Генплан Казани: Власти готовы платить за «красные линии» и коридоры

06 августа 2019
Общество

Общественные обсуждения генплана Казани завершены. Принявших участие в электронной беседе в мэрии назвали «высоко ответственными горожанами», однако, в целом, дали понять: хоть ваши уточнения очень важны, с неприятными изменениями придется смириться, и, если те же пойдут по домам, ваши комнаты просто выкупят. Людям такой вариант не нравится. Коротко подводим итог дискуссии.

Общественные обсуждения генплана Казани должны были стать возможностью сбора мнений недовольных очередной версией документа, составленного для нашего города в Москве. Против генплана бастовали жители нескольких жилых массивов – Нагорного, Дербышек, Старых Горок, Калининского, Воскресенского, Первомайского, Вознесенского, Салмачей; дачники в районе дороги-дублера Горьковского шоссе – там под снос могут пойти сотни домиков, а также защитники берега Казанки вдоль улицы Гаврилова и недовольные организацией так называемой зоны 430 вертолетного и авиационного завода.

Вся представленная палитра на страницах портала электронных обсуждений, как рассказали в ходе совещания в мэрии накануне, была представлена 2 тысячами 45 предложениями и замечаниями, 37 из которых были отклонены. Еще чуть больше 500 человек пришли в управлении архитектуры и градостроительства лично.

«Приняты к рассмотрению и войдут в протокол по завершению общественных обсуждений 2009 предложений участников, подтвердивших свой статус», - пояснила накануне глава управления архитектуры и градостроительства Ирина Дябилкина. Именно она отметила «высокую ответственность горожан, принявших участие в общественных обсуждениях», добавив, «не было ни одного отклонения в связи с некорректной формой вопросов или предложений». Правда, корректность заполнения форм, по всей видимости, глобально не отразится на позиции городских властей. И в этой части слово взял мэр Казани Ильсур Метшин. Он говорил об ответственности властей в части учета интересов большинства, а с меньшинством как-то договорятся – например, через компенсации.

«На периферии образовалось несколько «точек кипения», но людей можно понять – никто не хочет изменений, человек в принципе так устроен, - сказал Метшин. - Но город – это живой организм, он развивается, растет, эти процессы не остановить».

Что за коридоры и «красные линии»

Графически ответственность властей перед большинством выглядит так. Город растет, казанцы покупают все больше автомобилей, а значит, городу нужно больше дорог. Иначе встанем.

«В 2006 году у нас Казани было 180 тысяч автомобилей, а сегодня – 430 тысяч. И это автомашины не жителей Кирова, Уфы или Самары – это машины жителей Казани, и мы, как власть, обязаны формировать транспортную систему, - пояснил Метшин. - Нам нужно оставлять коридоры, намечать так называемые «красные линии», чтобы на этих местах не появились 9-этажки, торговые центры или другие объекты. Эти вопросы решаются не за один день».

Новая версия генплана рассчитана до 2035 года, и вызывающие беспокойство дороги могут быть построены только к концу этого срока – «по схеме» Большого казанского кольца, которое закладывали в плане 1969 года, а строят только теперь. Потому и здесь мэр призвал не волноваться. Мол, все это еще не скоро. А когда дойдет до дела Метшин обещал решить вопрос с денежными компенсациями для тех, кто останется без домов, дач или земельных участков.

«Каждому собственнику земельного участка, жилого дома, чья собственность попадает в зоны «красных линий», мы гарантируем справедливую рыночную компенсацию, которая позволит соблюсти все частные права и приобрести на эти средства другое соразмерное имущество. Мы ответственны перед завтрашним днем нашего города и должны принимать решения в интересах большинства».

Часть казанцев – например, ряд дачников «под проектом» дороги-дублера Горьковского шоссе, подобная схема устраивает. Главное, чтобы компенсация, действительно, была рыночной. Другие полагают, что нужны более весомы гарантии, а не только слово мэра, который к 2035 году вполне может смениться. Третьи настаивают, что обещаний в принципе ничего не стоят, и не желают отступать от линии протеста. Ильсур Метшин в данном вопросе выразился довольно четко – споры бесполезны, но дискуссии вероятны.

«К сожалению, нет единой таблетки, которая удовлетворила бы все пожелания и чаяния людей. Наша задача – находить оптимальные решения с помощью специалистов, которых мы выбрали».

Кого не удалось уговорить

Главный актив протестующих собрался в эти выходные в Дербышках. Митинг получился не самым многочисленным, порядка 1000 человек по оценке организаторов. А говорили все больше на повышенных тонах, в результате чиновникам - главе Советского района Казани Роману Фатхутдинову и заместителю начальника управления архитектуры и градостроительства Казани Анастасии Латыповой, пришлось удалиться под крики «Позор!» Протестующих не удовлетворили ответы чиновников на поставленные вопросы. В первую очередь, интересовались, почему не учтен четвертый вариант магистрали, пугающей горожан. Он был разработан активистами и вроде как донесен до сведения авторов генплана, однако на общественный обсуждения не прошел.

Долгими ответные выступления Фатхутдинова и Латыповой не получились – замначальника управления архитектуры прервали, а глава района говорил настолько тихо, что, вероятно, в разгоряченной толпе расслышали его не все. Но главная проблема в том, что предоставленная властями информация, действительно, не отличалась оригинальностью: дорогу построят, причем не по альтернативному варианту, а по одному из представленных на общественных обсуждениях – все, кто был против, получат комментарии от властей в личном кабинете ИС ОО.

После ухода чиновников слово брали представители поселков Казани, также недовольные генпланом. Например, высказался автор 12 неудобных вопросов Ильсуру Метшину – активист из Нагорного Тимур Саитов. Он составил новую порцию «почему». Кстати, ответы на ранее звучавшие неудобные вопросы поступили в письменной форме, но и в них нет ничего сенсационного. Разве что, интересная деталь – отвечал не Метшин, а Дябилкина, а все самые неудобные части просто проигнорировали, например, о роли компании ASG в реализации ряда казанских проектов.

В целом, жители казанских поселков, объединившиеся на воскресном митинге, намерены продолжать борьбу. Вопрос лишь в том, какими будут следующие шаги. Вероятно, до представления полного протокол обсуждений говорить об этом рано.


Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!