Пещеры, секретная «железка» и старая водокачка. Краеведы о новых маршрутах на обмелевшей Волге

21 мая 2019
Общество

Обмелевшая Волга, с одной стороны, приблизила Татарстан к экологической катастрофе, с другой, открыла дорогу большому числу жителей к истории края – как в прямом, так и в переносном смысле.

Громче всего позвучала старая, еще дореволюционная дорога к Дальнему Устью и Бакалде. После проверочной экспедиции «Загадок Казани» к ней потянулись сотни человек в надежде рассмотреть открывшуюся «казанскую Атлантиду» и найти собственные сокровища. Интерес к мостовой был так велик, что тащить начали все подряд – от ржавых железяк до камней, которыми вымощена сохранившаяся дорога 19 века. О «хозяйственных» гостях рассказывала помощник президента РТ Олеся Балтусова. А после в Комитете РТ по охране объектов культурного наследия сообщили, охраной займется администрация Вахитовского района Казани.

Историческая ценность дороги установлена. Совсем скоро в республики появится новый объект культурного наследия. Вопрос лишь в том, как провести все необходимые процедуры. Специалисты ведут споры. Пока решено, что на охрану ставят все покрытие, как объект археологического наследия. После установки статуса выявленного памятника должна пройти процедура историко-культурной экспертизы, пояснила ранее Балтусова. Экспертам предстоит подготовить ее, и в ходе проводимой работы границы памятника могут измениться, точно также, как его название и значение.

«Возможно, считает, например, исследователь Сергей Саначин, это инфраструктурное сооружение достойно статуса памятника градостроительства, а не археологии, - писала помощник президента РТ. - Ближайшее время Институт археологии направит результаты обследования в комитет и заявку о включении в выявленные памятники. Комитет по охране объектов культурного наследия рассмотрит и издаст приказ о выявлении».

В минувшие выходные территорию старой дороги начал охранять патруль. Появились знаки, информирующие о новом статусе объекта. А с приезжающими за ценным грузом жителями стали проводить профилактические беседы. За нарушения предусмотрена административная или уголовная ответственность, отмечали в Комитете РТ по охране культурного наследия.

Личные исследования и сокровища старой дороги

Пока специалисты заняты процедурой перевода старой дороги в новый статус, гуляющие по дореволюционной мостовой проводят собственные исследования. Например, экскурсовод Айрат Гатаулин говорит не только о мостовой, но и о Волге, которая сегодня открывается точно также, как когда-то древним болгарам, викингам, арабам и персом. Такой ее видели императоры не одну тысячу лет назад.

«Та самая дорога выложена мостовым камнем и, конечно, волжскими волунами, - продолжает экскурсовод. - По указанию Александра I 1812 года все суда, приходящие в Казань, должны были привозить по 10-30 камней (для мощения городских улиц)».

Вдоль каменной мостовой можно рассмотреть даже части деревянных столбов. Айрат Гатаулин полагает, это те самые, что охраняли жизнь пешеходов от рванувшей лошади или не давали опрокинуться телегам.

Гулявшие по мощеной мостовой чего только не находили. Были даже снаряды, к счастью, учебные. Кадрами делилась Мария Петрова. А после в пресс-службе МВД РТ рассказали, все снаряды уничтожены саперами на месте, и опасности для жизни людей они не представляли.

Одна из самых частых находок – плитка, как правило, битая. Некоторые из фрагментов удалось идентифицировать. Экскурсовод Юлия Жизневская разглядела клеймо Маrywil. Напольную плитку с такой «биркой» производили в польском городе Радом с 1896 года.

«Плитко широко экспортировалась по разным городам и странам. И была популярна в домах начала 20 века, - делилась экскурсовод. - В интернете нашлись упоминания этой плитки, например, в Кишиневе и Москве. В Казани данная плитка встречается, например, в доме Кисилевского на Муштари».

Другие наблюдательные казанцы говорят, что в общей груде осколков нашли примеры елабужских мастеров городской фабрики.

Спор о Сюкеевских пещерах

Старая дорога – не единственный интересный объект, «всплывший» в результате обмеления Волги. Например, Анвару Маликову вместе с Сергеем Головиным и представителями сообщества «Мобильные краеведы Татарстана» удалось изучить Сюкеевские пещеры. По крайней мере, есть такое мнение. В большинстве источников пишут, что Сөйки мәгарәләре были открыты еще в 19 веке, однако к нашему времени их затопило Куйбышевское водохранилище. Лишь в некоторые можно было заплыть на лодке, остальные скрывались под толщей воды. С обмелением Волги ситуация изменилась.

«Редкая возможность запечатлеть живописные виды и минеральные породы (твердый, блестящий гипс, больше похожий на кварц, голубая глина…) Обрывы похожи на слоеные торты – по слоям можно изучать геологическую историю Земли. Где тут Юрский, где Меловой периоды, - делился впечатлениями Маликов. - Изнутри открывается великолепный вид на противоположный берег Волги – как раз на город Болгар. Говорят, замечательное зрелище ночью – когда там включается ночная подсветка. Кстати, расстояние между берегами в этих местах доходит до 40 км».

К согласию участники дискуссии о пещерах так и не пришли. Одни настаивали на «сюкеевской» версии, другие заверяли, что авторы фотографий гуляли по штольням гипсового рудника 30-40-х годов, которые никогда не топит. Они доступны круглый год, писал Алексей Гунко. В конце концов, сошлись на «Сюкеевском руднике, как третьей по длине искусственной пещере России».


Новые казанские маршруты

«Загадки Казани», пока еще есть возможность, продолжили исследовать городское мелководье. Юля Жизневская описала два новых маршрута – оба «крутятся» вокруг Порохового завода. Первый – бывшая железнодорожная насыпь, которая вела к старому волжскому водозабору.

«Замечали кирпичную башенку и причудливое кирпичное здание на острове, проходя на омике вверх по Волге (в сторону Печищ, Верхнего Услона и Свияжска) или на пароме? Это остров старой водокачки, предположительно отсюда брал воду казанский Пороховой завод и часть Заречья. Построили его на рубеже XIX-XX столетия».

Пока брели к водокачке, исследователи наткнулись на дорогу или даже линию, напоминающую насыпь. Прошли еще чуть-чуть - увидели рельсы и одну шпалу, утонувшую в тине.

«Про трамвай в Игумновой слободе или Красной (в разные времена это место называлось так), идущего от Петрушкиного разъезда до Старой водокачки я ничего не слышала, - пояснила Юлия. - Да и на картах не припоминала. Пришла домой и начала детально перерывать старые карты Казани. И обнаружила очень интересную деталь».


На немецкой карте Казани 1941 в Красной или Малой Игумновой слободе явно видна железнодорожная ветка. При этом в советской версии 1940 года и последующих до затопления водохранилища эта ветка не значится. Объясняя свою теорию, Юлия опубликовала черно-белую немецкую карту и цветную – советскую. Синим овалом выделила ж/д ветку в Игумновой слободе. Желтым - линию трамвая от Петрушкиного разъезда до Дальнего Устья, шпалы и рельсы которой нашли во время прогулки по островам той самой старой дороги. Красным - шоссейную дорогу, вышедшую из воды на Дальнее Устье.

«Теперь вспоминаем. Секретные объекты, или, скажем, объекты стратегического назначения на всех картах зачастую не указываются, а немецкие карты чаще всего делались на основе аэрофотосъемки. Скорее всего эта ж/д ветка была не общего пользования. Можно предположить, что она служила для нужд Порохового завода. Вероятно, для него же строили и водокачку. Косвенно это подтверждают и статьи в сети от тех, кто ходил по этой дороге в 2010-м, когда тоже была низкая вода».

Впрочем, в завершение Юлия отмечает, что информации пока недостаточно и призывает казанцев делиться своим кусочками «пазла», чтобы сложилась вся картинка. Последний открытый «Загадками Казани» объект – та самая водокачка, уже упомянутая в истории о секретной железной дороге. По всей видимости, водозабор на острове в районе Адмиралтейской слободы на Волге обеспечивал водой Пороховой завод и Заречье до 1957 года, пока Куйбышевское водохранилище не затопило территорию.

«При поднятии воды водонапорная башня и главный корпус оказались на возвышенности и в итоге получился остров. Который в народе так и прозвали: остров старой водокачки, - поясняет экскурсовод. - Если на водохранилище очень низкий уровень воды, остров старой водокачки перестает быть островом и соединяется с берегом. Потому что изначально островом он не был. И к нему можно подойти ногами».

Важно знать, эта прогулка может стать небезопасной. В самом здании есть провалы – в том числе, это огромный колодец и ничем не закрытые штольни. Кроме того, идти придется через ил, местами зыбкий.

В завершение добавим, уровень Куйбышевского водохранилище должен подняться до привычных значений после первой недели июня. Пока же вода прибыла на 20 сантиметров. Постепенно высота будет увеличиваться, а значит, путешествия по открывшимся местам станут еще более рискованными.

Материалы по теме
Что происходит с наследием города с точки зрения горожан, исследователей и чиновников?
10:07, 7 июля
Общество
Олеся Балтусова: ​«Мы не спасли Арские казармы...​»​
11:05, 5 мая
Общество
Вместо уничтоженных Арских казарм – парковка. Хроники ликвидации русской военной готики
01:05, 5 мая
Общество
Фарида Забирова: «Весь мир отозвался на пожар в Notre-Dame, а у нас-то 40 деревянных церквей за 20 лет сгорели как свечки!​»​
05:05, 5 мая
Общество

Комментарии

  1. Илья 2 месяца назад
    Не все одной Казанью ) есть еще Епанчино у Атабаева и Старый Спасск-Куйбышев у Щербети на другом берегу Камы. Но это, видимо, в следующий раз.