«1 день – 1 экспонат»: эскиз к поэме Тукая

28 мая 2019
Культура

Куда бегут тукаевские персонажи, выведенные рукой основоположника татарского изобразительного искусства и какие смыслы в этом можно увидеть? В сегодняшнем выпуске проекта «1 день – 1 экспонат» произведение искусства, объединившее в себе двух татарских гениев – Габдуллу Тукая и Баки Урманче… Из-за внушительного размера его довольно непросто экспонировать, и сейчас изображение хранится в фондах Национального музея РТ. «Казанскому репортеру» выпала редкая возможность увидеть рисунок целиком.

Экспонат под названием «Эскиз по мотивам поэмы Габдуллы Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» впечатляет сразу всем: и именами, и темой, и размерами, и предназначением. Скромно названное рисунком, графическое полотно оказывается весьма внушительным: более полуметра в высоту и шести с половиной метров в длину. Перед нами – эскиз для литературного музея Тукая работы Баки Урманче.

«Когда нас спрашивают, кто основоположник татарской поэзии и музыки, мы отвечаем: Габдулла Тукай и Салих Сайдаш. Когда нас спрашивают, кто основоположник татарского изобразительного искусства, мы отвечаем: Баки ага Урманче», – считал писатель и филолог Наки Исанбет. Рисунок объединил двух гениев татарской культуры – Тукая и Урманче. Именно Урманче первым из татарских художников обратился к тукаевской теме, и на протяжении почти всей жизни творчество поэта было для него одним из главных источников вдохновения.

Поэму «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» литературоведы называют крупнейшим произведением Тукая, вершиной его сатиры. До Баки Урманче художники не решались иллюстрировать эту весьма сложную для визуального осмысления поэму. Над этим внушительным полотном Урманче работал несколько лет, и итоговый замысел должен был стать ещё масштабнее.

– Роспись планировалось выполнить в одном из залов литературного музея Губдуллы Тукая. Длина ее должна была достигать 36 метров. Этот предмет поступил от самого автора, Баки Идрисовича Урманче, – рассказывает научный сотрудник Национального музея РТ Елена Ипполитова. – Проект этот так и не был реализован, и этот эскиз находился в музее Тукая. Он демонстрирует казанский период в творчестве поэта. Исследователи отмечают, что Баки Урманче один из немногих, кто воплотил в жизнь сам замысел этой поэмы. В этом рисунке он показал энциклопедию татарского общества начала ХХ века, детально прорисовывая все типажи.

Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что Баки Урманче был современником Тукая. С 1908 по 1913 годы художник жил и учился в Казани, будучи шакирдом медресе «Мухаммадия», часто бывал в знаменитой чайной гостиницы «Амур», которая в те годы являлась своеобразным литературным клубом. Там он часто видел прославленного поэта, жившего неподалеку от Сенной площади.

Рисунок интересен не только благодаря своим художественным достоинствам, но и с социальной точки зрения. Фактически, все персонажи здесь – ни что иное, как срез общества современников Тукая. И вот еще одна грань, философская: все эти люди, дети и старики, богатые и бедные, властолюбивые и безвольные, спешат на трамвай – метафора, полная символизма…


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.


Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!