Как работает служба спасения подростков в Казани, и каковы причины детских суицидов

27 мая 2019
Интервью

Едва услышав фразу «детский суицид», добрая половина общества впадает в панику и уже не воспринимает практические советы о помощи. Возможно, именно поэтому мы легко верим во всесильность «групп смерти» в соцсетях и другие уродливые проявления романтизации потусторонних миров, путая причины и следствия.

Интерес ребенка к такой «изнанке» может быть как простым проявлением любопытства, так и следствием более глубоких проблем. О том, как рассмотреть и не навредить, «Казанский репортер» говорил с педагогом-психологом центра психолого-педагогической помощи «Сердэш» МБУ МП Казани «КЦСО детей и молодежи «Доверие» Полиной Моисеевой.

«Не высмеять, не критиковать, а понять, принять, поддержать»

Служба «Сердэш» действует в нескольких направлениях сразу – это и профилактическая работа, и заочный прием сообщений, и беседы с детьми в самом центре. Вся «скорая помощь» в кризисных ситуациях аккумулируется в центре «Доверие», на базе которого созданы несколько служб. «Сердэш» - одна из них. Председатель Комитета по делам детей и молодежи Айрат Фаизов, говоря о «Доверии» в своем докладе, отмечал: специалистам удалось уберечь от суицида 87 детей. Отталкиваясь от этой внушительной цифры, мы и решили запустить серию материалов о казанской работе в кризисных ситуациях.

«Профилактика – это, например, наши визиты в ссузы и школы, где мы встречаемся с детьми. Говорим не только о том, как важна жизнь, но и рассказываем о телефоне доверия или, допустим, интернет-безопасности. Ключевая мысль таких бесед: если у вас есть какие-то трудности – необязательно связанные с темой сегодняшней встречи, вы всегда можете обратиться в психологический центр, - говорит Полина Моисеева. – У нас есть раздаточные материалы, где указаны телефоны – психологических центров, где можно получить квалифицированную, в основном, бесплатную помощь в трудные моменты. Мысль, которую мы пытаемся донести: ребята, не оставайтесь одни в такие минуты – есть люди, которые могут вам помочь. Не высмеять, не критиковать, а понять, принять, поддержать».

Родительские собрания в школах – следующая платформа, где педагоги-психологи выступают регулярно. Как раз здесь мамам и папам рассказывают о рисках суицида, которые, в том числе, связаны с ожиданиями взрослых от детей.

«Например, мы знаем, что те же самые экзамены вызывают сильное напряжение у молодых людей, и зачастую после ЕГЭ происходят нервные срывы и даже суициды. Мы рассказываем родителям про особенности возраста, о том, какая неустойчивая самооценка у подростков. Несмотря на то, что они бывают очень противоречивы в своих эмоциональных проявлениях, молодым людям важны принятие и поддержка. Они еще не настолько взрослые, чтобы самостоятельно справляться со всеми трудностями. Им очень нужны родители, понимающие взрослые».

Дополняет комплекс работа с педагогами в ходе семинаров или собраний.

«Здесь мы тоже рассказываем об особенностях возраста, о самоповреждающем и суицидальном поведении. Объясняем, почему нельзя недооценивать риски, развеиваем устоявшиеся мифы, даем рекомендации, как сделать образовательный процесс более безопасным. Опять же, очень большое внимание уделяем тому, что ребенок должен быть защищен от агрессии, насилия со стороны и педагогов, и сверстников. Та же самая травля является стрессовым фактором, который может спровоцировать суицидальное поведение молодых людей, - продолжает наша собеседница. – Мы отвечаем на волнующие учителей вопросы, акцентируем внимание на том, что намерения или действия подростков – это не просто привлечение внимания, но и сигнал собственной душевной боли и эмоциональном неблагополучии».

В самом центре работают с детьми, которые пришли за помощью сами или были направлены взрослыми, потому что у них возникают мысли суициде или ребята были замечены в самоповреждающем поведении. Каждый подросток, обратившийся в центр в кризисной ситуации, может рассчитывать на бесплатную консультацию. «Сердэш» - государственное бюджетное предприятие.

«Разбирая трудности детей, помогая им справляться с переживаниями, обсуждая сложности – мы прорабатываем все уже на месте, индивидуально, в соответствии с запросом клиента» - объясняет педагог-психолог.

Что беспокоит вашего ребенка?

Причины обращений могут быть самыми разными. Тут придется вспомнить и, главное, принять известную истину – все мы разные, как взрослые, так и дети.

«Мысли и чувства проявляются по-разному. У кого-то может случиться личностный кризис. Где мое место в мире? Для чего я живу? Это характерные юношеские вопросы. А у кого-то трудные отношения в семье. Собственная ненужность, проблемы со значимостью, - перечисляет наша собеседница. - У кого-то травля в школе. Или проблема, связанная с экзаменами – «если не сдам, жизнь будет закончена». Или страх разочаровать близких и родственников. Какую-то общую причину, тенденцию сложно вывести.

Безусловно, присутствует некое влияние заниженной самооценки. Но случается и просто безвыходное положение, когда подросток живет в ситуации насилия. Когда каждый день переживает унижения, оскорбления или побои. А может быть он просто запутался, поскольку не имеет достаточно жизненного опыта или инструментов для разрешения проблемы. Опять же, это могут быть ситуации, связанные с судом или страхом наказания. Логика здесь трагичная: чтобы не рассказывать о чем-то родителям, лучше покончу с собой. Такое тоже случается, к сожалению».

Добавим, есть несколько свежих примеров, которые, наверняка, на слуху каждого из нас – они просты и сложны, одновременно. Например, инцидент в казанской гимназии, где 17-летний парень с оружием какое-то время удерживал в кабинете детей и педагогов. Контуры привычного колумбайн-сюжета сбились почти сразу. Мальчик зашел в класс вооруженным, а спустя короткое время «плакал на груди» у директрисы, и, кажется, сам не понимал, что произошло. Сейчас школьник под домашним арестом, и в ближайшие недели с ним будет заниматься психолог. Директор говорила о вероятных проблемах в семье подростка, теперь родители взяли отпуск на несколько недель, чтобы постоянно находиться рядом.

Чуть раньше на первых полосах оказалась другая громкая история - о массовом избиении с участием школьников. Несколько ребят налетели на одного, пытаясь за что-то наказать. На общем собрании после резонансных обсуждений родители винили в произошедшем учителей. Педагогический состав пытался донести свою позицию: без помощи семьи невозможно гарантировать, что такие ситуации – с драками и нападениями толпой, не повторятся. Школа на своем уровне старается контролировать происходящее, но участвовать в воспитании должны и мамы с папами. Правы и те, и другие. А с трудностями, в конечном счете, сталкивается ребенок, которого вовремя не услышали, не заметили.

Как помочь ребенку с суицидальным поведением?

Дать высказаться, выслушать, найти ресурсы. Пунктов в методике не так много, но реализовать их на практике бывает сложно.

«В первую очередь, надо позволить рассказать о проблеме, не перебивая, не обесценивая сказанное. Мол, что ты дурью маешься? Такой молодой и о смерти думаешь. Нет. Мы понимаем, что тебе сейчас плохо, ты растерян, напуган. И мы слушаем тебя. Дальше мы пытаемся вместе искать ресурсы. Не просто в духе – «да, посмотри, твоя жизнь прекрасна!» Человек говорит нам, что думает о смерти, задумывается о том, чтобы сделать крайний шаг, а мы ему – «да нет же, все у тебя хорошо!» Мы не стараемся сразу переубедить, а делаем шаг навстречу: «Сейчас ты думаешь о смерти и тебе плохо. Но что помогает тебе оставаться живым, что тебя поддерживает? На что ты сейчас опираешься?» Всегда есть ресурсы, на которые ребенок опирается. И мы можем или усилить их, или помочь найти новые, о которых он просто пока догадывается».

Важно найти выход из положения помимо суицида. Ведь ребенок видит в нем единственный вариант исхода. А что еще можно предпринять? Куда еще можно обратиться?

«С одной стороны, это информирование. С другой, возможность выплеснуть напряжение без осуждения сказанного подростком, без порицания или какого-то неуважения к нему, к его чувствам. Уже потом мы начнем работать со страхами и тревогой, травматичным опытом и это будут именно психологические моменты».

Моды на суициды не существует

В надежде уберечь своих детей от любых угроз, мы сами придумываем «монстров под кроватью». Какие-то оправданы, другие – требуют обсуждения. Например, закон не позволяет упоминать способы совершения самоубийств в средствах массовой информации. Но насколько опасно такое упоминание для ребенка? Безусловно, сведения могут привлечь ненужное внимание. С другой стороны, никто еще не оценил эффективность подобного запрета.

«Если у подростка есть интерес к теме, он все равно будет искать способы узнать об этом больше, даже, не прибегая к помощи СМИ, - полагает Полина Моисеева. - Акцентируют внимание те, для кого эта тема актуальна. Но дети, подростки далеко не все думают о смерти. Кому-то это просто неинтересно. Мы не можем контролировать все источники информации, точно также, как не можем накрыть колпаком весь интернет. Если есть запрос на какие-то темы, они будут раскрыты. Но взрослые в состоянии вовремя обратить внимание на интересы ребенка, которые кажутся опасными. Насколько эффективен инструмент ограничения СМИ в обсуждении способа самоубийства, не могу сказать. Но я не сталкивалась с такой статистикой, когда ребенок прочитал о способе и принял какое-то для себя решение».

Еще одна спорная тема – мода на суицид. Наша собеседница не склонна верить в повальный интерес к самоубийствам, однако в субкультурах, действительно, существует эстетика самоповреждения, своего рода романтизация.

«Это и паблики «Вконтакте», и группы в Instagram, на которые могут быть подписаны дети. Картинки красиво и модно одетых молодых людей в «лентах» перемежаются с порезанными руками. Определенная эстетика для подростков в этом есть. Но модно ли это? Не могу сказать. У молодежи много что модно, и каждый выбирает свою линию. Если ребенок выбрал именно это, значит есть первопричина. Определенный уровень заражения или желания поддержать какую-то компанию может присутствовать, но это не основной мотив, которым руководствуются подростки».

В Казани за очной психологической помощью по проблеме суицидального поведения детей чаще приходят родители, но есть случаи и самостоятельного обращения ребят. Подобной статистикой с «Казанским репортером» поделилась пресс-служба мэрии. Популярней заочные беседы по телефону доверия8-800-2000-122 (работает круглосуточно и бесплатно). Как правило, после первого разговора с психологом обратившийся начинает задумываться, после четвертого визита к психологу мысли о смерти становятся неактуальны, говорят в мэрии. Тем не менее, после первичной консультации специалисты рекомендуют родителям дальнейшую коррекционную работу с несовершеннолетними.

Вместо послесловия

Число детских суицидов в России за год выросло почти на 14%. В 2017 году было зафиксировано 692 случая, в 2018 году – 788. Рост статистики уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова связывает с тем, что дети предоставлены сами себе и их проблемы не волнуют взрослых. К счастью, с этой первопричиной можно работать.

Если вы столкнулись с трудной жизненной ситуацией, специалисты службы «Сердэш» готовы оказать психологическую и педагогическую помощь вам и вашим детям, а также помочь в поиске ответов на ваши вопросы.

Адрес: Казань, ул. Годовикова, 14. Телефон: +7 (843) 571-15-80.

Регина Алендеева.

Новости от партнеров
Материалы по теме
«Уже поздно»: Захвативший одноклассников казанец выдвинул одно требование, но отказался и от него
07:05, 5 мая
Интервью
Дешевле протеза, удобнее трости. «Глаз-сканер» для слепых разработала казанская школьница
01:05, 5 мая
Интервью
Молочные смеси по рецепту. Как на самом деле выглядит «детский запрет», и когда его введут
08:04, 4 апреля
Интервью
«В Татарстан вернулись 90-е». После избиения школьника толпой провели общее родительское собрание
05:04, 4 апреля
Интервью

Комментарии