Новогодние каникулы – идеальное время для путешествий. В этом году журналист «Казанского репортера» Вадим Мещеряков в очередной раз выбрал Грузию и четыре дня провел в ее столице – Тбилиси.
«Дамы и господа, добро пожаловать в Тбилиси», – говорит капитан переполненного Airbus 321, закончив рулежку. В грузинской столице +8, и ты чувствуешь себя счастливым уже с того момента, как выходишь из самолета и попадаешь на таможню. Во многих странах, где мне приходилось бывать, этап прохождения границы самый неприятный. Но только не в Тбилиси. Я много раз слышал от знакомых и друзей, что в новогодние праздники прибывшим в Грузию таможенники дарят небольшую бутылку красного вина. Надежда на то, что я смогу воочию увидеть этот ритуал, придавала ожиданию некую изюминку.
К соседней кабинке подходит молодая женщина с маленьким сыном. Мальчишка, хоть и не грузин, здоровается с обаятельной сотрудницей таможни по-грузински. Таможенница расплывается в улыбке, поднимается из-за стойки, смотрит на малыша и после проставления печати дарит чаду бутылку «Саперави». Кстати, на этикетке указано, что это подарок от правительства Грузии.
Напротив меня суровый, на первый взгляд, пограничник, но и он после прохождения всех формальностей не может не улыбнуться и провожает такой обаятельной грузинской улыбкой.
***
Выходим из аэропорта и пытаемся найти автобусную остановку. В мае 2012 года, когда я первый раз посетил грузинскую столицу, тут же оценил реформу грузинской полиции, о которой в то время так много говорили в России. Пока приятель менял американскую валюту на грузинскую, я вышел из здания аэропорта. Ко мне подошел полицейский и поинтересовался, все ли у меня в порядке. Получив положительный ответ и узнав, что такси мы уже нашли, страж порядка спросил, сколько с нас хотят взять.
– 25 лари, – сказал я.
– Вот, садитесь за 20, – посоветовал полицейский и показал на новый автомобиль такси марки Toyota RAV4.
Другая ситуация, когда реформа грузинской полиции оправдала себя на все 100, случилась в здании тбилисского железнодорожного вокзала. Уже не помню зачем, но мне срочно понадобилось позвонить на грузинский номер. Забыв, что живу в 21 веке, обратился к полицейскому, дескать, где тут у вас таксофон. Тот в ответ на мой странный вопрос недолго думая предложил позвонить со своего мобильного. Заметив, что я не очень понимаю, что мне отвечает абонент, полицейский сам взял телефон, переговорил и в доступной форме пересказал мне разговор. Не могу себе представить такого в России, уж извините.
Так вот. Пытаясь найти остановку общественного транспорта в аэропорту имени Шота Руставели, спрашиваем у прибывших грузин. Один из них, узнав, что нам нужно в центр города, предлагает нас довезти. Решили, что добьемся своего и поедем на общественном транспорте. До сих пор думаю, что тот молодой человек готов был нас подвезти абсолютно бесплатно.
Потратив на дорогу из аэропорта чуть менее часа, прибываем к площади Свободы, где соорудили одну из самых необыкновенных и оригинальных елок мира, по версии телеканала Euronews. Ищем квартиру, которую заблаговременно забронировали. Поняв, что без посторонней помощи не обойдемся, обращаемся к продавщице небольшого магазина, чтобы та позвонила по указанному в брони номеру. Та тут же соглашается, и уже через три минуты нас встречает хозяин квартиры Каха. Забросив вещи, отправляемся в ресторан на той же площади Свободы, где нас уже ждут московские друзья, которые Новый год провели в Грузии. Мои друзья – это особая история, в которой люди с первого взгляда влюбились в страну и объехали ее почти вдоль и поперек.
Катя, моя подруга, учит грузинский и уже может на нем читать и даже задумывается о переезде в Грузию. Анатолий – ее супруг – может часами рассказывать истории из этой и прошлых поездок и уже думать о следующих. Они уже подружились со многими грузинами и каждую поездку проводят с ними. Грузия – страна, из которой безумно тяжело уезжать и хочется вернуться как можно скорее.
О грузинской кухне уже сказано столько, что из этого можно составить отдельный очерк. Но с каждой поездкой я открываю для себя какие-то новые блюда. В 2013 году это было сванское блюдо кубдари, а в этом – чкмерули! Румяный сочный цыпленок в сливочно-чесночном соусе, которого подают на глиняной сковороде-кеци. Извините за подробности, но, помимо прекрасного цыпленка, я, вооружившись ложкой, выпил почти весь соус. Будете в Грузии, это как говорится, «must-have».
Пригласив друзей к себе, завершаем вечер двумя бутылками вина «Киндзмараули» и любимым напитком Иосифа Сталина – «Хванчкарой». Последнее я к своему стыду пробовал впервые и, уж поверьте мне, попробую еще не раз.
***
Эту поездку мы целенаправленно планировали провести исключительно в Тбилиси. Я, в отличие от моих друзей, вообще купил билет на самолет за два дня до отъезда, подумав, что не прощу себе, если не смогу в очередной раз насладиться красотой грузинской столицы. Новогодние выходные закончились в Грузии четвертого января, за два дня до нашего приезда. Но отличие от многих столиц, как мне показалось, в том, что никто никуда не спешит. У всех дела, работа, учеба, но московской беготни практически нет.
Тбилисское метро построено еще в СССР и отличается от московского разве что количеством станций и длиной платформ (они в разы короче). Еще во время первой поездки я понял, кто моя любимая женщина в Тбилиси. Это диктор, который объявляет названия станций метрополитена. На двух языках – на грузинском и английском. Станция, из-за которой я так полюбил ту тбилисскую женщину, называется «Марджанишвили», в честь основоположника грузинского театра. Было время, когда объявление этой станции метро я записывал на диктофон своего телефона и впоследствии переслушивал.
***
В ночь с шестого на седьмое января в Грузии отмечали Рождество. В центре города практически на каждом углу продавали церковные свечи, а ближе к семи вечера у храмов, мимо которых мы проходили, уже выстраивались небольшие очереди. В мае 2012 года, оказавшись с приятелем в Батуми, после вечерней трапезы мы никак не могли найти наш отель, в котором тремя часами ранее остановились.
Пытаясь найти гостиницу, безуспешно спрашивали дорогу у прохожих, однако последние жаловались на то, что улицы недавно переименовали и помочь нам они вряд ли смогут. По дороге нам попался грузин, который обещал показать нам искомый нами отель. В итоге тот вечер мы провели у него дома. Лаша угощал нас всем, что было у него в холодильнике, наливал вино и чачу и предложил остаться у него жить столько, сколько нам будет угодно. Объяснив, что на следующий день нам нужно сдавать прокатную машину, Лаша нас отпустил, но перед этим подарил приятелю икону Святого Георгия Победоносца. Чтобы вы понимали, именно в этот день, шестого мая, православный мир чтит его память. Мне же Лаша хотел подарить свою рубашку, но его размер был куда больше моего. Кстати, в отель мы в итоге попали только благодаря такси. Усилия Лаши тогда также оказались безуспешными.
***
Тбилиси и Грузия в целом – удивительное место. Однажды, проходя мимо одного из множества скверов в грузинской столице, увидел, как на противоположной стороне дороги трое молодых парней жарят шашлыки прямо на балконе своей квартиры. Заметив, что я хочу их сфотографировать, парни пригласили меня попробовать шашлык вместе с ними, но я все же предпочел продолжить прогулку с друзьями.
Тбилиси славится своими старейшими двориками. Мимо них трудно пройти, глаза то и дело подмечают что-то удивительное и не виданное тобой ранее. На третий день нахождения в Тбилиси, выйдя из квартиры подышать свежим воздухом, познакомился с пожилым грузином. Узнав, что я из Казани, он тут же поцеловал меня в щеку, сказав, что шесть лет назад бывал в татарстанской столице, и восторженно о ней отзывался.
Помню, в первый приезд в Тбилиси, когда мои близкие несколько опасались, что я еду в страну, которая четыре года назад воевала с Россией, сидели с приятелем в кафе на улице. К нам подошел грузин, так как услышал русскую речь. Он тогда сказал нам: «Я так рад, что вы приехали в Грузию, приезжайте, пожалуйста, еще. Пусть политики там воюют, а мы вас очень любим».
Эту фразу можно применить и сейчас. В Грузии очень любят русских. И нерусских тоже. И не потому, что мы приносим им какой-то доход в виде экскурсий или посещения ресторанов. Отличие Грузии от многих туристических стран в том, что тебя не хотят обмануть. В мае этого года, когда мы с друзьями ездили в Грузию, было два случая, когда официанты ошибались в счете и забывали указать в нем, к примеру, вино. Мы, конечно, в обоих случаях говорили об этом, потому что обманывать грузин вовсе не хочется.
***
В предпоследний день нашего пребывания в Тбилиси мы решили съездить в Джвари – монастырь седьмого века, который располагается на вершине горы у слияния Куры и Арагвы. Именно об этом месте писал Лермонтов в своей поэме «Мцыри».
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…
Из Тбилиси на машине ехать туда не более получаса. В тот день, когда оказались там мы, ветер был настолько сильный, что телефон еле держался в руках. Но несмотря на это уезжать оттуда не хотелось. Вид, открывающийся с горы, поражает величием. Хочется сесть и смотреть на него вечно, но не хотелось задерживать нашего водителя, который уже ждал нас. Казалось бы, обычный таксист, знакомый нам около часа. Но он на обратном пути предлагает нам показать магазинчик, где, по его словам, можно приобрести отличное домашнее грузинское вино. Заезжаем, дегустируем, покупаем. Денег за то, что он нас завозит туда, куда мы изначально не планировали, он, конечно, не просит, но мы сами добавляем пару лари, чтобы не обидеть его.
***
В Тбилиси есть одна из так называемых сувенирных улиц, располагающаяся недалеко от Майдана. Но даже здесь чувствуется колорит и отношение грузин к туристам. Около одного из дегустационных магазинов стоит саксофонист и играет приятную мелодию. А по другую сторону Майдана двое грузин не спеша играют в нарды, не обращая внимания на десятки туристов вокруг.
Возвращаясь домой, нарочно идем по другой дороге и случайно находим новый, ранее нам не попадавшийся храм. Таких в тбилисских дворах много. Нужно просто знать, куда идти. Или не знать – тогда получаешь несколько другие ощущения. По другой улице рядом с винным магазином стоит елка, но не типичная для России – она сделана из пустых бутылок из-под вина.
***
Вечером на фуникулере поднимаемся на Нарикала – крепостной комплекс различных эпох. Оттуда открывается прекрасный вид на ночной Тбилиси, не фотографировать который просто невозможно.
На вокзале, пока ожидали поезда, к нам подошел таксист и завел беседу. Говорил о том, что с каждым годом туристов в Грузию приезжает все больше, а предстоящим летом турпоток из России будет еще больше из-за запрета туров в Египет и Турцию. В завершение разговора он предлагает нам задуматься о том, чтобы открыть собственную туристическую фирму.
Кстати, по всему центру Тбилиси есть бесплатный wi-fi, который называется «Tbilisi loves you». Тбилиси действительно любит тебя, как и вся Грузия в целом. И эта любовь никогда не будет безответной.
Комментарии
Вот и Грузия теперь манит! Хочу-хочу-хочу!