазнительницей в Вакханалии из «Самсона и Далилы» Камиля Сен-Санса, то феей из «Снегурочки» Петра Чайковского, то предводителем дикой когорты в энергичном «Стане Тамерлана» Александра Чайковского. Он весь сгусток неизбывной энергии!

Музыкальные критики мира в один голос твердят: «Если вы хотите знать, на каком уровне находится сегодня пианистическое искусство, узнать имена новых пианистов, понять каковы новые направления в фортепианной педагогике, вам нужно приехать на фестиваль La Roque d'Anthéron». Приятно осознавать, что планку, задающую уровень современного музыкального мастерства, держат на своих плечах и наши земляки – Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и их художественный руководитель и главный дирижёр Александр Сладковский.


Зиновий Бельцев.

Материалы по теме
​Симфоники начинают с высочайшей ноты
06:09, 9 сентября
Культура
​Рекорд фестиваля: пять бисов на три заявленных произведения
11:06, 6 июня
Культура
​Вновь над городом запах сирени
11:05, 5 мая
Культура
​Артём Варгафтик: «Люди не привыкли к тому, что правда может выглядеть просто»
04:04, 4 апреля
Культура

Комментарии