«Заборы нас убивают». Казань, Москва, Челябинск… в России наращивают антизаборную кампанию

01 августа 2019
Общество

Что за лоббистский закон позволил озаборить всю Россию, почему ограждения – это не про безопасность, и какое видео сняли про «злой загон» в Казани. Да, мы снова говорим о «заборах раздора» - теперь не только в Татарстане, но и в других точках страны.


«Казань превращается в город заборов. За последние месяцы заборами перегородили все улицы в центре и в спальных районах. Приятная Казань, ещё недавно радовавшая гостей Чемпионата мира по футболу, стала злым загоном. Третья столица, говорите? Первая заборная! Добро пожаловать в город заборов Казань». Примерно так начнем вести с наших полей, рассказывая о большой акции казанцев против озаборивания, а затем перенесемся в другие точки России.

Забор вокруг забора – это безопасно

Конкурс на лучший «забор вокруг забора» уже состоялся, а следующим шагом стало создание петиции с требованием остановить «заборный беспредел». Пока готовился этот материал, свои электронные подписи на Change.org в пользу инициативы оставили пара сотен человек, правда, это не вовсе не означает, что градус заборности пойдет на спад. Петиции – лишь инструмент привлечения внимания, пока же позиция городских властей сводится к тому, что заборы – это наша безопасность. Забегая вперед, отметим, в этом казанские чиновники неоригинальны, а проблема – общероссийская.

«Ежегодно в соответствии с требованиями ГИБДД установка ограждений производится на участках являющимися местами концентрации ДТП. В случае несоответствия размещения элементов организации дорожного движения на улицах города ОГИБДД к собственнику автодороги применяет меры административного воздействия (штрафы). Ежегодно при реализации дорожных работ разрабатывается проект, в комплексе которого учитываются необходимые элементы организации дорожного движения, - ответили в мэрии на запрос «Казанского репортера». - В текущем году определены 108 мест концентрации ДТП, по которым будут установлены соответствующие элементы организации дорожного движения, в том числе, ограждения безопасности. По имеющейся у Комитета внешнего благоустройства Казани информации в текущем году будет установлено порядка 34 км ограждений».

На самом деле, вопрос безопасности спорный. Мы уже говорили, что казанские заборы в случае реальной аварии превращаются в шрапнель. Живой пример был на Булаке несколько недель назад, где лихач в секунду снес несколько секций заграждений. ДТП произошло ранним утром воскресенья, и только это обстоятельство позволило избежать жертв. Еще один пример небезопасности заборов прилетел к нам из Челябинска. Урбанист Лев Владов вел свой репортаж с места аварии, где секция забора отлетела на несколько метров.

«Видите – там место аварии, а здесь – место, куда прилетела секция забора. Я нахожусь в 20-25 метрах от места аварии. И эта секция могла покалечить кого-то, кто шел здесь из-за идиотского ГОСТа, который в конце 2017 году правительство Российской Федерации сделало обязательным. Все улицы теперь оборудуются минами замедленного действия. Каждый забор может разлететься на щепки и улететь куда угодно, если произойдет авария, при которой автомобиль не сильно вылетает на тротуар».

Что за ГОСТ, при чем тут Медведев, и почему «заборы нас убивают»

Владов, рассказывая, «что же происходит с заборами, и почему они нас убивают», разбил всю историю на действия. Первое – 2014 год, когда в ГОСТ 52289 были введены поправки, речь в документе идет о дорожных и инфраструктурных решениях. В пункт 827 ввели абзац, где говорится о необходимости устанавливать заборы вдоль всех перекрестков, школ, у нерегулируемых пешеходных переходов и так далее.

«Короче, как озаборить всю страну. Очевидно, это лоббистский закон, потому что кто-то хорошо очень зарабатывает на производстве и установке (заборов)», - говорит Владов.

Действие два – конец 2017 года, когда правительство премьер-министра РФ Дмитрия Медведева сделало установку заборов обязательной мерой безопасности.

«И теперь ГИБДД заставляет муниципалитеты ставить эти заборы, потому что так предписывает этот пункт, точнее абзац в этом ГОСТе, сделанный обязательным в 2017 году. Озаборивают всю страну, все воют. Попадают под это и Москва, и Казань, и все остальные города. Вы бы видели, что творится в русских деревнях. Я там был, я видел это безумие. То есть налогоплательщики скидываются налогами, хотят, чтобы что-то изменилось. И вот с федерации приходят налоги обратно в виде огромного количества заборов, ярких знаков и кучи бесполезной инфраструктуры, которая ставится на баланс этих муниципалитетов. И теперь они должны это обслуживать».

Реальных исследований о безопасности дорожного движения благодаря заборам не было. И в этой части с Владовым соглашается и урбанист Илья Варламов.

«Большая ошибка думать, что забор вдоль тротуара защитит пешехода. На аварийность это никак не влияет. Уродливые заборы никак не защитят пешехода в случае ДТП (для этого надо ставить серьёзные отбойники). Поэтому в развитых странах принимают меры по успокоению трафика – снижают максимальную скорость до 50-30 км/ч, сужают полосы, делают правильные перекрёстки и переходы. И заборы ставить не надо».

Как бы там ни было, теперь «все улицы превращаются в какое-то безумие», продолжает рассказ Владов, отмечая, «заборы нас убивают».

«В некоторых городах вообще перестают подметать и чистить тротуары (потому что невозможно нормально убирать). А пару лет назад в Зеленограде забор – в самой безобидной ситуации, отлетел в младенца и убил его, - добавил Владов. – Эти заборы протыкают насквозь автомобили, которые вылетают на тротуары, они шинкуют водителя, много страшных историй со всей страны. И это безумие продолжается, но никто не знает, как это остановить».

Впрочем, Владов предлагает вариант остановки. Или ввести изменения в упомянутый ГОСТ, или выпустить новое постановление правительства, которое исключит обязательное требование установки заборов, как стандарта безопасности.

«А вообще, конечно, система управления дорогами в нашей стране нуждается в глубоких реформах. Юристы с палками не должны заниматься проектированием инфраструктуры. А проектирование улиц, дорог – это дело транспортных экспертов, - подчеркивает Владов. – Экспертное сообщество России должно поставить вопрос по этому ГОСТу ребром и каким-то образом отменить его действие… Не привыкайте к дичи, которая творится сегодня на улицах. Это очень тупо, неправильно, опасно для нас, изымает деньги из наших бюджетов. Все может быть по-другому. Мы победим».

К слову, о лоббизме и поиске того, «кому выгодно». В прошлом году «Казанский репортер» выяснил, что компания, взявшая подряд на установку заборов, даже не участвовала в конкурсе, хотя на бумаге фигурировала в качестве победителя. Победителем конкурса стал СК «Казаньдорстрой», который сбил цену контракта до 34 910 272 рублей. Единственным соперником выступал «Алексеевскдорстрой», и его цена была всего на 35 000 рублей выше. Так вот в СК «Казаньдорстрое» заявили, что в этом аукционе они вообще не участвовали. Бригадир на месте тогда рассказал, что заборы устанавливает СК «Дорсервис». Компания, судя по всему, работала на основании субподряда. Удалось выяснить, производитель заборов в розницу продает одну секцию забора (192 см) за 3 тысячи рублей. Еще тысячу стоит столбик толщиной 8 сантиметров. Выходит – 2 тысячи за метр ограждения.

«Никто из ответственных лиц, принимающих решения, не думает слушать людей»

Закруглимся мнением казанского краеведа, автора телеграм-канала «Архитектурасы» Яна Гордеева.

«Я не думал писать о заборах в Казани, ведь канал про историю и архитектуру, а не про урбанизм. Но ко дню сегодняшнему заборы превратились в общегородскую проблему номер один. У этой проблемы, как и у проблемы сохранения исторической Казани один корень.

Никто из ответственных лиц, принимающих решения, не думает слушать людей. Этот факт выводит казанцев из себя, а не заборы.

Начальство самолично решает, что ограждения должны стоять; потом ретивые исполнители, желая выслужиться, освоить и отчитаться, лепят их не сообразуясь ни здравым смыслом, ни логикой, а жителей Казани как будто не существует; их снова поставили перед фактом больших и неоспоримых решений.

Нет ничего сложного, чтобы пригласить жителей микрорайонов, показать им проекты, как и где будут стоять ограды; вместе решить, где заборы действительно нужны, а где их устанавливать нельзя. Но жители исключены из управленческой схемы.

Будь у казанцев голос и представительство в городском парламенте, проблема заборов не существовала бы в принципе. Но город отдан на откуп коррумпированной системе, слепой и глухой к потребностям жителей. Петиция единственный способ быть услышанным, при этом никто из ответственных не обязан слушать наш голос. А они должны быть обязаны!»

И, кстати, у цитаты, с которой мы начали очередной заборный рассказ есть и видеовоплощение. Посмотрите. Там умиротворяющая музыка, но не самый примиряющий с действительностью видеоряд.


Регина Алендеева.

Комментарии

  1. Алес 2 года назад
    Считаю, что блогеры и народ не правы. Разлетающийся забор менее опасен летящего автомобиля! забор ценой своей"жизни" спасет пешеходов от наезда автомобиля и погасит скорость этого "болида". В приведенном вами случае на Булаке, автомобиль налетел на забр на скорости 20-40 км/час или он летел? Вы же сами сетуете на то, что очень низкая скорость потока автомобилей на дорогах Казани. Вы же спешите, хотя на на автомобиле трудно куда-либо опоздать. И вот едет такой поток на скорости не менее 60 км/ч, а тут "умная" бабуля, либо шустрый инвалид, либо нетрезвый гражданин, или, не дай Бог, ребенок выскакивает на дорогу в неположенном месте. Считаю, что при прочих равных условиях, безопасность дорожного движения, а также жизнь пешеходов столицы важнее. Именно здоровые сидят за рулём. Я вот больной, инвалид, машину водить нельзя, пожизненно пешеход. Но я иду, вынужден подчиниться забору и иду к переходу со светофором или без, подземному или надземному. Переходящие дорогу в неположенном месте, в том числе перелезающие через забор, не есть хороший пример. Это исключение из правил, а исключение подтверждает правило. Раз у народа нет совести, и увещевать их, призывать к совести мало толку, пользы, то лучше пешехода оградить от греховного соблазна. На кону жизнь человеческая. Я не есть чиновник. Я инвалид. И за соблюдение законов всеми участниками ДД. Как говорил Юлиус Фучик: "Люди, я любил вас, будьте бдительны!"
    • Григорий 2 года назад
      Без разницы чем нанесены травмы, машиной или забором. Секция забора весит ну килограмм 10. ну даже если 100 кг забор, машина весит за тысячу килограмм, поглощение 10% от энергии ни о чем. А секция полетит в другую сторону, убивая и калеча, расширяя площадь поражения. Попадание летящей машины в человека избыточно чтобы убить, она просто пролетит дальше, это как стрелять в людей подкалиберным. А попадание машиной в несколько секций забора - самое то, поражающие элементы убивают больше людей, энергия автомобиля не тратится даром, один выстрел -- и накрытие всех пешеходов в секторе. Шрапнель. Дополнительный плюс лихим водителям в том, что может быть удастся избежать статьи за наезд на пешехода, ведь это просто забор, может он собран не по снипам и с нарушениями. Как например в том случае, если стукнуть в зад машину, которая только собралась поворачивать, и вытолкнуть её под встречный поток машин.

      Конечно, есть разные мнения, кому-то хочется "побыстрее проехать мимо этого быдла", но блоггеры, что хают заборы, речь ведут о том, что городу необходимы скоростные дороги не стыкующиеся с пешеходными дорожками. Жизнь пешеходов конечно же важнее того, чтобы Шумахер успел на гранд-при монако, но стоит ли мифическое сохранение жизни от заборов, не доказанное ничем, того, что все сидят за решёткой всю жизнь?

      Переходящие дорогу в неположенном месте это отличный пример для нас, из городов с почти нулевой смертностью. Решается это именно иной организацией движения. В городе надо свободно ходить людям, в том числе и детям младшего школьного возраста, а значит машинам нельзя давать создавать потоки и разгоняться. Если улочка, то дорога узкая и кривая, с большим количеством подъёмов-спусков. Причем без знаков вообще, и чтобы её переходить можно было в любом месте, а машина должна всем уступить. Проехать можно, и довольно быстро, но смотреть водителю приходится в оба и конечно же не разгоняться.
  2. Татьяна 2 года назад
    Я против заборов. Они ограничивают видимость людей с низким ростом и детей. Создают аварийную обстановку там, где совсем второстепенные дороги обнесены высокими ограждениями. До абсурда доходит ограничение движения пешеходов и уродует облик города. Город превращается в кладбище с этими ограждениями.