Мостовая под кремлем грозит стать новым «трудным уроком» для властей Татарстана

С середины мая под кремлем продолжается реконструкция мостовой. Закончить работы должны к августу. В последний месяц лета Казань принимает мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills-2019, и большинство градостроительных работ верстают именно по этому календарю. Впрочем, для мостовой это не первая верстка – созданная по строкам царского указа она была закатана в асфальт к визиту высоких советских чинов, воссоздана к 1000-летию Казани, затем пережила ремонт перед Универсиадой в 2013 году, а теперь и вовсе меняет свой облик к визиту рабочих.

Практически все покрытие уже сняли и примерили новый вариант «одежки». Вчера под кремлем появились аккуратные батареи плитки на замену, а еще раньше «Казанский репортер» наблюдал варианты выкладки свежего покрытия. На булыжники камень походил мало. На пригорке складировали что-то похожее на плитку, но никак не анонсированный чиновниками карельский булыжник. После выяснилось, что новый проект мостовой привлек не только наше внимание. В редакцию поступили вопросы от читателей примерно одинакового содержания – действительно ли булыжник меняют на плитку? Поиск ответа занял больше времени, чем ожидалось. Несмотря на то, что заказчик проекта был известен – это «Главтатдортранс», рассказать о проводимых работах без «переклички» чиновники не смогли.

Булыжная мостовая без булыжников

В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ нам предложили обратиться к городским властям – «заказчик работ – мэрия, поэтому только там смогут рассказать о проекте». В пресс-службе мэрии взяли паузу, отметив, комитет внешнего благоустройства готовит разъяснение, но город вовсе не является заказчиком работ. Кстати, такой неконтакт наблюдается не первый раз – несколько месяцев назад мы примерно также искали информацию о дублере Горьковского шоссе. Странной неосведомленность министерства выглядела еще и потому, что в середине мая пресс-секретарь структуры Наиля Клевлеева уже комментировала работы под кремлем:

«Обновить ее (мостовую – ред.) планируется примерно на 15 - 20 процентов, - поясняла представитель министерства. - В качестве материала, как и в прошлый раз, будет использован речной булыжник из гранита серого и черного цвета и красноватой яшмы, который привезут из Карелии».

В разъяснении комитета внешнего благоустройства места карельскому булыжнику не нашлось.

«В связи с жалобами туристов и жителей города особенно после ежегодно проводимых массовых мероприятий «Бессмертный полк», «Крестный ход» и др., в адрес Исполнительного комитета г.Казани о неудовлетворительном состоянии и небезопасном покрытии указанной булыжной мостовой, в комплексе работ планируется булыжник заменить на гранитный камень (по аналогии покрытия выполненного в Казанском «Кремле»), - передала слова представителей комитета пресс-служба мэрии. - В настоящее время булыжник с объекта демонтирован и вывозится на ответственное хранение. В дальнейшем демонтируемый булыжник планируется применять на объектах благоустройства города».

Выходит, неверными оказались и планы о замене лишь 15-20 процентов покрытия мостовой.

«Также в комплексе работ вдоль стен Кремля через улицу Баумана планируется обустройство наземного пешеходного перехода и на тротуаре со стороны Иоанно-Предтеченского мужского монастыря организация плавного спуска для пешеходов с колясками», - добавили в мэрии.

На каких именно объектах пригодится булыжник, пока неясно. Это отдельный вызов для квеста по городу, кстати, как и поиск информации о том, куда делся дореволюционный камень. В целом, известно, что его закатали в асфальт еще в советское время. А после, к 1000-летию Казани мостовую решили воссоздать. Содрали асфальт, ломами выкорчевали гигантские булыжники и… передали их на ответственное хранение казанцам. Конечно, не намеренно. Дело в том, что часть камней, складируемых у Ионно-Предтеченского монастыря, растащили жители города. «Вечерней Казани» удалось поговорить с очевидцем тех событий.

«Это были огромные гранитные булыжники, утопленные в песке, словно айсберги. На поверхности мостовой виднелась лишь малая их часть, отполированная веками, - вспоминает замдиректора турфирмы «Спутник-Казань» Юрий Перцев. - Каюсь, грешен: я тогда с разрешения рабочих увез к себе в сад несколько таких булыганов. Еле-еле погрузил их в багажник своей «девятки», после чего она капитально просела».

Качество исторической мостовой позволяло без тряски проезжать по спуску, чего не скажешь о новоделе, добавляет краевед Алексей Клочков. В беседе с «Казанским репортером» он предположил, что при воссоздании был шанс сохранить историческую мостовую хотя бы отчасти – впрочем, и тот вариант совсем уж древним он назвать не может.

«Мостовая эта явно перебиралась в начале 20 века, однозначно, поэтому ее нельзя назвать очень уж исторической. По ней ходили трамваи – поднимались и спускались, и по этой детали можно судить о возрасте мостовой. Трамвай закрыли в 1918 году, а, вроде бы, в 1924 году на субботнике только убрали рельсы. Через 6 лет после закрытия. А раз убирали рельсы, то и мостовую должны были перебрать».

Клочков полагает, воплотить можно было бы и полную копию той самой мостовой – с гладким покрытием, без тряски. Но это вопрос финансирования. Нужна ли такая затратная статья городу? Вряд ли. Краевед Леонид Абрамов в беседе с нами добавил, Ивановский спуск под кремлем был одним из немногих в городе из мощенных не местным камнем, а завезенным. Это был булыжник на века, теперь, к сожалению, утраченный. Рассказать, как разбирали валуны и куда отвозили теперь уже вряд ли кто-то сможет, отметил собеседник «Казанского репортера».

Личная неудача секретаря ВООПиК и ошибки нового времени

Своими корнями создание булыжных мостовых в Казани уходит в 1812 год. Именно тогда стал подниматься вопрос о замощении казанских улиц камнем. Это предложение Казанского губернского правления одобрил Александр I, а после всем прибывающим в Казань судам было предписано везти на эти цели по 10-30 камней. Возможно, пример такой бесценной мостовой многие увидели на обмелевшей Волге в Казани – участок в течение нескольких дней получил охранный статус. Ивановскому спуску под кремлем повезло меньше.

Если верить «Казанским историям», утрату исторической булыжной мостовой от улицы Ленина (Воскресенской, а сегодня Кремлевской) к улице Баумана личной потерей считала ответственный секретарь ВООПиК Валентина Гирева. Некоему высокому должностному лицу, инспектировавшему Татарскую АССР (мнения о его фамилии в источниках и воспоминаниях разнятся) эта мостовая не понравилась – немного протрясло его на спуске, говорится в городской летописи.

«История умалчивает – он приказал или местные начальники решили угодить, но мостовую решили заменить на асфальт. Но по существовавшим правилам разрешение на это должна была дать местная организация ВООПиК. После нескольких попыток заполучить подпись Валентины Николаевны, которая категорически возражала против такой замены, ее все-таки демонтировали, и утром вместо исторических камней был уже асфальт. И только на наших глазах булыжная мостовая была восстановлена, и вряд ли теми же самыми камнями, которые привозили в Казань пароходами».

Сегодня мы наблюдаем «трудные уроки» нового времени – буквально несколько дней назад президент РТ Рустам Минниханов через своего представителя говорил о необходимости привлечения общества к сохранению старины и обсуждению градостроительных проблем. Глава республики называл ошибкой снос Арских казарм и, сетовал, что сохранить их не удалось из-за низкой организации процесса. По причине отсутствия широкого обсуждения проблемы горожане не были вовлечены. В результате казармы снесли, а в общественном пространстве развернулись целые баталии с обвинением градозащитников. Спустя неделю мы наблюдаем точно такую же низкую организацию процесса под кремлем – с подменой проектов или попросту неверным их разъяснением. Да и само по себе разъяснение появилось уже после того, как камень под кремлем сняли рабочие. На эту часть проблемы в беседе с «Казанским репортером» обратил внимание краевед, автор телеграм-канала об истории нашего края «Архитектурасы» Ян Гордеев.

«Здесь речь идет не о памятниках старины, а о том, что власти ничему не научились и не умеют общаться с людьми. Это стилизованный новодел, он не находится под охраной закона. Но, тем не менее, это часть улицы, которую многие казанцы любят именно потому, что она булыжная. Это такая своеобразная связь со старым городом, в которой казанцы нуждаются с каждым годом все больше и больше. Мы это замечаем, поскольку старый город уходит все стремительнее и стремительнее. И больше всего меня раздражает здесь, что никто из чиновников не удосужился выйти и сделать объявление в прессе или в своих средствах массовой информации с простым объяснением: «ребята, у нас есть такая проблема, мы хотим заменить камень – давайте проведем те же самые общественные слушания». Об этом, кстати, постоянно говорит и Минниханов. Почему они этого не делают? Они ведь добиваются этим только одного. Люди, как пружина сжимаются и сжимаются, и когда-нибудь эта пружина выпрямится. И произойти это может очень жестко, также, как случилось в том же самом Екатеринбурге (в течение нескольких дней там продолжались столкновения противников строительства храма в парке и защитников этой идеи – ред.) Поэтому мы наблюдаем не проблему не отношения к памятникам – повторяю, это был новодел, стилизованная дорога, любимая горожанами, а трудности в выстраивании диалога власти и жителей».

Городом управляют люди, которые, чаще всего, некомпетентны в этом вопросе, добавил Гордеев. Даже оставить небольшой кусочек мостовой или другой исторический объект для людей – уже шаг вперед.

«Я только сегодня своим друзьям показывал сохранившиеся под асфальтом в Казани чугунные, старинные 19 века коновязи. Когда приезжал экипаж, телега или человек верхом к таким коновязям привязывали коня и уходили по своим делам. Господи, да их вытащить из-под асфальта и поставить маленькую гранитную табличку, проще простого. Это уникальная вещь! И как изменился бы уголок, как начали бы идти туда люди. Связь с городом, действительно, нужна людям. А ответственные, чьи имена все прекрасно знают, просто некомпетентны, трижды некомпетентны. Кроме денег они ничего не видят», - добавил наш собеседник.

Регина Алендеева.

Новости от партнеров
Материалы по теме
Генплан Казани на финишной прямой. Какие ошибки уже нашли, и чем недовольны жители
Исторические дома, спрятанные в Казани. Спасенные и утраченные
Афиша на выходные в Казани. Мороженое, танец гимнастов и цыганский джаз
«Отрицание-Злость-Торг…» Казани подарят 34 километра «заборов раздора»

Комментарии

  1. Сергей месяц назад
    Ломают историю как хотят.... как же историческое наследие? Где наши потомки смогут наглядно посмотреть как строили дороги в старину? Только на картинках... Да и сама булыжная мостовая гармонично вписывалась в исторический ансамбль кремля... Не о чем не думают власти... Лиж бы бабла тряхнуть.... досадно....
  2. Дж.Радари месяц назад
    Это если бы как на Красной площади заменили мостовую. Варвары...
  3. Володъка месяц назад
    Внутри крепости нужно стоянку сделать! А то в центре некуда машины ставить.
  4. Рамиль месяц назад
    Была старая булыжная мостовая, так нет, сломали в 70х, машины, видите ли ,зимой подняться не могут.Потом сделали асфальт - стало еще хуже.Снова сложили булыжник при этом жалуясь, что ох как трудно найти в речке этот самый булыжник. И теперь опять кому-то не дает покоя эта дорога. Деньги девать некуда что-ли?
  5. ЕЛЕНА месяц назад
    А наши главы вообще с чего взяли что это плохо??? Денег им мало???? Да блин .... куда вам столько!!! Только и можете что разрушать!!! Исторический центр города!!! О чем нибудь это им говорит....
  6. Константин месяц назад
    За два дня до приезда секретаря ЦК КПСС Егора Лигачева историческую булыжную мостовую на Ивановском спуске просто закатали в асфальт, чтобы было гладко - это 1986 или 1987 год. В 2005 убрали и асфальт и отличные камни, положили что-то попроще, пришлось в 2013 почти все переделывать, опять...