«1 день – 1 экспонат»: шашка Чанышева

04 июня 2019
Культура


Оружие, служившее самым разным воинам, ныне находится «на заслуженном отдыхе» в экспозиции Национального музея РТ. Автор проекта «1 день – 1 экспонат» Антон Райхштат не смог пройти мимо клинка прославленного генерала и изучил его историю.

Выставка «Стихия революции» в Национальном музее РТ очень точно отражает всю противоречивость и сложность того времени. В силу очевидных обстоятельств, здесь представлено немало оружия, но про один из экспонатов можно определённо сказать – это вещь с впечатляющей историей. Личная шашка генерала Чанышева – оружие противоречивое. Клинок побывал в руках офицера царской армии, басмача и воина-освободителя.

Эту шашку прославленный военный захватил во время боя с басмачами в Узбекистане. Сам Якуб Чанышев так описывает оружие: «Вот Вам шашка одного из самых свирепых атаманов (курбаши) ферганских басмачей Хал–Ходжи, которой он рубил головы мирного населения, сочувствующего Советской власти, и тех женщин – узбечек, которые сбрасывали «Фаранджу». Шашка была захвачена мною в бою, и этой шашкой я тоже рубил, но только головы басмачей».

– У оружия была совершенно другая рукоять, но после того, как она попала к басмачам, ее переделали на восточный лад. На шашке характерные для средней Азии узоры, – рассказал «Казанскому репортеру» научный сотрудник Национального музея РТ Николай Кукаркин. – Привлекает внимание еще одна любопытная деталь ножен – арабская надпись «шахимардан», что в переводе означает «предводитель молодых». Это может относится как к самому Якубу Джангировичу Чанышеву, так и к курбаши Хал-Ходжи, многие басмачи были людьми молодыми и безбашенными. Кроме того, на юге Ферганской долины, где в 1920 году шли ожесточенные бои с басмачами есть поселок Шахимардан. Я склоняюсь к варианту, что эти ножны были изготовлены непосредственно там. Стилистика исполнения рукояти и ножен очень сходна с работами мастеров древних Бухары и Самарканда.

Здесь же мы можем видеть и советские символы: серп и молот с пятиконечной звездой. Несомненно, они были нанесены уже после того, как шашка перешла в руки красноармейскому командиру. Впечатляет, как органично мастеру удалось вписать символику Советской власти в восточные орнаменты.

Интересно, что оружие оказалось, как минимум, дважды трофейным. Перед тем, как попасть в руки к басмачам, клинок принадлежал офицеру царской армии. Фактически это переделанная на восточный лад пехотная сабля образца 1913 года. На пяте клинка затерто клеймо мастера и государственная символика Русской императорской армии: герб Российской империи с одной стороны и вензель Николая II - с другой. Вероятно, первый из владельцев получил это оружие, начав службу в чине офицера при последнем русском императоре. Судя по клеймам, клинок был изготовлен для пехотного офицера Русской императорской армии в Санкт-Петербурге в период с 1913 до 1917 годы известной фирмой «Шаф и сыновья», поставлявшей свою продукцию императорскому двору.

С этой шашкой Якуб Чанышев прошел свой боевой путь до Берлина, то есть оружие стало свидетелем всех крупных военных событий нашей страны от Первой Мировой войны до Второй. Спустя почти два десятилетия после окончания Великой Отечественной, генерал передал ее в музей. Здесь ей и место.


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.

Материалы по теме
«1 день – 1 экспонат»: портрет Толстого
11:09, 9 сентября
Культура
«1 день – 1 экспонат»: как легендарный паром «Волгарь» обрел свое имя
06:09, 9 сентября
Культура
«1 день – 1 экспонат»: корабельный лес
11:08, 8 августа
Культура
«1 день – 1 экспонат»: монгольский кафтан
09:08, 8 августа
Культура

Комментарии