​Руками народа! Фестиваль лодок в Свияжске

06 августа 2019
События

Династии волгарей, судостроительные ремесла и алые паруса... В Свияжске прошел первый фестиваль «Народная лодка». Под парусом ходил и журналист Айрат Бик-Булатов.

– Сколько отмерять-то?

– Да метра четыре, здесь большей глубины и нет…

Лодочник Василий Тиняев готовится установить самодельный буй, из покрашенной в красный цвет пятилитровой пластиковой бутыли. Сегодня в акватории Свияжска в рамках фестиваля «Народная лодка» пройдёт парад лодок. Вот для этого и нужен буй. Василий на лодках уже лет десять. Нормальный стаж! А всего ему – 13 лет. В первый раз он сел в лодку года в три вместе со своим отцом Павлом Тиняевым. Одним из организатором сегодняшнего фестиваля.

Отец и сын Тиняевы – потомственные волгари. Все их предки жили на Волге с давних времен: сначала в Нижнем Новгороде, потом, лет 70 назад, перебрались в Васильево. «Я люблю нашу реку, – признавался Павел в одном из прежних интервью, – Считаю, что города – это бусины, а Волга, как ниточка, держит их. Если ее разорвать, то всё рассыпется – никакой красоты не будет». Сегодня, на фестивале – Павел один из главных организаторов, поэтому к длинным интервью и философствованиям не очень расположен, ответы произносит отрывистыми, рублеными фразами, вперемежку с инструкциями, которые он раздаёт участникам и помощникам, среди которых и сын Вася.

– Так! Вырубай свой рок-н-ролл, давай нашу, «из-за острова на стрежень», – командует он звукорежиссёру. Фестиваль начнётся через полтора часа.


Фестиваль «Народная лодка» анонсировали к проведению ещё 1 июня, но открыли только в начале августа. Специальной статьи на его финансирование из республиканского бюджета получить пока не удалось, и по сути, фестиваль проводится силами энтузиастов, объединившихся в ассоциацию «Старая Волга», полное её название – ассоциация «комплекс сохранения и развития традиционного образа жизни, технологий и ремёсел «Старая Волга». Руководитель – Павел Тиняев. В планах у «старых волжан» создать центр народного судостроения, где можно будет заниматься изучением старинных технологий.

На площадку фестиваля «Народная лодка» меня привёз на своей машине ещё один энтузиаст «Старой Волги» и патрон фестиваля – директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин. Слушал его и убеждался – планы Свияжска относительно старинных лодок долгоиграющи, возникли не на пустом месте, и если суждено им осуществиться – то это будет большое, прекрасное дело, заметное в масштабах всей республики.

– В Свияжске ведь, ещё лет триста-четыреста назад делали струги, на которых помещалось по несколько десятков человек… Сейчас такие можно встретить в музеях в Финляндии. Там, в некоторых деревнях, особенно, где не было церквей, использовали такие длинные лодки, в которых могла уместиться целиком вся деревня – до пятидесяти человек…

– Да ведь вообще, – вставляю и я свои пять копеек в разговор с Артёмом Силкиным, – сама история Свияжска с водой связана непосредственно, и даже первые деревянные храмы сюда по воде переправляли…


– Да у нас и на гербе – лодки! (проверил по справочникам, вот фрагмент из официального описания герба Свияжска: «В лазоревом поле на волнистой оконечности того же цвета, обременённой плывущими в ней пятью серебряными, с червлёными плавниками, окунями (справа налево — два, два и один) — вписанная череда золотых ладей без числа, обращённых вправо и сдвинутых так, что видны лишь носы, и стоящая на них золотая же бревенчатая крепость о трёх воротах» – А.Б.).

Вот сейчас Александру Маноцкову для его новой оперы о Свияжске строят лодку, на которой поместятся сорок человек певцов, он хочет, чтобы они приплывали сюда с той стороны Свияги (напомним, первая опера Маноцкова свияжского цикла «Сны Иакова, или Страшно Место» завоевала в этом году главную театральную премию России «Золотая маска» – А.Б.).

Мы загорелись этим делом особенно, когда оказались в Кижах, там проводится регулярно лодочная регата, лодок, собранных по старинной технологии. Мы нашли там мастеров, которые умеют эти лодки делать, например, есть такой мастер Эйво Иванович, консультировавший Никиту Михалкова на фильме «Солнечный удар», но и кроме него, там в деревнях, есть ещё по крайней мере человек 200, кто умеет делать лодки.


А в Свияжске ведь раньше тоже у всех были лодки деревянные, поспрашивали местных жителей, а где вы лодки брали, все как один отвечали: в Собакине. Деревня тут неподалёку. Поехали туда, встретили пожилую женщину, дочь последнего мастера-лодочника, она нам и сказала, что тот – умер пару лет назад.

Значит, старинный промысел надо возрождать. Он же тут искони. И лодки наши делали иначе, чем в Архангельске (на знаменитых соломбальских верфях), или в тех же Кижах.

– Например, архангельские мастера ставят доски в накрой, а волжские – встык, – поясняет Павел Тиняев. На фестивале он, кроме прочего, рассказывает об инструментах, из которых традиционно делают лодки. На пирсе установили небольшую мастерскую-верфь, с пилами, рубанками, и прочими совсем уж специальными инструментами. Рядом небольшая лодка – «вот эту мы за три дня собрали, ну тут ещё нужно немного доработать».


Кто-то собирает лодки по старинным технологиям, а кто-то – по современным программам, которые находятся в интернете. Руслан Пирожков пять лет назад и не помышлял о лодках, а потом – друзья навели его на эту мысль. И дело пошло! Два каяка, которые были представлены на выставке фестиваля – смотрелись отлично, а сделаны они по проекту знаменитого американского мастера Ника Шейда. Руслан, впервые севший в каяк всего лишь несколько лет назад (только когда сам научился их делать), теперь совершает на них многокилометровые заплывы.

Но если уж говорить о многокилометровых – то чемпионом нынешнего фестиваля можно, пожалуй, назвать Андрея Невзорова, капитана яхты «Эпсилон». Вообще, в Свияжск он заехал по пути. Яхта отправляется в кругосветное путешествие. Для капитана Невзорова такое плавание — не первое, предыдущее продлилось три года, за это время он посетил около полусотни стран. На параде лодок – самой зрелищной части фестиваля, во время которой каждый из капитанов приглашал на борт гостей из зрителей – Невзоров катал на борту «Эпсилона» ребят из ижевского подросткового театра «Птица», гастроли которого в Свияжске аккурат пришлись на дни проведения фестиваля.


Но пожалуй, самой эффектной лодкой на фестивале – стал деревянный струг «Святой Косма», которым управляла команда школьников-матросов под началом опытного капитана Андрея Желудкова. Парусный клуб юных моряков «Паллада» возник в Козьмодемьянске 18 ноября 2011, а вот собственный струг появился у ребят совсем недавно, в прошлом году. И эта история, достойная целого фильма.

Первые небольшие фанерные лодки они начали создавать сами. Говорят, вдохновил их один местный пенсионер – дядя Вова. Ну, плавали, учились морские узлы завязывать. Но настоящую командную практику судовождения на маленьких лодках не получишь! А как-то ребята на соревнование попали. В Великом Новгороде их взяли на учебно-парусное судно «Ильмера», и так там детям понравилось, что одолели они своего наставника Андрея Желудкова вопросами: «А у нас почему такого нет?».

Решили, во что бы то ни стало добыть себе такую командную лодку. Козьмодемьянцы, как и наши свияжские волгари, начали с изучения истории. И выяснили, что в 1696 году в Азовском походе Петра I принимали участие и марийские казаки, их предки! Значит была традиция! Подробно изучили историю стругов, поняли, что лучше всего им подходит так называемый «чердачный» струг. Чердаком называлось помещение на струге, выполняющее функции современного камбуза и рубки.

Нашли в Петрозаводске судоверфь «Полярный Одиссей», берущуюся за такие заказы, нашли и мецената, который обещал помочь профинансировать… а потом: случился кризис, и потенциальный спонсор не смог выполнить обещание. Тогда ребята из «Паллады» бросили клич – и собирали оставшуюся сумму всем миром, помогали им и предприятия, и депутаты, и простые граждане… «Мальчишки даже письма деду морозу писали… а чего только нам услышать не довелось в это время? Разговоры ходили, мошенниками нас называли». Но вот – все перипетии оказались позади! Финальную помощь оказал «Фонд президентских грантов». На завершающую часть сборки «Святого Космы» ребята поехали в Петрозаводск. Они участвовали в покраске и шлифовке судна. Своим ходом потом шёл «Святой Косма» из Петрозаводска в Козьмодемьянск, дома их встречали с оркестром! Пришло много почётных гостей. В 2019 – участие в Свияжском фестивале – стало для «Святого Космы» четвёртым выездом за год! Красивое судно под алыми парусами, управляемое мальчишками в матросках. Глядишь на него – и будто в сказке побывал!

А Желудковы – оказались целой династией. На фестивальной гонке среди отмеченных победителей, лодочных гребцов было двое Желудковых: брат Андрея Сергей Желудков, и ещё племянник, школьник лет 14, соответственно, Михаил Сергеевич.

Выставочную часть фестиваля представляли советские лодочные моторы (было подписано так: «моторы нашего детства») и коллекция корабельных штурвалов. Хозяин штурвальной коллекции – довольно эксцентричного вида бизнесмен, судовладелец, занимающийся также восстановлением повреждённых лодок, ярый битломан и поклонник «Led Zeppelin» Анатолий Вильямович. На фильме «Зулейха открывает глаза» с участием Чулпан Хаматовой он являлся консультантом по старым пароходикам и их использованию. Анатолий всё детство провёл в спортивном интернате, и мечтает, чтобы такой (именно с лодками и стругами) был открыт в Свияжске. Анатолий много говорил о проблемах Казани – о неблагоустроенной набережной от пляжа Локомотив до Речного порта, и о состоянии самого порта в Казани… А потом, среди прочего вдруг добавил: «Моя бабушка была англичанка, она работала здесь на фабрике «Заря» и говорила с акцентом. У неё было много детей. И однажды она рассказала: «У меня двоюродный брат работал на «Титанике», там и погиб». Вот я всё хочу поехать в Лондон и найти документы…».

История делается важной частью, для всех, кто так или иначе связан с фестивалем «Народная лодка». В этом я успел убедиться. Артём Силкин – пока вёз меня, рассказывал о том, как в Вологде недавно случайно нашли остов и детали лодки XVI века, как раз того времени, когда и в Свияжске они ходили… только удастся ли сохранить? Древесина XVI века очень хрупкий материал. Здесь, в Свияжске, это знают не понаслышке, открытый тут недавно музей археологии дерева успел уже снискать много восторженных отзывов не только у туристов, но и у специалистов-музейщиков.

И в общем, становится мне понятно, что если планы ассоциации «Старая Волга» по возрождению здесь древних лодочных ремёсел осуществятся, то сразу же они попадут в очень хороший контекст, уже созданный музеем-заповедником. Точно также, как козьмодемьянцы, мечтают в Свияжске о своей большой лодке, но не просто, они хотят лодку, на бурлачной тяге, чтобы устраивать соревнования бурлачных артелей. Чтобы можно было попробовать самому узнать, каково это быть бурлаком на Волге. Всё это сейчас здесь изучается, идёт подготовительная работа.


В одной машине со мною ехали балалаечники – парни из ансамбля «Уфимская вечёрка» Егор Анохин и Андрей Васильев. Их тоже пригласили, поддержать фестиваль, посвящённый русским волжским традициям. Мы разговорились, конечно, но в полной мере – не могу я рассказать о них в репортаже о фестивале лодок. Хотя история ребят поучительна. Как вот парень, который лет до 15-16 только сидел за компьютером и играл в игры, вдруг начал профессионально интересоваться фольклором, ездить в экспедиции, слушать записи 1940-х годов, чтобы выучивать аутентичное исполнение песен… отслужил в ВДВ, и – вернулся к любимому уже теперь делу? Тоже ведь, история энтузиазма, получившего однажды толчок к развитию….

На фестивале лодок – меня, как и других гостей, пригласили выйти на реку на судне. Капитаном яхты, на которую меня взяли, оказался опытный Сергей Травин, с 1980-х он занимался сперва серфингом, а потом яхтингом. «Тогда они и начали появляться, на молодёжь тогда деньги выделялись, на соревнования легко было поехать… первые яхты покупали предприятия, спортивные общества… бывало и переворачивался… вчера пришёл в Свияжск, весь сжался от холода, а заряд – на весь день… я хочу сказать, яхты для нас – это не девушек возить и шампанское пить, это – свобода, энергия волны… яхтсмены – настоящее братство». Рядом сидел Андрей Богданов – ещё один представитель «Старой Волги», человек с громкоговорителем, и тоже рассказывал, и про историю, и как они в Кижи ездили, на регату; какие там лодки делали раньше – из бересты да с еловыми корнями. Представлял мне участников – «вот этот, видите, из Васильево, сам – почти не ходит ногами, а на лодке – до сих пор в экспедиции катается, на Север»… «А эти-то – ну пираты!» - про двоих, переделавших катамаран в парусную лодку, и водрузивших флаг, кажется, с Бобом Марли.

Фестиваль «Народная лодка» получился, действительно, народным, таким, я бы даже сказал, человеческим –про людей, с биографиями, судьбами, вложивших в этот фестиваль свою душу, характер. Это первый фестиваль. Я думаю, с годами он приобретёт другой, высокий, государственный статус и размах. Но этот, первый – должен остаться навсегда в памяти у тех, кто делал его буквально своими руками, потому что верил в великое дело, которому посвятил жизнь! И этой вере, и силе духа человеческого – поём мы песню!


Айрат Бик-Булатов.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!