«1 день – 1 экспонат»: бокка

18 мая 2019
Культура

Зачем знатные монгольские женщины носили на голове трубу, и кто им помогал в этом нелегком деле? Мы продолжаем проект «1 день – 1 экспонат». Его автор Антон Райхштат изучил вещь, которой нет аналогов во всем мире.

На выставке «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки чингисидской империи» в центре «Эрмитаж-Казань» есть вещи, которые выглядят довольно необычно. Этот головной убор – как будто воплощение фантазий кутюрье высокой моды. Такие шапки, носили представительницы монгольской элиты. Её размер отражает высоту социального статуса. Такую бокку, например, носила императрица Чаби, старшая жена Хубилая.

Этот сложный головной убор для знатных замужних женщин шили из шелка и обильно украшали драгоценностями. К шапочке часто прикреплялись с помощью конского волоса мелкие речные жемчужины, а ее верх украшался павлиньими перьями. Здесь же находилось место для медальонов. Самая заметная часть бокки, труба имела каркас из бересты. Туда дама вкладывала свои косы: волосы в те времена мыли редко, их прятали под головные уборы.


– Кроме головного убора надевались еще и халаты огромных размеров: полтора на два метра. Если мы все это представим на монгольской женщине, возникает вопрос – как она передвигалась? – рассказывает ведущий специалист центра «Эрмитаж-Казань» Маргарита Тихонова. – У нее были помощницы. Есть свидетельства путешественников, которые описывали как знатная особа во всем этом выходила и 15 женщин помогали ей, в том числе и придерживали бокку.

Посетители центра «Эрмитаж-Казань» могут видеть этот головной убор высотой 90 сантиметров практически в первозданном виде. Бокка конца XIII – начала XIV веков уникальна по своей сохранности. В мире больше нет подобных вещей.


И спустя 700 лет бокка хранит свои тайны. Дело в том, что ученые до сих пор не решаются открыть металлический футляр, который находится в верхней части головного убора. Известно, что внутри него находятся некие письмена, вероятнее всего молитвенные тексты, но их содержание остаётся загадкой. Исследователи просто боятся повредить их при вскрытии.


Антон Райхштат, совместно музеем-заповедником «Казанский Кремль».

Портрет высокопоставленной дамы в бокке, вторая половина XIII – XIV в

Этот материал можно прочитать и на татарском языке.

Комментарии