Портрет казанского каршеринга в ДТП, сплетнях и экспертных мнениях

09 июля 2019
Аналитика

Почему первая авария с каршерингом «Яндекса» была нелогичной? Кто сидит за рулем люксовых машин «драйва», и почему хорошая идея с реально работающей арендой обернулась жалобами казанцев? Будем предполагать, считать аварии, делится сплетнями и экспертным мнением.

Засечь аварию с каршеринговым автомобилем «Яндекс.Драйва» - это «московские прятки» нового времени. Заметил – настучи сообщение, добавь фото, а лучше видео и жди свежей новости в ленте информагентств. Первая же авария с участием автомобиля «драйва» произошла еще в тестовый период. Предполагалось, что в полную силу каршеринг начнет работу летом, а ДТП оказалось в хрониках 28 мая. Ходили слухи, что эта авария была спланирована чуть ли не владельцами каршеринга в рекламных целях.

«Картинки в Сети, будто машина сильно разбита, а по факту ущерб минимальный. Кто-то говорил, колесо не в ту сторону, и, кстати, живые очевидцы так и не появились», – говорит источник «Казанского репортера».

О запуске сервиса в Казани действительно узнали. Если не из анонсирующих сервис объявлений, то из хроники происшествий. В июне только в нашей ленте, не особо пестрящей отчетами об авариях, появлялись новости о битых люксовых машинах «Яндекса» – 10-го был разбит Mercedes E-Class, а 20-го иномарку «драйва» раздели на парковке – сняли все четыре колеса. Кстати, Казань в этом плане не слишком отличается от Москвы – одним из самых цитируемых стал «аттракцион невиданной жадности», где из бака внедорожника сливают топлива, наполняя до краев одну канистру и быстро подставляя вторую. Впрочем, казанцев такое мелкое воровство волнует куда меньше, чем растущее число аварий с участием каршеринговых машин.


Идея хорошая, а реализация…

Сама по себе идея с каршерингом отличная, отметил в беседе с «Казанским репортером» координатор агентства «ПромРейтинг» Антон Глухов.

«98% парка личных автомобилей не используется на полную. Половина машин стоит у офисов, вторая – у дома. А тут работают работают сутками для разных людей без простоя, разгружая инфраструктуру. Неофициально владельцы каршеринга жалуются, что машины берут в аренду молодые водители без личного авто, а это самая опасная часть водителей. Те, кто в 18 лет получил права и уже на второй неделе вождения считают себя профессионалами. Свою роль играют желание порисоваться перед девушками и менталитет, когда пользуешься «ничьим» автомобилем, а значит, можно не беречь, не аккуратничать. К тому же, страховка все покроет. Тут целый комплекс причин, превращающих каршеринг в рисковую деятельность».

Ответственность клиента каршеринга в случае аварии ограничивается 30 тысячами рублей, все остальное гасится за счет страховки. Водитель может лишиться аккаунта в системе, но, как оказалось, купить новый – «белый», даже если у тебя нет прав на управление автомобилем, можно за сравнительно небольшие деньги – от 1500 до 5000 рублей. Только в мессенджере Telegram можно найти несколько каналов с предложениями в Казани, Москве и Санкт-Петербурге. В пабликах Вконтакте, судя по объявлениям, казанский водитель может позволить себе только липовый аккаунт «Карусели» - в Татарстане этот каршеринг появился раньше «драйва» с парком из 75 отечественных автомобилей. С аварийностью проблемы есть и у «Карусели», и у «Яндекс. Drive». Однако узнаваемая расцветка последних делает автомобили заметной мишенью на дорогах. Так, пару дней назад в массовую аварию на Чуйкова попали сразу пять автомобилей, в том числе, две иномарки «Яндекс. Drive».

«Проблема еще и в том, что в Москве каршеринг в 3-4 раза дешевле такси. И это толкает людей использовать машины по прямому назначению. Чтобы добраться до места, а не рисоваться. В Казани же – мы специально делали замер, услуга без учета бонусов и скидок равна такси или проигрывает, - объясняет Глухов. – Таким образом, массовый солидный человек не станет выбирать каршеринг. Зачем? Если можно сесть в такси и полностью снять с себя ответственность. Вот и получается, что основная аудитория каршеринга в Казани – это шалопаи».


Приживется или нет?

С точки зрения продавца, каршеринг – сплошные бонусы и радости для клиента. Мыть и заправлять машину не надо, парковка – даже муниципальная с тарифом, будет бесплатной, кататься можно не только в пределах города, но и вокруг. Но… средний казанский потребитель пока не слишком полюбил сервис. Впрочем, вопрос рентабельности остается открытым. Слишком мало времени прошло с момента запуска.

Неполной будет картина и без официальной статистики аварий с участием автомобилей «Яндекса» и «Карусели». Неясно, ведется ли такая ГИБДД. Внутри компаний, наверняка, данные собираются. Но выгодно ли их оглашать? Пока отчеты не публиковались. Кроме аварий есть и простой износ машин. Тестовые автомобили в салонах живут «год за 10» при том, что там за ними присматривает менеджер. Здесь же, когда никто не видит, забота о машине минимальная. Залезть в яму, припарковаться на газоне, поцарапать крыло или криво припарковаться… Мы и так не самые аккуратные потребители, а тут происходит еще большее снижение личной ответственности. Как поправить каршеринг, чтобы он заработал нормально, как минимум, без хамства и глупых аварий на дорогах?

«Я бы разделили каршеринг в Казани на две части. Для тех, кто ездит в центр города и всех остальных водителей, – предположил Антон Глухов. Скорее всего, в центр регулярно будут ездить более-менее адекватные и аккуратные водители, которые просто не хотят платить за парковку или пользовать дорогим утренним такси. А на окраину чаще всего едут водители без личных автомобилей, без целей в местах платной парковки. Кто они? Вчерашние лада-стритрейсеры? Думаю, что-то рядом. Вариант «взять на пробу» уже не работает – все адекватные водители напробовались, а остались, видимо, собирающие аварии».

В завершение, небольшая свежая зарисовка – в единственной картинке, где говорить «продолжение следует» совсем не хочется.


Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!