«Ваша карта не читается», или Почему в Казани вы обязаны оплатить проезд наличкой по просьбе кондуктора

19 июля 2019
Общество

Спустя месяц тестового режима оплаты банковскими картами во всех видах пассажирского транспорта Казани и три недели реальной работы, когда все должно функционировать идеально, городские власти ответили на вопросы казанцев. Жалобы звучат с начала лета, и о них мы говорим здесь. В свежем выпуске рассказываем… Когда валидатор считается неисправным, и нам можно проехать бесплатно? Нужно ли платить наличкой, если карта не читается? И почему средства списываются позднее самой поездки. Памятку мэрия сформулировала, беседуя с заместителем председателя комитета по транспорту Маратом Хисамутдиновым.

Кондуктор с новым валидатором и права пассажиров

Пассажир имеет право оплатить проезд как за наличный, так и за безналичный расчет, который включает в себя банковскую карту, транспортную карту и другие способы оплаты с функцией NFC. Если какой-то из этих вариантов оплаты в данный момент недоступен, пассажир обязан оплатить проезд другим способом. Возможность оплаты проезда банковской картой – это дополнительная услуга, а не обязательная функция.

В этом кардинальное отличие оплаты проезда банковской и транспортной картой. В случае если пассажир не может оплатить проезд исправной транспортной картой, то причина – в неисправности валидатора. В такой ситуации пассажир имеет право на бесплатный проезд, а автобус должен в кратчайшие сроки сойти с линии и устранить неисправность.

Когда возможен бесплатный проезд

Если терминал не выдает чек по техническим причинам при безналичном и наличном способе оплаты, то контрольно-кассовый аппарат считается неисправным, и пассажир имеет право на бесплатный проезд. Но если в результате наличной оплаты чек выдается, проходит оплата по транспортной карте и не принимается только банковская карта, аппарат считается рабочим. В этом случае пассажир обязан оплатить проезд другим способом.

При неисправном терминале кондуктор не имеет право брать наличный расчет и провозить пассажира без билета.

Билеты старого типа – красные и синие, а также фискальные чеки со старой датой. Это нарушение?

Билеты старого образца с 1 июля выдаваться не должны – это нарушение финансовой дисциплины. Если кондуктор выдает заранее распечатанный билет, то это тоже является нарушением. Бывает, что кондукторы заранее распечатывают билеты, чтобы быстрее обилетить пассажиров, но в любом случае это недопустимо, и пассажир имеет право пожаловаться на работу такого кондуктора.

Фискальный чек должен выдаваться обязательно в нескольких случаях. Во-первых, при наличной оплате проезда, печататься он должен на глазах у пассажира. Второй вариант – при оплате банковской картой без транспортного приложения. Во всех остальных случаях – оплата транспортной картой, банковской картой с транспортным приложением, льготной картой – чек пассажиру не выдается.

Банковская карта в «черном списке». Что это?

Снова речь идет о кардинальном отличии оплаты проезда транспортной и банковской картами. Если мы оплачиваем проезд транспортной картой, то на ней уже есть определенный ресурс – мы ее заранее пополнили. При этом пополнении мы уже получили чек и оплатили услугу. Таким образом, при оплате проезда чек нам не выдается, и никакого подтверждения операции не требуется.

А при оплате банковской картой контрольно-кассовый аппарат связывается с банком после каждой транзакции и проверяет, есть ли на ней средства. Но для того, чтобы связаться с банком, ему нужно определенное время. Когда пассажир прикладывает карту и получает фискальный чек, то происходит авансовое списание средств – аппарат еще не связался с банком, но он допускает, что на этой карте есть 27 рублей. Карту он запоминает и вносит в так называемый стоп-лист. В дальнейшем при связи с банком аппарат получает подтверждение, что средства на карте есть, и списывает их. Этим объясняются также ситуации, когда пассажир оплачивает проезд, а сообщение о списании средств получает уже после поездки.

Если из банка приходит информация, что на карте нет средств, а также в других случаях, когда списание средств прошло неудачно, карта попадает в «черный список», а за пассажиром остается долг 27 рублей. Тогда оплатить проезд пассажир должен другим способом.

Если бы при оплате проезда банковскими картами приходилось ждать подтверждения на месте, то около каждого пассажира кондуктор стоял бы как минимум две минуты. В условиях большого пассажиропотока это невозможно.

На карте есть деньги, но оплата не прошла. Что происходит?

Чаще всего оплата не проходит из-за того, что карта не является бесконтактной. Также нередко пассажиры неправильно прикладывают карту к валидатору. Не все кондукторы до конца разобрались с тонкостями работы новых аппаратов, с ними проводится дополнительный инструктаж. Карту необходимо полностью приложить к аппарату и оставить минимум на 2-3 секунды до звукового сигнала.

Бывают случаи, когда аппарат не сразу считывает карту. На нем появляется надпись: «Карта прочитана некорректно». В этом случае есть смысл приложить карту еще раз. В качестве подтверждения проведенной операции пассажир получает отрывной билет.

Бывает, что терминал с утра не смог связаться с банком и не обновил «черные списки». Тогда банковская функция будет недоступна до устранения неполадок. Пассажиры оплачивают проезд наличными средствами либо транспортной картой.

Оплата банковской картой за двух и более пассажиров. Можно или нет?

За одну поездку банковской картой можно заплатить только за одного человека. Это ограничение введено для того, чтобы исключить ошибочное списание средств повторно. У кондуктора может возникнуть необходимость проверить, оплатил ли пассажир проезд, так как он не может помнить каждого пассажира в лицо. В этом случае он повторно прикладывает карту к валидатору, который должен показать, что проезд уже оплачен. По этой же причине пассажиры могут не опасаться второй раз предъявлять кондуктору как транспортную, так и банковскую карту. Больше 27 рублей за одну поездку с карты не спишется.

Лишние деньги с карты, все же, списали. И ваш кондуктор ведет себя грубо

Всем, кто столкнулся с подобной проблемой при оплате проезда, средства будут возвращены в автоматическом режиме. Также можно обратиться на горячую линию АО «Транспортная карта» по номеру 8 (843) 262-80-80.

Жаловаться на кондуктора можно в само транспортное предприятие, обслуживающее маршрут. Также можно обратиться с жалобой в комитет по транспорту, который осуществляет общий надзор за предоставлением данной услуги, по телефону: 8 (843) 275-30-50.

Какой документ регулирует порядок оплаты проезда на городском пассажирском транспорте

На основании федеральных и республиканских законов принято постановление Исполнительного комитета «Об оплате проезда на городском пассажирском транспорте Казани с помощью бесконтакнтных банковских карт национальной платежной системы «МИР», международных платежей систем VISA, MasterCard и других электронных устройств с технологиями NFC». В числе прочего в нем прописаны все случаи, когда пассажир имеет право на бесплатный проезд.

В федеральном законе «О защите прав потребителей» в статье 16.1 «Формы и порядок оплаты при продаже товаров» говорится, что если в месте оплаты товаров и услуг не предоставляется доступ к интернету, то продавец (в данном случае транспортное предприятие) освобождается от обязанности обеспечить оплату с помощью национальных платежных инструментов.

Памятка слишком длинная. Что делать?

На этот случай мэрия подготовила видеорепортаж. Делимся.


Комментарии